Рабочая программа воспитателя
рабочая программа (старшая группа) на тему
рабочая программа воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Черлакский детский сад №9»
Рабочая программа
старшей группы
(в соответствии с ФГОС ДО)
на 2016-2017 учебный год
Воспитатель: Парамонова Ирина Валерьевна
Содержание
- Целевой раздел:
- Пояснительная записка
- Цели и задачи
- Возрастные особенности
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса
- Ожидаемые результаты
- Содержательный раздел:
- Особенности организации образовательного процесса в группе
- Содержание психолого-педагогической работы
- Задачи по 5 образовательным направлениям
- Комплексно-тематическое планирование в старшей группе
- Организационный раздел:
- Работа с родителями
- План работы по ОБЖ и ПДД с детьми старшей группы
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с ООП Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Черлакский детский ад №9», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.
В образовательной работе с детьми использует программы:
- Основы безопасности детей дошкольного возраста./ Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б Стёркина. СПб.: Детство пресс, 2004;
- «Я - человек». Программа социального развития ребёнка. С.А.Козлова. М: Школьная пресса, 2005;
- Занятия по развитию речи в детском саду: Кн.для воспитателя детского сада/ Ф.А.Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993;
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания , обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки». М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», 2007
- Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста, 2008г;
- Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий Л.В. Куцакова,2006г;
- «Математика от 3 до 7» З.А.Михайлова,1998г;
Реализуемая программа строится на принципе личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ, ст. 43, 72.; Конвенция о правах ребёнка(1989г.); Закон РФ «Об образовании»; СанПин 2.4.1.3049-13; Устав ДОУ; ФГОС ДО
Цели и задачи
реализации рабочей программы старшей группы сформированы на основе анализа:
- Федерального государственного образовательного стандарта;
- Примерной основной образовательной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой , Л.М. Гурович:2007г;
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.
- Рабочей программы воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Старшая группа /авт.Н.А.Гладышева-Волгоград: Учитель 2014.
- Характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Цель и задачи
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребёнка.
- Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- Использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
- Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
- Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образовании детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Старший дошкольный возраст (5–6 лет). Ребёнок 5–6 лет стремится познать себя и другого человека как представи-теля общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь-десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но
нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится
нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблема-ми семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5— 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ,
средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
Принципы и подходы в реализации образовательного процесса
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
3.Принцип критерия полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
4.Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
5.Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6.Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
7. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
8.Принцип построения образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Подходы в организации образовательного процесса
Подход | Что предусматривает |
Личностно-ориентированный | Организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребёнка - главный критерий его эффективности. Реализация подхода- создание условий для развития личности на основе изучения его интересов и способностей |
Деятельностный | Организация деятельности в контексте образовательного процесса: структура деятельности, цели, виды, формы и методы развития и воспитания |
Аксиологический (ценностный) | Организация развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей |
Компетентностный | Формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения задач:
|
Диалогический | Становление личности, развитие её творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми |
Системный | Рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений связей между ними. Принципы подхода:
|
Средовой | Использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии ребёнка.
|
Проблемный | Сформировать Программу с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области целевых ориентиров развития. Проектирование и реализацию деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации. Интересам общества( запросами родителей) и потребностями ребёнка. |
Ожидаемые результаты
К шести годам
Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения.
Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.
Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений.
Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к
общению других детей.
Может предварительно обозначить тему игры; заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
Самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать.
Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует.
Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем. Знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности.
Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.
Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.
Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира.
Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, вла-деет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляют последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.
Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
2. Содержательный раздел
Особенности организации образовательного процесса в группе
- Социально коммуникативное развитие – формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
- Познавательное развитие – познавательно исследовательская деятельность - формы образовательной деятельности: РЭМП, беседы, дидактические игры, рассматривания картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины.
- Речевое развитие – развитие речи – формы: беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин.
- Художественно-эстетическое – изобразительная деятельность - формы: рисование, лепка, аппликации, конструирование; восприятие художественной литературы и фольклора- формы: беседы, слушание, чтение, заучивание стихов, театрализованная игра; музыкальная деятельность – формы: слушание, пение, импровизация, музыкальные праздники, досуги.
- Физическое развитие – двигательная деятельность - формы: подвижные игры, упражнения, спортивные игры, физкультурные досуги.
Содержание психолого-педагогической работы
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольника с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики: возрастные и индивидуальные особенности детей старшей группы: все дети в группе в совершенстве владеют навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят своё поведение придерживаясь игровой роли.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. Дети знают цвета и оттенки.
Задачи по 5 образовательным направлениям
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Комплексно – тематическое планирование в старшей группе
№ | Тематическая неделя | Примерное содержание образовательной программы |
Сентябрь | ||
1 | Сегодня – дошколята, завтра – школьники. | Познакомить детей с осенним праздником – День знаний; формировать знания о школе, интерес к школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как ближайшем социальном окружении; развивать доброжелательные отношения между детьми; создавать эмоционально положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам; воспитывать уважение к труду педагога. |
2 | Осенняя пора очей очарованья. | Учить детей различать и характеризовать приметы ранней осени, проводить фенологические наблюдения; расширять представления о живой и неживой природы; воспитывать эстетическое отношение к природному миру. |
3 | Труд людей осенью. | Закрепить представления детей об осеннем урожае, о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях (хлебороб, тракторист, комбайнёр) и техники; расширять знания о выращивании зерна. |
4 | Земля – наш общий дом. | Сформировать у детей понятие, что наша планета огромный шар покрытый морями, океанами, материками, окружённый слоем воздуха; расширять знания детей об экосистемах, природно-климатических зонах, живой и неживой природы, явлениях природы, разнообразие видов растений и животных. |
Октябрь | ||
1 | Мой посёлок | Закрепить и расширить знания детей о родном посёлке: название, символы, основные достопримечательности(места отдыха, исторические памятники), познакомить с историей возникновения, его названия, названия главных улиц, воспитывать чувство восхищения красотой своего посёлка. |
2 | Родная страна | Расширять знания детей о своей родной стране, представление о том что Россия огромная многонациональная страна; формировать интерес к малой Родине, познакомить со столицей России, с гербом, флагом, гимном, воспитывать патриотические чувства. |
3 | Мир предметов и техники | Расширять знания детей о предметах и технике, способах их использования, учить устанавливать связи между назначением предметов, строением и материалом, из которого сделан предмет; поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам; побуждать самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию. |
4 | Труд взрослых. Профессии. | Развивать у детей интерес к разным профессиям, знания о конкретных профессиях и взаимосвязях между ними; формировать отчётливое представление о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека, создавать условия для обогащения игровой деятельности позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий, воспитывать уважение благодарность к близким и незнакомым людям создающие своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности. |
Ноябрь | ||
1 | Семья и семейные традиции | Расширить представления детей о семье и родственных связях; вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах и уважением к семейным традициям, воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним. |
2 | Наши добрые дела | Формировать у детей ценностные представления о добре и зле; обучать способам и формам выражением доброты друг к другу, доброты родным, окружающим людям, животным, природе; совершенствовать коммуникативные навыки, навыки культурного общения со взрослыми и сверстниками, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание у умение работать сообща. |
3 | Поздняя осень | Расширять знания детей о характерных признаках поздней осени, об изменении жизни растений, животных, птиц; вызвать желание и воспитывать умение любоваться красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушание художественных текстов, практического взаимодействия с миром природы. |
4 | Мир комнатных растений | Закрепить знания детей о комнатных растениях и приёмах ухода за ними : учить описывать растения, отмечая существенные признаки, воспитывать стремление беречь растения, ухаживать за ними. |
Декабрь | ||
1 | Зимушка –зима | Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой; воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность и познавательную активность. |
2 | Будь осторожен | Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми, развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, познакомить с универсальными способами предупреждения опасных ситуаций, учить обращаться за помощью взрослых в случае их возникновения. |
3 | Готовимся к новогоднему празднику | Расширять знания детей о традициях праздничной культуры, обычаях Нового года в нашей стране и в других странах; побуждать самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию; воспитывать желание порадовать близких изготовить для них подарки. |
4 | Зимние чудеса | Учить детей видеть и эмоционально воспринимать красоту зимней природы, многообразие природного мира; развивать интерес к новогоднему празднику, его торжественности и уникальности; стимулировать проявление детской любознательности, стремления к наблюдению, экспериментированию, изучение материала энциклопедии. |
Январь | ||
2 | Неделя игры | Обогащать игровой опыт каждого ребёнка посредством включения в сюжетно-ролевую игру, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных играх драматизациях, народных, хороводных, развивающих играх- экспериментированиях, в играх с готовым содержанием и правилах, в подвижных играх и спортивных развлечениях, создать условия для активной, разнообразной творческой деятельности. |
3 | Неделя творчества | Поддерживать и стимулировать поступки самостоятельного познания детьми окружающего мира, развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на появление красоты в окружающем мире, эмоционально-ценностные ориентации, познавательную активность, кругозор. |
4 | Неделя познания. Зимушка хрустальная | Расширять знания детей о зиме, о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы, учить наблюдать и видеть причинно-следственные связи, развивать познавательную активность, любознательность, логическое мышление. |
Февраль | ||
1 | Друзья спорта | Расширять знания детей о различных видах спорта; формировать интерес к физической культуре и спорту; желание заниматься спортом; познакомить с доступными сведениями из олимпийской истории, с символами и ритуалами Олимпийских игр. |
2 | Юные путешественники | Продолжать знакомить детей с глобусом-моделью земного шара, дать элементарные знания по географии; расширять знания о реках, морях, океанах, жителях морского дна и континентах, природно-климатических зонах, воспитывать бережное отношение к своей земле , стремление к познанию окружающего мира. |
3 | Защитники отечества | Расширять знания детей о Российской армии, о трудной но почётной обязанности защищать Родину, о разных видах войск, боевой техники, формировать у мальчиков стремление быть сильным, смелым, стать защитниками Родины, у девочек уважение к мальчикам как к защитникам Родины. |
4 | Народная культура и традиции | Расширять знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно-прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта, воспитывать интерес и любовь к народной культуре. |
Март | ||
1 | Женский праздник | Активизировать знания детей о празднике 8 марта; развивать гендерные представления; воспитывать доброе, внимательное отношение к женщинам; любовь и заботу о маме и бабушке; вызвать желание оказывать помощь женщинам. |
2 | Уроки вежливости и этикета | Расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их, развивать умение соблюдать этику общения, познакомить детей с основными правилами этикета разговора по телефону, культурой общения в общественных местах, столового и гостевого этикета. |
3 | Весна пришла | Расширять знания детей о времени года - весне, поддерживать проявления интереса к природе, к наблюдению, экспериментированию, изучение материалов энциклопедий, развивать умение ориентироваться во времени и сезонах, используя различные календари. |
4 | Неделя книги | Познакомить детей с содержанием деятельности писателя, художника-иллюстратора, художника оформителя, процессом создания книг, правилами обращения с книгами, развивать интерес к книге, воспитывать любовь к книге. |
Апрель | ||
1 | Неделя здоровья | Формировать знания детей об организме человека, о здоровье и его ценностях, полезных привычках укрепляющих здоровье, о мерах профилактики, охраны и укрепления здоровья; способствовать становлению у детей стойкого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни потребности в здоровьесберегающем и безопасном поведении. |
2 | Космические просторы | Дать детям знания о космосе, космическом пространстве, о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, о происхождении луны, солнца, звёзд; учить самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию, делать маленькие открытия, включать в поисковую деятельность. |
3 | Юный гражданин | Дать детям понятия, что каждый человек, ребёнок обладает равными правами, раскрыть содержание прав человека, детей; формировать начало гражданственности, развивать толерантность и чувство свободы. |
4 | Дорожная азбука | Дать детям знания о безопасном дорожном движении пешехода, и пассажира транспортного средства, учить соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте и на дорогое |
Май | ||
1 | 9 мая | Расширять знания детей о Великой Отечественной войне и её героях; познакомить с памятниками героями Великой Отечественной войны, воспитывать детей в духе патриотизма и любви к Родине. |
2 | Искусство и культура | Формировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в ходе посещения музеев, экскурсий к разным объектам искусства; познакомить с разными видами искусства; подвести к пониманию к ценности искусства и культуры; развивать эстетические интересы, предпочтения желания познать искусство. |
3 | Опыты и эксперименты | Учить детей организовывать собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов, обсуждать цель и ход эксперимента с другими детьми; развивать интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм, побуждать самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы. |
4 | Экологическая тропа | Расширять знания детей о растениях и животных, птицах, насекомых, обитателях водоёмов; развивать интерес к природе; воспитывать стремление оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным правилам поведения в природе. |
3. Организационный раздел
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
2016 – 2017 год
Месяцы | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Индивидуальная работа | Ответственные |
Сентябрь | 1. Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 5 – 6 лет». 2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 3. Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы». 4. Консультация «Всё о развитии детской речи». 5Папка-передвижка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». 6. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». 7- Консультация «Всё о детском питании» | Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 5 – 6 лет. Психолога – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. Ознакомление родителей с правилами сбора грибов и опасностью их употребления в пищу. Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома. Повышение педагогической культуры родителей | Беседы по адаптации, обновление группового инвентаря, участка. Консультация для родителей по правильному выполнению логопедического домашнего задания. | Воспитатели. Воспитатели. медсестра Воспитатели, родители. логопед |
Октябрь | 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке». 3. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?». 4. Коллаж для родителей «Познакомьтесь, это я!». Рисунки родителей и детей. 5. Папка-передвижка для родителей «Какие родители, такие и дети!». 6. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников». |
| Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого» Беседы «Одежда детей в группе и на улице, ее маркировка». Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ | воспитатели |
Ноябрь | 1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?». 2. Консультация «Одежда детей в группе». 3.Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». 4. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». 5. Тестирование родителей. Тема: «Откуда опасность?». |
| Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения Консультация «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».. | воспитатели |
Декабрь | 1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». 2. Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора». 3. Тестирование родителей. Тема: «Состояние здоровья вашего ребёнка». 4. Консультация «Жизнь по правилам: с добрым утром». 5. Анкетирование родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье». 6. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». 7. Трудовой десант пошив костюмов для детей к Новому году |
| Беседа «Здоровье ребёнка в наших руках». Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». | Воспитатели медсестра |
Январь | 1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы». 2. Памятка для родителей. Тема: «Приглашаем к сотрудничеству». 3. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». 4. Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям». |
| Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?». | воспитатели |
Февраль | 1. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». 2. Анкетирование Отцов и дедушек, тема: «Каковы вы мужчины?». 3. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей». 4. Памятка для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников». 5. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья». 6. Поделки родителей и детей «Наши увлечения». |
| Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». Беседа «Основы нравственных отношений в семье». | Родители воспитатели |
Март | 1. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!». 2. Выставка детских работ «Мы едим, едим, едим». 3. Творческие работы детей к 8 марта «Мама, моё солнышко». 4. Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». 5. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. |
| Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города». Консультация «Азбука дорожного движения». | Родители воспитатели |
Апрель | 1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 2. Памятка для родителей «Как измерить талант?». 4. Педагогический всеобуч «Музыка и дети». 5. Памятка для родителей «Пойте ребенку песни». |
| Консультация «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях». Консультация «Развитие творческих способностей ребенка | воспитатель Муз. Руководит. |
Май | 1. Итоговое родительское собрание по теме: «Растём играя» с просмотром открытого занятие по математики для родителей воспитанников. 2.Памятка для родителей «Изобразительная деятельность дошкольников». 4.Трудовой десант Участие родителей в благоустройстве группы. |
| Консультация «Развод родителей – это серьезно». Консультация «Все о компьютерных играх». | Воспитатели |
План работы по ОБЖ И ПДД с детьми старшей группы
Сроки проведения | Наименование мероприятия | Задачи | Форма работы |
Сентябрь | «По дороге в детский сад» «Прогулка в осенний лес. Ядовитые грибы и ягоды» «Труд людей осенью. Безопасные помощники» «Кошки и собаки наши друзья» | Рассказать о дорожных знаках: «Пешеходы», «Дети», «Внимание»; подробно объяснить детям, где безопасно переходить дорогу. Учить детей различать отдельные съедобные и ядовитые грибы и ягоды, травы, правильно вести себя в лесу. Расширять знания детей о садовом инвентаре, закрепить навыки его безопасного использования. Сформировать представление о том, что можно чего нельзя делать при контактах с животными. | Беседа Экскурсия, наблюдение Беседа Беседа |
Октябрь | «О правилах поведения в общественном транспорте» «О безопасности на дорогах» «Предметы быта» «Огонь и укротитель огня» | Сформировать представления о правилах поведения в транспорте. Сформировать представление о правилах безопасности на дорогах. Закрепить знания детей о предметах быта, правилах пользования ими. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. | Беседа Беседа Беседа Беседа |
Ноябрь | «Беседа о безопасном поведении по произведению С.Маршака «Сказка о глупом мышонке»» «Правила ОБЖ мы узнали, детьми, воспитанными стали» «Путешествие в мир исчезающих растений и животных» «Уход за комнатными растениями» | Учить анализировать произведение, выделяя в нём юмористические моменты, моменты безопасного поведения и деятельности. Познакомить детей с основными правилами основ безопасности жизнедеятельности и воспитанности. Познакомить детей с красной книгой и ядовитыми растениями. Расширять знания детей об инвентаре для ухода за комнатными растениями, закрепить навыки его безопасного использования. | Беседа НОД НОД Беседа |
Декабрь | «Зимние забавы » «О правилах важных пожаробезопасных» «Спички причина пожара» «Неожиданности и неприятности» | Учить детей соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх. Познакомить с профессией пожарного, развивать понимание того что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Формировать представление о том, что спичками могут пользоваться тока взрослые. Учить детей привлекать внимание взрослых в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций. | Беседа Нод Беседа Беседа |
Январь | «Безопасные игры» «Безопасное творчество» «Основные правила пожарной безопасности» | Учить детей соблюдать правила безопасного поведения в разнообразных играх Закрепить с детьми навыки пользования опасными предметами для ручного труда Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, объяснить какой вред приносят игры с огнём. | |
Февраль | «Безопасность в спорте» «Детские шалости с огнём и их последствия» «Вечер весёлых и находчивых» «Народные праздники. Правила поведения» | Учить детей соблюдать правила безопасного поведения в спортивных играх. Повторить правила пожарной безопасности. Закрепить знания детей ПДД, дорожных знаков. Закрепить с детьми правила безопасного поведения при проведении культурно-массовых мероприятиях. | Беседа Ситуативный разговор НОД Беседа |
Март | «Безопасность дорожного движения» «Поведение детей в общественных местах» «Наблюдение за движением машин и работой водителя» «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом!» | Расширять знания и правила дорожного движения и безопасности на улице. Продолжать изучать правила поведения в общественном транспорте и общественных местах. Рассказать детям об опасностях на дороге. Повторить правила пожарной безопасности, отработать последовательность в случае возникновения пожара. | Консультация для родителей. Беседа Наблюдение Ситуативный разговор |
Апрель | «Нас излечит исцелит добрый доктор Айболит» «Готовы ли мы стать пассажирами» «Знает каждый гражданин это номер 01» «Лучший пешеход» | Сообщить детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний. Рассказать детям об основных правилах поведения в транспорте;изучить обязанности пассажиров транспорта. Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара. Ознакомить детей с движением пешеходов в большом городе, районе, объяснить какой вред наносят нарушители правил уличного движения. | Беседа Беседа Беседа Беседа |
Май | «Если к тебе подошёл незнакомец. Друг или враг?» «Расписной самовар» «Осторожно огонь» «О правилах кошке расскажем немножко» | Учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми на улице. Учить детей пользоваться под присмотром или с помощью взрослого некоторыми бытовыми приборами. Сформировать представление о предметах, которыми детям пользоваться категорически запрещено. Повторить правила дорожного движения. | Беседа Беседа Ситуативный разговор НОД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...