Доклад «Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями»
материал на тему

Вечканкина Галина Григорьевна
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растет преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьезные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, «слабости» системы здравоохранения, образования, и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико — социальной, психолого — педагогической, реабилитационной и социально — правовой поддержки детей. В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания; осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучные семей, детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сеть учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, психолого — педагогической реабилитации «трудных» подростков, педагогические и социальные службы для детей. Совершенствование общественного воспитания и образования подрастающего поколения неразрывно связано с укреплением и развитием взаимодействия детского сада и школы с семьей. Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок прежде всего познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т. е. все то что определяет затем его моральный облик. Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка определяется тем, что во — первых, это влияние носит глубоко эмоциональный, интимный характер, т. к. основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; во — вторых, воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка в семье характеризуются постоянством и длительностью, проявлением в различных жизненных ситуациях; в — третьих, в семье имеются огромные объективные возможности для систематического включения детей в бытовую, хозяйственную деятельность, что является важным условием нравственного развития личности. Однако далеко не в каждой семье полностью и в нужном направлении реализуются ее воспитательные возможности. Трудности семейного воспитания можно объяснить различными причинами: «переносом психологически неадекватных форм общения из «родительской» семьи в новую; негативным отношением в ребенку вследствии семейных неурядиц; чрезмерной занятостью родителей в сфере внесемейной деятельности; отсутствием единых требований к ребенку как у самих родителей, так и старшего поколения; низкой педагогической культурой в семье». Все основные недостатки семейного воспитания можно в некоторой степени сгладить повышением педагогической культуры, разъяснением тех последствий, к которым могут привести недоработки родителей в этот период, поэтому проблема педагогического руководства семейным воспитанием требует особого внимания со стороны школы и детского сада. Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого — педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками. Однако ориентация педагогов только лишь на семью вообще или на «среднюю» семью недостаточна. Необходимо хорошо знать каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в воспитании, поддержать уверенность в своих силах. Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим условием повышения педагогической культуры родителей, совершенствования процесса воспитания детей. Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения родители. Разумеется, помощь эта должна быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических условий (принципов): -создание взаимного доверия в отношениях с родителями; -учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; -сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями; -взаимосвязь разных форм работы с родителями; -одновременное влияние на родителей и детей; -соблюдение в работе с родителями определенной последовательности, системности. В работе с неблагополучными семьями мы - педагоги ставим следующие задачи: 1.Выявляем неблагополучные семьи как средство профилактики социального сиротства. 2.Повышаем педагогическую культуру всех категорий родителей. 3.Организуем педагогическое просвещения (убеждаем родителей в том, что семейное воспитание — это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей, образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности). 4.Привлекаем родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в ДОУ, развлечения и т. д.) 5.Во избежании насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению в своим детям, формируем правовую культуру родителей. 6.Проводим контрольно — коррекционную работу с родителями (анкетирование, тестирование и т.д.) Для глубокого изучения условий семейного воспитания, характера родителей на детей, потенциальных педагогических возможностей семьи, педагогу важно составить всестороннюю характеристику семьи, отражающую ее социально — бытовые и психолого — педагогические параметры. При составлении характеристики семьи необходимо четко представлять какие факторы оказывают наиболее действенное влияние на нравственное воспитание детей в семье. Поэтому в первую очередь педагогом дается общий план изучения семьи. Затем предлагаются блоки вопросов, направленных на изучение различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать как анкету, план беседы с родителями или план наблюдения за характером семейного воспитания. Проводя анкетирование, следует учитывать, что не всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы. Однако и в этом случае проведение опроса может оказать определенную педагогическую пользу, т. к. сами вопросы могут «заставить» родителей задуматься о правильности используемых ими методов воспитания, о проблемах развития их ребенка. Кроме того, полученные путем опроса данные можно и нужно проверить другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями). Для удобства работы рекомендуется все полученные данные заносить в специальную тетрадь по изучению семей воспитанников, где для каждой из них отводится несколько страниц. Это позволит достаточно объективно учитывать эффективность работы с семьями, прослеживать динамику изменений достижений в каждой семье, анализировать проблемы, лучше понимать каждую семью. В практической работе с родителями детей педагог использует коллективные и индивидуальные формы воздействия. Среди традиционных форм работы с родителями можно отметить следующие: 1.Родительские собрания. 2.Индивидуальные консультации педагога. 3.Посещение на дому. Родительское собрание должно просвещать родителей, носить как теоретический так и практический характер: разбор ситуаций, тренинга, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности ребенка. Во время индивидуальных бесед педагог узнает: -особенности здоровья ребенка; -его увлечения, интересы; -предпочтения в общении в семье; -поведенческие реакции; -особенности характера; -моральные ценности семьи. Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами. В ходе индивидуальных бесед можно использовать анкету «Мой ребенок». Одной из форм взаимодействия педагога является посещение ребенка на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода педагога в семью. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно отметить следующие: 1.Тематические консультации 2.Родительские чтения 3.Родительские вечера Примерная тематика консультаций для родителей: 1.Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании 2.Наказания детей. Какими им быть? 3.Застенчивый ребенок. Пути преодоления 4.Грубость и непонимание в семье 5.Талантливый ребенок в семье 6.Три поколения под одной крышей, проблемы общения и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effekt.probl_.sem_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Доклад

«Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями»

                                   Подготовила:

                                                       общественный инспектор

                                                             по правам детства в МБДОУ

                                                                 Атемарский  д/c №1 «Теремок»,

                                                             воспитатель Вечканкина Г.Г.

Атемар 2012

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растет преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьезные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, «слабости» системы здравоохранения, образования, и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико — социальной, психолого — педагогической, реабилитационной и социально — правовой поддержки детей.

В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания; осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучные семей, детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сеть учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, психолого — педагогической реабилитации «трудных» подростков, педагогические и социальные службы для детей.

Совершенствование общественного воспитания и образования подрастающего поколения неразрывно связано с укреплением и развитием взаимодействия детского сада и школы с семьей. Семья является первичным  и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок прежде всего познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т. е. все то что определяет затем его моральный облик.

Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка определяется тем, что во — первых, это влияние носит глубоко эмоциональный, интимный характер, т. к. основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; во — вторых, воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка в семье характеризуются постоянством и длительностью, проявлением в различных жизненных ситуациях; в — третьих,  в семье имеются огромные объективные возможности для систематического включения детей в бытовую, хозяйственную деятельность, что является важным условием нравственного развития личности.

Однако далеко не в каждой семье полностью и в нужном направлении реализуются ее воспитательные возможности. Трудности семейного воспитания можно объяснить различными причинами: «переносом психологически неадекватных форм общения из «родительской» семьи в новую; негативным отношением в ребенку вследствии семейных неурядиц; чрезмерной занятостью родителей в сфере внесемейной деятельности; отсутствием единых требований к ребенку как у самих родителей, так и старшего поколения; низкой педагогической культурой в семье».

Все основные недостатки семейного воспитания можно в некоторой степени сгладить повышением педагогической культуры, разъяснением тех последствий, к которым могут привести недоработки родителей в этот период, поэтому проблема педагогического руководства семейным воспитанием требует особого внимания со стороны школы и детского сада.

Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого — педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками. Однако ориентация педагогов только лишь на семью вообще или на «среднюю» семью недостаточна. Необходимо хорошо знать каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в воспитании, поддержать уверенность в своих силах. Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим условием повышения педагогической культуры родителей, совершенствования процесса воспитания детей.

Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения родители. Разумеется, помощь эта должна быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что  индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических условий (принципов):

-создание взаимного доверия в отношениях с родителями;

-учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

-сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями;

-взаимосвязь разных форм работы с родителями;

-одновременное влияние на родителей и детей;

-соблюдение в работе с родителями определенной последовательности, системности.

 В работе с неблагополучными семьями мы - педагоги ставим следующие задачи:

1.Выявляем неблагополучные семьи как средство профилактики социального сиротства.

2.Повышаем педагогическую культуру всех категорий родителей.

3.Организуем педагогическое просвещения (убеждаем родителей в том, что семейное воспитание — это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей, образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности).

4.Привлекаем родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в ДОУ, развлечения и т. д.)

5.Во избежании насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению в своим детям, формируем правовую культуру родителей.

6.Проводим контрольно — коррекционную работу с родителями (анкетирование, тестирование и т.д.)

Для глубокого изучения условий семейного воспитания, характера родителей на детей, потенциальных педагогических возможностей семьи, педагогу важно составить всестороннюю характеристику семьи, отражающую ее социально — бытовые и психолого — педагогические параметры.

При составлении характеристики семьи  необходимо четко представлять какие факторы оказывают наиболее действенное влияние на нравственное воспитание детей в семье. Поэтому в первую очередь педагогом дается общий план изучения семьи. Затем предлагаются блоки вопросов, направленных на изучение различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать как анкету, план беседы с родителями или план наблюдения за характером семейного воспитания. Проводя анкетирование, следует учитывать, что не всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы. Однако и в этом случае проведение опроса может оказать определенную педагогическую пользу, т. к. сами вопросы могут «заставить» родителей задуматься о правильности используемых ими методов воспитания, о проблемах развития их ребенка. Кроме того, полученные путем опроса данные можно и нужно проверить другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями).

Для удобства работы рекомендуется  все полученные данные заносить в специальную тетрадь по изучению семей воспитанников, где для каждой из них отводится несколько страниц. Это позволит достаточно объективно учитывать эффективность работы с семьями, прослеживать динамику изменений достижений в каждой семье, анализировать проблемы, лучше понимать каждую семью.

В практической работе с родителями детей педагог использует коллективные и индивидуальные формы воздействия. Среди традиционных  форм работы с родителями можно отметить следующие:

1.Родительские собрания.

2.Индивидуальные консультации педагога.

3.Посещение на дому.

Родительское собрание должно просвещать родителей, носить как теоретический так и практический характер: разбор ситуаций, тренинга, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности ребенка.

Во время индивидуальных бесед педагог узнает:

-особенности здоровья ребенка;

-его увлечения, интересы;

-предпочтения в общении в семье;

-поведенческие реакции;

-особенности характера;

-моральные ценности семьи.

 Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами. В ходе индивидуальных бесед можно использовать анкету «Мой ребенок».

Одной из форм взаимодействия педагога является посещение ребенка на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода педагога в семью.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно отметить следующие:

1.Тематические консультации

2.Родительские чтения

3.Родительские вечера

Примерная тематика консультаций для родителей:

1.Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании

2.Наказания детей. Какими им быть?

3.Застенчивый ребенок. Пути преодоления

4.Грубость и непонимание в семье

5.Талантливый ребенок в семье

6.Три поколения под одной крышей, проблемы общения

и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Доклад «Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями»

Доклад«Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями»                          Глубокие социальные...

Презентация к опыту работы по теме самообразования: «Эффективные формы работы ДОУ с семьей».

Презентация к опыту работы по теме самообразования: «Эффективные формы работы ДОУ с семьей»....

Консультация для воспитателей «Эффективные формы работы взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников»

Эффективные формы работы взаимодействия с семьейпо патриотическому воспитанию дошкольников “Любовь к Родине начинается с семьи”.Ф. БеконСовременная наука подчеркивает приоритет семьи ...