Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в семьях с разным типом воспитания.
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) по теме

Антипова Светлана Николаевна

 Проблема общения младших школьников со сверстниками и взрослыми тради­ционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологи­ческой помощи детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komunik.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в семьях с разным типом воспитания.

 Проблема общения младших школьников со сверстниками и взрослыми традиционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологической помощи детям. В настоящее время в образовательных учреждениях Ростовской области, как и по всей России, происходит постепенное увеличение числа детей, испытывающих трудности в общении, в адаптации к школе и социальному окружению. Современное развитие образования в нашей стране ориентировано на тесную взаимосвязь с семьёй, особенно на начальном этапе обучения. В этих условиях важное значение сохраняют вопросы изучения семьи, ребёнка и особенностей воспитания в ней. Несомненно, особенности общения младших школьников напрямую зависят от типа воспитания в семье.

Анализ теории и практики формирования коммуникативных способностей младших школьников свидетельствует о ее существенных недостатках. Мало внимания уделяется работе по формированию коммуникативных навыков младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных способностей, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии), недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования коммуникативных навыков, как сюжетно-ролевая игра.

Необходимо с малых лет обучать принципам, правилам общения, развивать коммуникативные способности. Дети не умеют слушать, слышать.

Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Б. Добровича, Е.Г. Злобиной, М.С. Кагана, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Х.Й. Лийметса, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Е. Мелибруды, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др. Однако, все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.

Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка.

Проблемам формирования коммуникативных способностей, младших дошкольников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2002гг.), среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.

Коммуникация как субъект – субъектное взаимодействие представляет собой сложнейшее социальное явление, которое рассматривается в психологии на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях уже более века и всё же остаётся недостаточно изученным феноменом. Значимость проблемы общения младших школьников можно объяснить тем, что именно оно позволяет обратиться исследователю к самому существенному – «человеческому в человеке» (В. И. Слободчиков).

Теоретический анализ литературы показывает, что понятия «коммуникация» и «общение» тесно связаны, но содержание последнего гораздо шире. Вся совокупность социальных отношений общества независимо от их масштабности (микро- или макросреда) может рассматриваться как одно из проявлений и результатов общения между людьми. Тогда как под термином коммуникация подразумевается общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области.

Имеющиеся в отечественной психологии исследования влияния детско-родительских отношений на развитие коммуникативных навыков детей подтверждают житейские знания о том, что гармонизация внутрисемейных отношений является одним из приоритетных направлений социально-психологической деятельности по созданию благоприятных условий успешного развития коммуникативных навыков ребёнка со сверстниками и укрепления воспитательного потенциала семьи в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Проблема овладения детьми диалогической речью и коммуникативными  навыками является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и методики развития речи. Это обусло...

Цикл консультаций для родителей по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольни...

Статья: "Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи...