Тематическое направление «Патриотичкое воспитание средствами проведения праздников, экскурсий, спортивных мероприятий и других форм работы в дошкольном учреждении» Доклад: «Опыт работы «Как воспитать патриота?»
статья на тему
В настоящее время все здравомыслящие силы понимают важность вопроса: «Как воспитать патриотизм?» и объединяются для его решения. Так в мае текущего года в здании правительства Нижегородского кремля по инициативе митрополита Нижегородского и Арзамаского Георгия прошел круглый стол о патриотическом воспитании подрастающего поколения, на котором присутствовали представители разных конфессий, Нижегородского правительства, ректора ВУЗов – (НГПУ им. К. Минина и НДС-духовная семинария). И наши «Педагогические чтения» можно считать продолжением начатого в мае диалога.
Тема патриотического и духовно-нравственного воспитания детей остается для меня приоритетной в течение многих лет. Поэтому я хотела бы поделиться с вами опытом работы, которую провожу более двух лет в детском саду, а именно о формах и методах организации совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и их родителями.
И считаю данную тему очень актуальной в наше время. На социальном этапе развития общества патриотизм, народная культура, духовные традиции способны стать единой системой закладки в наших детях высоких человеческих стандартов. Чувство патриотизма я бы приравняла к инстинкту самосохранения нации.
В современном обществе мы наблюдаем массовое строительство храмов, различные патриотические течения, вовлекающие в свои ряды молодежь , но параллельно с этим разрастается засилье социальных сетей, компьютерная зависимость, стремление прославиться любым путем, пропаганда по ТВ потребительского отношения к жизни «Бери от жизни все», не отдавая ничего взамен. На этом сейчас построен весь маркетинг. Полное отсутствие цензуры в СМИ. Происходит потеря нравственных ориентиров, подмена истинных ценностей мнимыми. И как следствие, порождение безнравственности, агрессии и в будущем родителей, не в состоянии воспитывать своих детей достойными членами нашего общества.
Мы порой просто теряем своих детей из-за непонимания друг другом.
И вот начинаются проблемы. А почему? Потому что нарушена связь поколений, передача положительного опыта, традиций от старших младшим. А ведь все знают, что детям свойственно подражать родителям, и сколько не говори «делай так», ребенок повторит поведение взрослых.
А что мы можем им передать? Когда на место старых проверенных, но ушедших в прошлое, детских организаций мало создано новых. Необходимо возрождать новые кружки, секции. Но отсюда вытекает следующая проблема – нехватка педагогов – специалистов. Их нужно готовить, обучать. Снова упираемся в то, что нет для них специально-обучающей базы, кроме интернет - ресурсов. При этом страдает правильность подбора форм, методов, литературы при работе с детьми по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. И главное, у педагогов должна быть не только теоретическая база и профессиональное содержание, а духовно-нравственная зрелость человека, обучающего детей. «Случайные люди» принесут не столько пользы, сколько вреда хрупким детским душам.
«Камнем преткновения» еще служит недооценка родителями важности данной темы, а вместо этого чрезмерное попустительство детям, порой, доходящая до вседозволенности с одной стороны или равнодушием к ним, с другой. Поэтому надо работать в тесном взаимодействии с семьей, и просвещать не только детей, но и их родителей, чтобы они помогали друг другу на этом пути.
Работая воспитателем, эти проблемы я видела изнутри, непосредственно соприкасаясь с большим количеством людей. Я рискнула предложить родителям своих воспитанников (теперь уже первоклассников) заниматься с детьми просветительской работой по духовно-нравственному воспитанию на основе православия, как части нашей культуры и истории, имея опыт преподавания в Воскресной школе и, как человек верующий, воспитывающая своих детей на незыблемых во все времена, ценностях.
И получила единодушный отклик.
Так, заручившись поддержкой родителей, я стала с помощью разных
форм и методов наглядных, образных, доходчивых для детского сознания, способствовать воспитанию в детях нравственно - патриотических и духовных качеств.
Стараюсь использовать в работе с детьми современные образовательные технологии. В детском саду имеется проектор, мультимедийный экран, ЖК телевизор, ноутбук, которые помогают через показ презентаций и видео донести информацию до детей и легко её ими усвоить.
В своем докладе я расскажу о разнообразных формах работы по данной теме, которые применила на практике.
Мною была использована одна из современных образовательных, и новых технологий, а именно - проектная деятельность с детьми и членами их семьи.
· Реализованы несколько проектов:
1. «Семейное древо» - дети узнали свои «корни»
2. «История моей семьи в истории моей страны» - переплетение личных судеб и событий страны.
3. «Я + моя семья!» - ребенок ощутил себя важной частью целого.
4. «Мы за здоровый образ жизни!» - мы против вредных привычек.
5. «Малая Родина - часть Родины большой» - провели экспедицию по поселку.
6. «Россия - страна многонациональная» - о тех, кто живет с нами рядом.
7. «Летопись нашей славы» - о родных, участниках ВОВ, работниках тыла. Этот проект положил начало для создания новой традиции - каждый год в подготовительной группе собирать материал для «Летописи Славы».
Так же я использую следующие формы работы:
· Тематические мероприятия:
1. «Война - глазами детей» - встреча с «детьми войны» - дети с замиранием сердца, со слезами на глазах слушали рассказ гостей: мальчика – блокадника Шапран В.Ф. и ребенка из многодетной семьи, пережившей войну Эльмеметова А.Д.
2. Презентация «Безмолвный подвиг животных на войне»
· Оформлены наглядные информационные стенды:
1. «Маленькие герои – большой войны» - о детях-героях. Даже маленькие дети должны знать, что война – это горе, страдания и смерть. У дошкольников необходимо начинать формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине и уважения к людям, которые ковали Победу.
2. Выставка открыток - портретов «Мой папа - опора и друг» - равнение на папу и видение ребенком себя как будущего защитника Отечества.
· Проведены праздники:
1. «Рождество Господне!» - Рождественские елки стали нашей традицией, их мы проводим уже 10 лет.
2 «Богатыри земли русской»
3. «Масленица»
4. «Пасхальный перезвон»
5. Конкурс чтецов «Поэзия осени» - в детском саду и на региональном уровне дети читали стихи русских поэтов о красоте родного края.
· Открытые занятия для родителей и педагогов:
1. «История возникновения колокола на Руси»
2. «Пасхальный калейдоскоп»
· Серия экскурсий
1. «Вот она - улица Центральная!»
2. «Наши пруды в поселке Пруды»
3. «Первая служба»
4. «Крестный ход!»
5. «Престольный праздник- 6 мая»
Не осталась без внимания и спортивная сторона нашей детсадовской жизни – совместные с родителями эстафеты, спортивные соревнования и летние и зимние. Заняли II второе призовое место в районной «Малышиаде». С успехом выступили на районном фестивале народного творчества, получив грамоты за I и III места.
Неоценимо участие родителей. Они всегда активны, отзывчивы на инициативу, легки на подъем, творческие, дружные и доброжелательные. Вся работа велась в тесном c ними сотрудничестве. Мы встречались на собраниях и мастер-классах. Проводили совместные экскурсии и выставки. Участвовали в проектах, конкурсах и соревнованиях.
Я им очень благодарна за постоянную поддержку, понимание просьб и пожеланий. Ведь единственная наша цель - благополучие наших детей.
Мы реализуем главную идею нашей работы через приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения истории нашей родины, воспитывая в детях осознанную любовь к родному краю, желанию жить и трудиться на родной земле: « Где родился, там и пригодился» - как говорили наши деды, сохраняя и продолжая национальные и семейные традиции, накапливая у детей личный жизненный опыт и доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым, используя разные средства музыкального, поэтического, изобразительного искусства.
Результатом моей работы я вижу в том, что мои выпускники и их родители продолжают выбранное направление в познавании своей Родины. Организуют совместные поездки в музеи, по родному краю, продолжают посещать храм.
Исходя из их отзывов, в этом году при приеме новой группы, родители изъявили желание в продолжение начатой мной работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию их детей. Преемственность выбранной линии продолжается не только родителями дома, но и в школе. В начальных классах начали преподаваться «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Для меня это радостное событие. Так, что наши инициативы живут и развиваются.
И если бы я не видела перспектив и надежды, то не развивала бы эту тему дальше. В этом году она тема моего самообразования. Свой наработанный опыт я транслирую через профессиональные сообщества на сайтах: MAAM.ru; Социальная сеть работников образования nsportal.ru «Наша сеть».
Хочу сказать, что процесс моей работы по обсуждаемой сегодня теме непрерывен, а не от случая к случаю и носит системный характер. И не только в представленных в докладе формах. Ведь постоянно приходиться беседовать с детьми и родителями, разбирая те или иные ситуации, отправной точкой которой служит именно нравственный посыл. Дети на сравнении и примере собственного поступка с поведением других, четко понимают, что хорошо, что плохо. При этом в их сознание закладывается модель поведения на будущее. Чтобы ребенок научился, как можно раньше проявлять заботу о ком-либо, не перекладывать ответственность и вину на другого. Не бездействовать, когда рядом происходит зло, а остановить его, помочь нуждающемуся в помощи. Не делить людей на лучших и худших по национальным и этническим признакам. А нам не игнорировать, не скупиться на похвалу детям их добрых поступков. Вот тогда мы вырастим действительно новое общество патриотов и высоко - нравственных людей.
Мы, взрослые, родители и педагоги, каждой на своем месте, должны воспитывать личным своим примером. Тогда, как круги по воде, будет оздоравливаться наше общество, начиная с самого младшего поколения.
Ведь это здоровый дух исцеляет тело, а не наоборот! Можно вырастить отличника учебы, спорта и т.д., но при этом холодного бездушного циника.
Так давайте воспитывать детей так, чтобы нам на пути всё чаще встречались добрые, нравственно - чистые, душевно и духовно богатые люди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как воспитать патриотизм у дошкольника | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план работы по подготовке и проведению праздника «День матери» в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.
Тематический план работы окажет помощь воспитателям подготовительной группы разнообразить формы работы в работе с родителями и детьми....
Экологические акции как форма работы воспитателя дошкольного учреждения с родителями.
На сегодня взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников является важной составной частью в работе воспитателя дошкольного учреждения. Только в тесном сотрудничестве, во взаимопонимании педагогов и родит...
Доклад на тему: «Опыт оздоровительной работы в дошкольном учреждении»
Здоровье - одна из главных ценностей человека. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей - основная задача дошкольного образования, и тем самым физкультурно - оздоровительная...
В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений п
В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Мног...
Презентация "Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам проведения праздников"
laquo;Нельзя пробудить чувство Родиныбез восприятия и переживания окружающего мира.Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминанияо маленьком уголкедалёкого детства.Пусть с этим уголк...
Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"
Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"...
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...