Проблемная семья и ее типы
консультация на тему

Калашникова  Марина Алексеевна

Что такое проблемная семья? Ее особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Проблемная семья и ее типы.

Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. 

В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов, неполных семей, гражданских браков, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности.

Семья , как считает В.Н. Дружинин , для человека-главный и основной компонент среды, в котором он живет, как в коконе в первую четверть жизни, если повезет, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

 В настоящее время существует два типа семей:  зрелая и проблемная.

В. Сатир считает зрелую семью тем самым местом, где можно получить поддержку, положительные эмоции, отдохнуть. В зрелой семье есть последовательность , логика действий, простота, открытость, желание понять, помочь. В такой семье есть уважение и любовь.

 Психотерапевт К. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных семей:

  1. преданность и сотрудничество,
  2. общение, предлагающее открытое самовыражение,
  3. гибкость отношений, самостоятельность.

Проблемная семья может иметь и  иное название , такое как  : неблагополучная семья , деструктивная семья, дисфункциональная семья,  семьи группы риска. негармоничная семья

К  проблемным семьям (в отечественной психологии) относятся следующие типы:

а) проблемная семья – как неспособная продуктивно разрешать семейные проблемы.

б) дисфункциональная – как плохо или совсем не выполняющая основные семейные функции. Дисфункциональной обозначают также семейную систему, которая является причиной дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.

в) неблагополучная – это семья, которая характеризуется низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства.            

Такая семья не удовлетворяет потребности членов семьи в эмоциональной поддержке, тепле, чувстве безопасности, ощущении значимости своего «Я». Зарубежные специалисты в отношении всех проблемных семей чаще используют термин «дисфункциональные семьи» [5; 36].

С. Минухин выделяет следующие особенности проблемных или дисфункциональных семей [25, с. 209]:

1. Отрицается существование проблем в семье.

2. Существует недостаток интимности в отношениях.

3. Чувство стыда используется для мотивации индивидуального поведения. 4. Семейные роли являются ригидными.

5. Индивидуальные потребности приносятся в жертву потребностям семьи.

6. Общение между членами семьи находится на низком уровне, мало проявляется забота друг о друге.

7. Конфликты протекают в скрытой форме, присутствует боязнь открытого общения, редкостью является юмор

8. Возможна хроническая неприязнь одних членов семьи к другим.

В психологической литературе рассматриваются следующие типы проблемных семей:

1. Семья с больным (психически или соматически) ребенком;

2. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации;

3. Семья как дисгармоничный союз;

4. Семья в разводе;

5. Неполная семья;

6. Семья алкоголиков;

7. Повторный брак.

Психологические проблемы в этих семьях , возникают из-за неудовлетворения  потребностей одного  или нескольких членов  семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и  общесоциальных жизненных факторов.

Эта семья как правило холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье  каждому члену семьи одиноко, грустно, тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми . по мнению В.Сатир это происходит потому , что все источники жизни блокированы.

 В таких семьях много назидания и контроля  и совсем нет дружеской беседы, времени для приятного совместного времяпровождения . члены семьи либо цепляются друг к другу, чем пытаются обозначить общность совместной жизни, либо все чаще задерживаются на работе , занимаются своими делами и  интересами  и совсем не уделяют времени.

Список литературы

  1. Захарова Г.И. Психология семейных отношений. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.
  2. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Ювента, 1999.-284с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания

Семья является первым социальным окружением для ребенка и от того, какой фундамент она заложит в личность ребенка, будет зависеть как пойдет дальнейшее развитие. Одним из наиболее важных факторов в во...

Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в семьях с разным типом воспитания.

Проблема общения младших школьников со сверстниками и взрослыми тради­ционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологи­ческой помощи детям....

"Проблемная семья". Особенности взаимодействия.

Консультация для педагогов о работе с семьями, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию. В сообщении рассматриваются типы семей и формы работы с ними....

Доклад «Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями»

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растет преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьезные масштабы дет...

Технологии проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа.

в статье говорится о совместной партнерской деятельности взрослого и ребёнка через  технологию проблемного диалога, перечислены проблемно-диалогические методы, определены результаты применения те...

Доклад «Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями»

Доклад«Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями»                          Глубокие социальные...

Статья "Психологическая помощь старшим дошкольникам из проблемных семей в совладении со стрессом"

В работе раскрыты основные подходы к изучению защитных механизмов и копинг-стратегий, психолого-педагогической поддержки детей из проблемных семей по формированию совладающего поведения. Проведе...