Аннотация к рабочей программе.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

В данном материале представлены: цели и задачи программы; принципы и подходы к программе;формы образовательной деятельности;планируемые результаты освоения программы;психолого-педагогическая характеристика на детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_rabochey_programme.docx55.51 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

воспитателя подготовительной к школе

логопедической группы  

 Хомец Марины Петровны

                  Муниципального бюджетного дошкольного

    образовательного   учреждения детского  сада « Теремок»

                                      п. Зеленолугский

  на  2016-2017   учебный год.

Раздел целевой.

Пояснительная записка.

 Настоящая рабочая  программа по развитию детей подготовительной к школе логопедической    группы, разработана на основе  Основной образовательной программы  МБДОУ  и  программы     «От рождения до школы»  под ред. Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой; и примерной  адаптированной программы  коррекционно-развивающей направленности  ДОО  для детей  с тяжёлыми нарушениями речи   с 3 до 7 лет, Н.В.Нищевой.

 -  в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.

Программа разработана на основе нормативных документов:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

-приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

-приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ - д/с КВ 2 категории "Теремок"  п. Зеленолугский;  

   -Устав МБДОУ;

    -Положение о рабочей программе.

Рабочая программа представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в логопедической  группе дошкольного возраста в условиях работы дошкольного учреждения по пятидневной рабочей неделе с 7.00 до 17.00 , то есть 10 часового пребывания ребенка в детском саду с выходными днями - субботой и воскресеньем.

   Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития  детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования  детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 Программа определяет комплекс основных психолого-педагогических характеристик данного возраста, планируемые результаты освоения рабочей программы в виде целевых ориентиров. Также реализуется в совместных и самостоятельных формах взаимодействия детей с взрослыми в процессе режимных моментов и непосредственно организованной деятельности.

Программа определяет объем и содержание   материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники;

-оптимально распределяет время по темам;

 -активизирует познавательную деятельность воспитанников, развитие их творческих способностей;

-отражает специфику региона;

-применяет современные образовательные технологии;

- обеспечивает единое образовательное пространство на основе взаимодействия с родителями (законными представителями) и социумом.

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Программа состоит  из трёх основных разделов: целевой, содержательный, организационный.

Цели и задачи реализации Программы:

                                     

Развивать личность ребёнка   дошкольного возраста в различных видах   деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

- создание условий, позволяющих через  участие в различных видах деятельности раскрыть свои природные задатки и способности;

-   создание развивающей среды для приобщения ребёнка к социальному миру и формирование активной творческой личности.

Задачи:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

-создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.)

Принципы и подходы к формированию Программы.

                                                                                                                                                                                               Программа имеет в своей основе  принципы развивающего образования, научной обоснованности  и практической применимости, интеграции содержания дошкольного образования, вариативности, творчества, природосообразности и комплексно-тематический принцип.

Основные принципы:

1. Полноценное проживание ребенком дошкольного   детства, обогащение (амплификация) детского развития.

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество  МБДОУ с семьей.

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

  7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

 Формирование рабочей программы включают в себя ряд подходов.

Эколого-культурный подход в личностно-ориентированном образовании: личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребёнка;·введение ребёнка как субъекта, признания его ценностью всего образовательного процесса. Образовательный процесс выступает развивающей эколого-культурной средой, которая понимается нами как синтезированная система ценностей (культурно-познавательных, гуманистических, нравственных, эстетических) отраженных в различных видах искусств, осваиваемых ребёнком в совместном взаимодействии со взрослыми в мире культуры, в мире собственной культуры «Я» и в деятельности. Содержание художественно-эстетической среды образовательного процесса отражает в себе общечеловеческие ценности.

Деятельностный  подход позволяющий детям через участие в различных видах деятельности раскрыть свои природные задатки и способности, при этом ребёнок непассивно усваивает культурные нормы поведения и действия, а активно участвует в их построении, доводя до уровня поступка.

Комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Образовательный процесс основывается на следующих принципах, которые учитываются в обучении и воспитании детей и в оформлении развивающей среды:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной цельюдошкольного образования является развитие ребенка.

Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования понимается нами как состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, ориентированный на объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с интеграцией детских деятельностей.

Принцип вариативности – у детей формируется умение в простейших и сложных ситуациях делать самостоятельный выбор на основе согласованных правил.

Принцип мини-макса обеспечивает продвижение каждого ребенка своим темпом и ориентирует на построение образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принцип творчества ориентирует на приобретение детьми в ходе игры и любого вида деятельности собственного опыта творческой деятельности.

Принцип природосообразности обеспечивает формирование полоролевого поведения в детском сообществе и жизнедеятельности.

                         Формы образовательной деятельности.

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы  образовательной  деятельности

«Физическое развитие»

двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкальная

Подвижные  игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, упражнения на развитие мелкой моторики,  дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, беседы, игровые проблемные ситуации,  викторины, реализация проектов.  

«Социально - коммуникативное»

игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная.

Игры с правилами, дидактические  и творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения,  игровые и бытовые проблемные ситуации, рисование, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание  и обсуждение художественных произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач,  театрализация, драматизация, отгадывание загадок, изготовление сувениров и подарков, создание макетов, викторины,  реализация  проектов,  индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд.

«Познавательное  развитие»

познавательно-исследовательская, игровая, восприятие  художественной  литературы, двигательная, коммуникативная, изобразительная, конструирование,

трудовая,  музыкальная, игровая.

Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание  стихотворений, слушание  и обсуждение художественных  произведений, отгадывание загадок моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины,  реализация   проектов.

«Речевое развитие»

коммуникативная,  познавательно-исследовательская, игровая, восприятие  художественной  литературы,  музыкальная, изобразительная,  конструирование, трудовая,  двигательная.

беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие,  дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных  произведений, театрализация, драматизация, составление и отгадывание загадок,  разучивание стихотворений,  досуги, праздники и развлечения.  

«Художественно – эстетическое развитие»

продуктивная,  познавательно-исследовательская, восприятие  художественной литературы, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Рисование, лепка, аппликация в «Мастерской»; реализация проектов,  слушание,  импровизация,  исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, концерты, досуги, праздники и развлечения.

 

 

Планируемые результаты освоения программы.

Рабочая программа предназначена для детей 6-7 лет    и    составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Планируемые результаты освоения детьми Программы осуществляются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и основной Программы, реализуемой в старшей и подготовительной группах  по всем образовательным направлениям развития детей. Показатели освоения детьми Программы по образовательным направлениям соответствуют задачам, представленным в каждом образовательном направлении стандарта.

Подготовительная группа.

Целевые ориентиры в соответствии с      ФГОС ДО

Показатели освоения детьми программы по образовательным направлениям

Социально-коммуникативное развитие.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее и стремиться радовать старших хорошими поступками.

Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.

В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, обогащает словарь формулами словесной вежливости

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и по интонации взятой роли.

Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.

Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.

Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

Находит новую трактовку роли и исполняет ее.

Моделирует предметно-игровую среду.

Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

В беседе о просмотренном спектакле высказывает свою точку зрения.

Владеет навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.

Участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссёры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т.д.).

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

В дидактических играх договаривается со сверстниками об очерёдности ходов, выборе карт, схем; умеет быть терпимым и доброжелательным партнёром.

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Способен сосредоточенно действовать в течение 20 - 30 минут

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации

Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Самостоятельно ухаживать за одеждой, устраняет  непорядок в своём внешнем виде. Ответственно выполняет обязанности дежурного и уголке природы.

Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада.

Планирует свою трудовую деятельность; отбирает материалы, необходимые для занятий, игр.

Знает о современных профессиях взрослых, занятых в промышленности и сельском хозяйстве родного города (мебельщик, водитель автомобиля, рабочий, агроном и др.), исторически сложившемся труде людей родной земли (казак - земледелец, рыболов, виноградарь, огородник, скотовод)

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая медицинская помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)

Познавательное развитие.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.). Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности

Формирование познавательных действий, становление сознания

Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, между, рядом с, около и пр.).

Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта.

Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.

 Умеет соотносить конструкцию предмета с его назначением.

Создаёт различные конструкции одного и того же объекта. Создаёт модели из пластмассового и деревянного конструктором рисунку и словесной инструкции.

Самостоятельно объединяет различные группы предметом, имеющий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.

Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счёт в пределах 20)

Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Умеет соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками. Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.

Делит предметы (фигуры) на несколько равных частей.    

Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости. Определять временные отношения (день – неделя - месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

Умеет выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Знает герб, флаг, гимн России.

Называет главный город страны.

Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.

Имеет представления о школе, библиотеке.

Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира

Может рассказать о своем родном селе, назвать улицу, на которой живет.

Знает уклад жизни казака, тип казачьего жилища: землянка, курень. Знает символы Ростовской области - флаг, герб и гимн; символы Войска Донского - знамя, герб и гимн; заповеди казаков. Знает особенности внутреннего убранства казачьей кухни (стряпной), предметов кухонной утвари, разнообразие старинной казачьей кухни, праздничный стол, заготовка продуктов на зиму. Знает, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна; что Москва - столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.

Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. Знает некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.

Знает характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

Знает правила поведения в природе и соблюдать их.

Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Речевое развитие.

Владение речью как средством общения и культур

Может совершенствовать речь как средство общения.

Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Проявляет инициативу с целью получения новых знаний.

Обогащение активного словаря

Умеет работать по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря. Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Умеют отстаивать свою точку зрения.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Умеет содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Умеет составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Составляет план рассказа и придерживаться его.

Умеет составлять рассказы из личною опыта, сочиняет короткие сказки на заданную тему.

Развитие речевого творчества

Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым. Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Различает на слух и отчетливо произносит все звуки родного языка. Демонстрирует интонационную выразительность речи

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Знает 3-4программных стихотворения, 3-4 считалки, 3-4 загадки. Называет жанр произведения. Умеет содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Знает имена писателей Донской земли - А.П. Чехов, М.А Шолохов, П.В. Лебеденко и их произведения. Знает и использует в речи казачьи пословицы, присказки

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Называет слова с определенным звуком, находит слова с этим звуком в предложении, определят место звука в слове

Художественно-эстетическое развитие.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Умеет создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

Умеет использовать в рисовании разные материалы и способы изображения.

Умеет лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создаёт сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.

Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа.

Расписывает вылепленные изделия по мотивам народных игрушек. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги. Создаёт сюжетные и декоративные композиции. Обнаруживает знания об особенностях Семикаракорского промысла, декоративных узоров на посуде.

Умеет создавать узоры по мотивам Донского края, используя растительные узоры, геометрические орнаменты; изображать предметы казачьего быта.

Знает современных донских художников и их картины

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Народное творчество раскрывает своеобразие эстетических представлений о добре, красоте, трудолюбии, дружбе в казачьей среде, содержит народную мудрость, позволяет осваивать красоту родного языка, донскую лексику, критерии эстетических оценок. Понимает, что творчество донских композиторов - разнообразная скрытая сфера человека, раскрывает понимание высокого искусства красоты, является средством развития эстетической культуры чувств

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка). Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты). Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура) Продолжает развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты терции. Знает элементарные музыкальные понятия (темп, ритм); жанры (опера, концерт, симфонический концерт), творчество композиторов и музыкантов. Знает мелодию Государственного гимна Российской Федерации

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста.

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к музыкальному, словесному искусству. Способствует дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

Знает национальные пляски (русские, белорусские, украинские и т.д.). Умеет исполнять различные образы при инсценировании песен, театральных постановок. Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.

Обнаруживает знание истории специфики казачьего фольклора, разнообразие жанров донского фольклора, многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно-патриотическая, бытовая, лирическая, обрядовая

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведением, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.

Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения

Физическое развитие.

Приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями.

Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения. Умеет кататься на самокате, ходить на лыжах

Приобретение опыта формирования опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).

Прыгает на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгает в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега — не менее 50 см; прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами.

Перебрасывает набивные мячи (вес 1 кг), бросает предметы в цель из разных исходных положений, попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метает предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метает предметы в движущуюся цель.

Умеет выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, но словесной инструкции

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).

Овладение подвижными играми с правилами

Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.

Играет в любимые игры донских казачат

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Соблюдает правила поведения во время еды, умывания. Имеет представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений. Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания. Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье. Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу.

Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.

Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня

       

                   

                            Психолого – педагогическая характеристика.  

                                               

                               Дошкольный возраст. (6 – 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство  усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству. И менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует, пассажи рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.  

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

   При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-  творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речьее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

  В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников   развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

               Характеристика детей с общим недоразвитием речи.                      

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом - речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.                                                                                                  Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно- следственные отношения.                                                                                                   Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

             Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей данной группы с ФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при

самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове. Причинами замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова.

Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Причиной искажённого произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе

Аннотация к рабочей программеранний, младший, средний и старший дошкольный возраст(от 2 до 8 лет)составлена на основе основной образовательной программыдошкольного образования «Радуга»  и пр...

Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда

аннотация к рабочей программе учителя-логопеда ДОУ...

Аннотация к рабочей программе во второй младшей группе

Аннотация к рабочей программе во второй младшей группе...

Аннотация к рабочей программе

 Рабочая  программа по развитию детей средней группы .Содержание  образовательного  процесса  в средней группе «Солнышко» выстроено  в  соответствии с програм...

Аннотация к рабочей программе

Описание рабочей программы...

Аннотация к рабочей программе первой младшей группы

Аннотация к рабочей программе первой младшей группыo   Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана воспитателями Гирфановой Г. С. Китугиной Т.Т. в соответствии содержани...