Программа развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики
рабочая программа на тему
Программа развития мелкой и артикуляционной моторики при помощи биоэнергопластики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_artikulyatsionnoy_i_obshchey_motoriki.doc | 781.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ № 22 «Ивушка»
Л.И.Жолнина
Программа
развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики
Южно_Сахалинск
2016
Наименование программы
Программа развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики
Правовое основание для разработки программы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Цель
Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
Задачи
- Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить как данный метод влияет на развитие ребенка;
- Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в работе с дошкольниками;
- Обосновать необходимость использования данного метода в работе с дошкольниками;
- Создать условия для проведения специальных занятий
- Внедрить метод в образовательный процесс, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным и возрастным особенностям детей;
- Привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;
- Проанализировать результативность работы.
Сроки реализации
1 года
Ожидаемый результат
- способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений;
- способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики;
- совершенствование координаций движений;
- развитию памяти, внимания, мышления;
- происходит развитие правого и левого полушария.
- родители активно включатся в процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, обеспечивающий его социальную успешность и объединяющий в себе важные качества личности, среди которых: физически развитый, активный, овладевший речью, умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
В настоящее время наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии (сегодня от 60% до 80% детей имеют речевые проблемы), многие дошкольники имеют ослабленное здоровье, задержку физического и психического развития, нарушения эмоционально – волевой сферы.
Личностное развитие детей напрямую зависит от развития их головного мозга, а именно от интенсивности развития его левого или правого полушария. Для улучшения результата работы над артикуляцией я стала использовать метод – биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполняемостью, эмоциональной выразительностью.
По данным А.В. Ястребовой и О.В. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Согласно разработанной ими методике, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей. А.В. Ястребова и О.В. Лазаренко рекомендовали использовать артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. При этом движения рук имитируют движения губ, языка, нижней челюсти.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Одной из актуальных задач является развитие головного мозга ребенка, его правого и левого полушария.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Цель программы:
Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
Задачи:
- Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить как данный метод влияет на развитие ребенка;
- Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в работе с дошкольниками;
- Обосновать необходимость использования данного метода в работе с дошкольниками;
- Создать условия для проведения специальных занятий;
- Внедрить метод в образовательный процесс, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным и возрастным особенностям детей;
- Привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;
- Проанализировать результативность работы.
План реализации программы:
I. Диагностический: на начальном этапе, итоговая по окончанию работы по программе.
II. Подготовительный: создание условий для развития общей и мелкой моторики
III. Основной:
1. Формирование у детей умений и навыков выполнения упражнений:
-упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка;
-упражнения с использованием языка, другой руки ребенка;
- упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка.
- упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног.
IV. Итоговый
- промежуточная и итоговая диагностика.
Перспективный план внедрения метода биоэнергопластики в образовательный процесс
Срок 1 год
Вид упражнения
Описание упражнения
Словесное сопровождение
Образец движения рук, ног
Сентябрь - декабрь
1. Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка.
Бегемотик
Широко открыли ротик-
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот-
Отдыхает бегемот.
Учимся широко раскрывать и закрывать рот.
Блинчики
Мы испечь блины решили.
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей
Широко открываем рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрыть рот.
2. Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка
Вкусное варенье
Приготовили варенье
И пирог мы испекли.
Всех друзей на пир позвали
И вареньем угощали.
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Убираем язычок, закрываем рот.
Гармошка
Раз, два, три, четыре-
Ротик мы открыли шире.
Три, четыре, пять, шесть –
И у нас гармошка есть.
Широко открыть рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Кончик языка опускаем вниз на 3-5 секунд. Далее поднимаем вверх на 3-5 секунд. Возвращаемся в исходное положение.
3. Упражнения с использованием языка.
Грибок
Вниз опустили язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.
Широко открыть рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Кончик языка опускаем вниз на 3-5 секунд. Далее язык лежит на нижней губе 3-5 секунд. Возвращаемся в исходное положение.
На листе бумаги рисуем грибок, с помощью обеих рук одновременно.
Заборчик
Вышли утром мы во двор
И построили забор
Зубки сомкнуты сейчас,
Получилось все у нас.
Широко открыть рот, вытягиваем вперед толстый язычок на 3-5 секунд. Кладем его на нижнюю губу на 3-5 секунд. Возвращаемся в исходное положение.
На листе бумаги рисуем заборчик.
4. Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Иголка
Язычок наш, как иголку,
Сделаем мы острым, тонким.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно нам иглу убрать.
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрываем рот.
Встать прямо, приподнять прямую ногу, вытянуть носочек, простоять в таком положении 3-5 сек. Вернуться в исходное положени.
Индюк
Рассердился наш индюк,
Не пустил играть на луг.
Он прогнал всех со двора,
Разбегайся детвора.
Положение стоя согнуть правую ногу в колене, махи согнутой ногой назад. Вернуться в исходное положение, поменять ногу.
Январь – март
1. Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка
Катушка
Как катушку, мы свернули
Наш умелый язычок.
Покрутили, подогнули
И убрали снова в рот
Широко открываем рот. Кончик языка подогнуть за нижние губы. Подержать 3-5 секунд и вернуться в исходное положение
Качели
На качелях мы качались,
Высоко вверх поднимались.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Очень крепко ты держись
Широко раскрываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю и снова поднимаем на верхнюю.
2. Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка
Кошка
Рассердилась наша киска:
«Кто сметану съел из миски?»
Ей налили молока-
Съела все и спать легла.
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживает в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы.
Кошка сердится
Есть у нас в квартире кошка,
Любит пошипеть немножко.
Спинку выгнула дугой,
Сердится на нас с тобой.
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживает в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы.
3. Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка
Кролик
Любит грызть пушистый кролик
И капусту, и морковь.
Кролику морковку дали
И за ушки потрепали.
Широко открыть рот. Кончик языка упирается в верхние зубы. Держим 3-5 секунд и возвращаемся в исходное.
Лопатка
Раз, два – потянем вниз,
В лопатку превращаем,
Чтоб был умелым наш язык,
Зарядку выполняем
Широко открывает рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу положение. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок.
4. Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног.
Лошадка
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
- Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а потом темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2.Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
Дети стоят на правой ноге, левая, согнутая в колене, касается носком пола. Далее ноги меняем местами.
Лягушки
Превратили нас в лягушек-
Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись
Необходимо с напряжением улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.
Данное положение удерживается на счет до пяти, при этом прикус должен находиться в естественном положении, нижняя челюсть не выдвигается вперед.
Исходное положение ноги вместе, согнуть ноги в коленях, задержать положение на 3-5 секунд, вернуться в исходное положение.
Апрель - Май
1. Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, стол для рисования песком
Маляр
Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе.
Парус
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать
Широко открываем рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрываем рот.
2. Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка.
Пятачок
Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа – рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой –
Там, внизу – забрать капусту?
Слева – с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
“Это выбрать? Это взять?”
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Расческа
Наши зубки –гребешок,
Причесала язычок.
Мы причешем много раз,
Чтоб он гладким был у нас.
Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).
На столе для рисования песком рисуем расческу, с помощью не ведущей руки.
3. Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка
Трубочка
Словно трубочка
У нас дудочка.
Подудим мы в дудочку,
Тянем губы трубочкой
Язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).
Хоботок
Вытянул слоненок хобот,
Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком сложили»,
Со слоненком подружились
Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное состояние.
4. Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Часики
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе.
Дети стоят на правой ноге, левой, согнутой в колене, начинаем маятниковое движение вперед и назад. Далее ноги меняем местами.
Чашечка
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края язычка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем вернуться в исходное положение.
Исходное положение ноги вместе отставить правую ногу всторону, задержать положение на 3-5 сек, потом отставить левую ногу, задержать положение на 3-5 сек.
Чистим зубы
Мы, конечно, очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем ротик полоскать.
Кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.)
Для старшего возраста.
Сентябрь - декабрь
1. Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка.
Щенок
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так не смог,
Вот смотри сейчас
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем зубы в спокойное положение.
Бегемотик
Широко открыли ротик-
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот-
Отдыхает бегемот.
Учимся широко раскрывать и закрывать рот.
На листе бумаги рисуем бабочку, с помощью ведущей руки.
2. Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка
Хомячок
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем
Предлагаю детям надуть щечки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, далее выдохнуть и расслабиться.
Котенок
Котенок любит молоко:
Нальешь – и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой», высунув язык.
Ребенок широко открывает рот, делает 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот.
3. Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка.
Белочка
Белочка щелкает орешки,
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок влево-
Вправо на бочок.
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз.
Собачка
Устала собачка и дышит устало,
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Широко открывает рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок.
4. Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Котенок
Язычка загнем края,
Делай также, как и я.
Язычок лежит широкий,
И, как чашечка глубокий
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языча «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем вернуться в исходное положение.
Встать в исходное положение ноги вместе. Приподнять ногу, сгибая колено, тянем носочек на себя. Вернуться в исходное положение, меняем ноги.
Качели
Выше дуба, выше ели,
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели,
Язычком «качать качели»
Широко раскрываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю и снова поднимаем на верхнюю.
Исходное положение ноги вместе. Приподнимаем правую ногу и начинаем махи ногой вперед, назад. Меняем ногу.
Январь - март
1. Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка.
Птичка
У птички клювик очень колкий,
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни ка рядом на страницу,
Мой язычок, как клюв у птицы.
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрываем рот.
Медвежонок
Знает это весь народ,
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет,
И подсядет к меду ближе.
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Убираем язычок, закрываем рот.
На столе для рисования песком рисуем медвежонка, с помощью ведущей руки.
2. Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка.
Змейка
Подражаем мы змее
С ней мы будем наравне.
Высунем язык и спрячем, Будет так, а не иначе.
Открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15сек.).
На листе бумаги рисуем змею, с помощью не ведущей руки.
Обезьянка
Апельсины и бананы,
Любят наши обезьяны.
Поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек.
3. Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка.
Балалайка
Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Волк
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
Широко открываем и закрываем рот
4. Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног.
Рыбка
Не наживка - без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: "О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!"
Округляем губы, делаем захватывающее движение губами.
Сделать шаг вперед левой ногой. Шаг необходимо делать медленно и по длине должен быть выполнен так, что передняя нога стала согнутой в колене под прямым углом. Задняя нога образовала прямой угол и практически касалась коленом пола.
Улыбка
Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!
Удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.
Исходное положение ноги вместе. Приподнять правую ногу, начинаем махи вправо. Меняем ноги.
Апрель - май
1. Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка.
Бублик
Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.
Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
На листе бумаги рисуем бублик, с помощью ведущей руки.
2. Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка.
Воздушный шар
Шар воздушный ярко-красный,
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!
Надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.
На листе бумаги рисуем шарик, с помощью не ведущей руки
3. Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка.
Барабан
Язычок мой крепкий станет,
Барабанить не устанет
Барабана страшный гром,
Оглушит огромный дом.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами.
Одну руку поднимаем параллельно полу, кончиками пальцев другой руки стучим о верхнюю ладошку.
Широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: "Та-та-та".
Ковер
Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: "Та-та-та!"
Будет в доме чистота!
4. Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка, стол для рисования песком
Ворота
Ворота
Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий.
В нем калитку сделать надо –
Мы гостям хорошим рады!
Губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке
Орешки
Бурундук нас встретив в спешке,
Прячет за щекой орешки.
Щечка стала, словно мяч! - Покажи, что там, не прячь!
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики «орешки».
На листе бумаги рисуем два орешка, с помощью обеих рук одновременно.
Домик
А теперь - смотри, смотри -
Мы с тобой - богатыри:
Рухнул старый-старый дом -
Мы поднимем крышу в нем.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в небо.
Встать в исходное положение ноги вместе. Приподнять ногу, сгибая колено, тянем носочек на себя. Вернуться в исходное положение, меняем ноги.
Методические источники:
1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
5. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
9. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.
11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»...
Доклад из опыта работы «Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.»
Доклад из опыта работы «Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.»...
Статья на тему: Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, мелкой моторики дошкольников средствами пескотерапии
презентация опыта работы...
Статья на тему: «Развитие мелкой моторики дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Современные исследования подчеркивают связь изобразительной деятельности с развитием тонких движений пальцев рук. Необходимо находить разнообразные методы развития мелкой моторики у дошкольников, одни...
Коррекционная программа по развитию артикуляционной, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики и кинезиологических упражнений
laquo;Коррекционная программа по развитию артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики и кинезиологии» предназначена для правильного развит...
«Развитие мелкой моторики дошкольников средствами дидактических игр»
План по самообразованиюВоспитатель: Цыбульская Л. Л. группа «Капитошка» МКДОУ д/с «Радуга»Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников средствами дидактических игр»...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...