Диагностическая работа в дошкольном учреждении.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Проблема педагогической диагностики остается одной из самых актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Диагностика призвана обеспечивать индивидуальный подход, сбор информации, правильное определение результатов обучения. Главная цель диагностирования-это получить не только качественные и новые результаты, а также оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_diagnosticheskaya_rabota_v_dou_psiholog.ppt | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды и типы диагностики детей, используемой в ДОУ
Диагностика когнитивной сферы
Методика «Шифровка» (модификация метода Пьерона-Рузера) Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребёнка. Перед началом выполнения задания ребёнку или группе детей показывают и объясняют, как с ним работать. Инструкция : Посмотрите на доску. На ней нарисованы: звёздочка, круг, треугольник, крестик, квадрат. В каждой из фигур нарисовано что – то. Психолог вместе с детьми изучает "шифр" и заполняет первые 5 фигур. Затем предлагает детям самостоятельно заполнить фигуры в соответствии с образцом; приступить к работе по команде "начали". На выполнение задания отводится 1 минута. Оценка результатов: Высокий уровень –24-25 знаков выполнено без ошибок Средний –18-23 знака Низкий – 12-17 знаков Диагностика внимания
Методика " Какие предметы спрятаны в рисунках ". (Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005) Методики предназначена для диагностики сферы восприятия детей дошкольного возраста. Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14. Оценка результатов: 10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. 8–9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 6–7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. 4–5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. 2–3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек. 0–1 балл – за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. Выводы об уровне развития восприятия: 10 баллов – очень высокий 8–9 баллов – высокий 4–7 баллов – средний 2–3 балла – низкий 0–1 балл – очень низкий Диагностика восприятия
Методика «Разрезные картинки» ( С. Забрамная, О.Боровик Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.:Владос,2008) Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет. Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные по диагонали. Проведение обследования : взрослый показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно. Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку. Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка. Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным. 1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения. 2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения. 3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб. 4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием. Диагностика мышления
Методика "Исключение неподходящей картинки" (Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.) Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов 10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин. 6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин. 4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. 0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий 8—9 баллов — высокий 4—7 баллов — средний 2—3 балла — низкий 0 - 1 балл - очень низкий
Методика «Запоминание двух групп слов». (Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005) Методика направлена на исследование скорости и объёма слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции и избирательности мнестических следов, возможности удержания порядка предъявляемого материала. Описание методики. Перед ребёнком с соответствующей мотивацией ставится задача запоминания. Предъявляется инструкция 1А. Далее специалист с интервалом около полсекунды, чётко произносит слова и просит ребёнка повторить их. Если ребёнок не повторил ни одного слова, специалист ободряет ребёнка и повторяет инструкцию ещё раз в укороченной форме. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не делается замечание, а просто его внимание обращается на то, в каком порядке стояли слова. Специалист делает повторы первой группы слов до тех пор, пока ребёнок не повторит все слова группы (неважно в правильном или неправильном порядке). После того, как ребёнок повторил все слова, необходимо попросить его повторить их ещё раз, уже самостоятельно, то есть без предварительного проговаривания этих слов психологом. Регистрируется как порядок воспроизводимых слов, так и количество необходимых повторений для полного запоминания первой группы слов. Также регистрируется правильность повторения и все привнесённые или искажённые слова. Предъявляется инструкция для второй группы слов 1Б. Далее даётся вторая группа слов в том же порядке. Вся вышеописанная процедура повторяется. Обычно для запоминания трёх слов требуется меньшее количество повторов. Предъявляется инструкция 2А. Регистрируются все слова, называемые ребёнком. Ребёнка одобряют вне зависимости от результата повтора слов. Предъявляется инструкция 2Б. Также регистрируются все слова, которые воспроизводит ребёнок. Инструкция 1А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Инструкция 1Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Инструкция 2А. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?» Инструкция 2Б. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал». Диагностика памяти
Группы слов для запоминания: 1 группа: дом, лес, кот 2 группа: холод, рыба, книга Или 1 группа: брат, окно, вода 2 группа: лед, меч, прут Или 1 группа: куб, луч, трон 2 группа: шуба, ваза, пирог Обработка и интерпретация данных: Анализируемые показатели. объём запоминаемого материала; количество необходимых для полного запоминания повторений; возможность удержания порядка слов; наличие привнесённых слов и слов, близких по смыслу (парафазии); Возрастные нормативы выполнения. дети 4,5 – 5, 5 лет обычно хорошо понимают инструкцию и в состоянии произвольно запоминать слова в данном объёме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3 слов в правильном порядке с 2 – 3 предъявлений, а из 5 слов – с 3 – 4 предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменён. При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания. При воспроизведении, как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов в основном сохраняется. При наличии в неправильно воспроизведённых словах слов, близких по смыслу к тестовым, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации необходимого в данный момент слова; дети 5,5 – 6 – летнего возраста способны воспроизводить группы слов в количестве 5 + 3. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» (не более одного – двух слов) или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (также одно – два слова).
Диагностика готовности к школе
Дополнительные Средства диагностики Для педагогов 1. Алаид Е.В. «Адаптация детей к ДОУ» 2. Карты социально- личностного развития ребенка. Урунтаева Г.А.и др. Для родителей Анкеты по адаптации И.В. Лапиной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Организация здоровьесберегающего педагогического процесса в детском саду. Предлагаемый опыт работы представляет собой планирование содержания тематических дней здоровья. Государственн...
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»
Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место в общей системе дошкольного образования и осуществляется в соответствии с научно разработанной и апробированной практикой систе...
Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении
Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие: · государственная политика в сфере образова...
Тематическое направление «Патриотичкое воспитание средствами проведения праздников, экскурсий, спортивных мероприятий и других форм работы в дошкольном учреждении» Доклад: «Опыт работы «Как воспитать патриота?»
В настоящее время все здравомыслящие силы понимают важность вопроса: «Как воспитать патриотизм?» и объединяются для его решения. Так в мае текущего года в здании правительства Нижегородского кре...
Отчет работы – наставника-воспитателя Денисевич Татьяны Протасьевны со специалистом, не имеющим опыта работы в дошкольном учреждении за 2020-2021 учебный год.
Отчет о работе с новым специалистом, которая пришла на работу в детский сад....
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...