"Игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал на тему

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

 

 

 

 

Игра как средство интеллектуального

развития детей дошкольного возраста

 

 

 

 

                                                             Исполнитель:

                                                              Корнева Татьяна Владимировна,

                                                              воспитатель МБДОУ

                                                             Тяжинский детский сад №8 «Солнышко»

                                                             Стаж 28 лет

                                                             Образование средне-специальное

        

 

 

 

Тяжинский 2015

 

Содержание

Введение………………………………………………………….....................  3

1.     Теоретические аспекты организации………………………………….. 5

2.     Тематическое планирование на 2015-2016 год....……………………...6

3.     Работа с родителями………………………………………………………9

4.     Папка – передвижка………………………………………………………10

5.     Занятия……………………………………………………………………15

6.     Игры………………………………………………………………………16

7.     Беседы…………………………………………………………………….17

8.     Сценарии праздников и развлечений…………………………………..19

9.     Рисунки детей…………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………...       ……26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

«…..У ребенка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь.»

А. Макаренко

 

«Игровая терапия: искусство обращения» приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.

 

 

Задачи.

1.                Обучать детей играть дружно - коллективно, беречь игрушки, следить за их сохранностью.

2.                Обучать детей в любых играх раскрывать свои эмоционально - игровые способности.

3.                Обучать детей в ходе игры самостоятельно развивать тот или иной сюжет.

4.                Развивать в детях понятие, делать, что-то вмести не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очерёдность, прислушиваться к мнению товарищей.

5.                Поддерживать каждого ребёнка в различных ситуациях, как успеха, так и неудачи.

6.                Воспитывать в ребёнке свои характерные особенности и предпочтения. Воспитывать понятия, что он, как и любой человек уникален и неповторим.

 

 

 

Тематическое планирование

на 2015-2016 год

 

 

 

Тематическое планирование на 2015 – 2016 год

Тема

Программное содержание

1.            Игры с куклой «Новая кукла», «Устроим кукле комнату», «Уложим куклу спать» «Кукла проснулась», «Кукла делает зарядку», «Кукла заболела».

Вызвать у детей интерес к игре с куклой, уточнить знание детей о строении тела человека (руки, голова, ноги, уши и т. д.). учить объединять несколько игровых сюжетов в один. Дать элементарное представление о гостеприимстве. Воспитывать доброжелательность; умение играть с другими детьми; воспитывать аккуратность; умение сопереживать; формировать умение договариваться в ходе игры.

2.            Пальчиковые игры: «Водичка, водичка», «Коза», «Зайка», «Сорока-Белобока» и др.

Вызвать эмоциональный интерес к играм с пальчиками. Развивает память, мелкую моторику рук, речь у детей.

3.            Настольно-печатные игры: «Большие и маленькие», «Чья мама», «Чей домик» и др.

Учить детей усваивать и закреплять знания детей в процессе практических действий. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к играм.

4.            Играем в сказку: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок».

Учить детей внимательно слушать сказку, узнавать сказочных героев, сопереживать им, воспитывать доброжелательность, развивать память, речь детей.

5.            Разгляди себя в зеркале

Развивать представление о своем внешнем облике.

6.            Что между нами общего?

Продолжать знакомить с отличительными особенностями других детей.

7.            Представь и изобрази себя другим

Учить изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом.

8.            Твоя любимая еда

Продолжать определять вместе вкусы и предпочтения детей в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей.

9.            Животное, которое тебе нравится

Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей.

10.        Твоя любимая игра, игрушка

Продолжать определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках.

11.            Красивый —безобразный

Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что — безобразным.

12.            Обычный — странный

Развивать представления детей о том, что вкусы и мнения бывают разными.

13.            Изобрази себя

Помочь детям адекватно оценивать свою внешность, поддерживать положительную самооценку.

14.            Узнай по голосу

Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности человека, как голос.

15.            Ты и твое имя

Развивать представления детей об имени и отчестве.

16.            Что ты любишь поесть?

Продолжать определять вместе с детьми их вкусы, предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других.

17.            Проба на вкус и запах

Определять вместе с детьми их предпочтения во вкусах и запахах, сравнивать их с предпочтениями других.

18.            Что ты хочешь носить?

Продолжать вместе с детьми определять их вкусы и предпочтения в одежде, сравнивать их со вкусами и предпочтениями других.

19.            Что ты умеешь делать?

Определять вместе с детьми их умения.

20.            Какой ты, что тебе нравится?

Учить детей обобщать свои индивидуальные особенности.

21.            Красивое — безобразное

Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что — безобразным.

22.            Робкий

Определить вместе с детьми, кого можно считать робким.

23.            Смелый

Определить вместе с детьми, кого можно считать смелым.

 

Работа с родителями

Советы родителям

Жизнь без стрессов

•        В вашей жизни должны быть элементы размеренности и постоянства, которые будут вносить стабильность в вашу жизнь. Например, обязательная утренняя гимнастика, завтрак в одно и то же время, традиционная вечерняя прогулка - все это повышает ощущение стабильности, а значит, и уверенность в себе.

•        Отстаивайте свои права, защищайте свои интересы, но не переходите при этом рамки приличий, не опускайтесь до оскорблений оппонентов.

•        Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы сделали вам.

•        Сохраняйте хорошую физическую форму, полноценно питайтесь, как можно реже употребляйте алкоголь, не курите.

•        Видите регулярную и стабильную сексуальную жизнь без перегибов в ту или другую сторону - «не голодайте и не обжирайтесь».

•        Смейтесь, улыбайтесь, шутите как можно чаще! В том числе и над собой. Развейте в себе чувства юмора.

•        Наслаждайтесь жизнью! Находите приятное в любом событии, в каждом, самом незначительном эпизоде жизни.

•        Поставьте себе цель: положительные эмоции и уверенность в себе! И стрессы, и депрессия будут обходить вас стороной.

•        Надейтесь на лучшее, на позитивное развития событий. Если вы ожидаете неприятное, то обычно они и случаются. Вы предсказываете себе неудачу, ваше поведение меняется, окружающие видят вашу робость, ваши опасения, чувствуют ваш страх, реагируют соответствующим образом, и неприятность происходит. Очень часто вы сами виноваты в своих неудачах. Как бы ни складывались дела, положительное восприятие себя и своих перспектив приведет вас к цели гораздо быстрее, чем пессимистический подход.

•      Ведите себя свободно и естественно, как можно меньше «играйте роль»

•         Хвалите себя и других. Похвалы необходимы не только детям, но и взрослым - слова признания, благодарности за хорошо выполненную работу. Если вас не хвалят друзья, родственники, начальник - похвалите себя сами.

•     Установите рабочий стол, оборудуйте рабочее место так, чтобы поднятый от бумаг взгляд останавливался на комнатных цветах комнатных цветах, красивой картине, аквариуме с рыбками, любимых книгах, красивом виде из окна; «повесьте» на экран компьютера картинку, на которую вам будет приятно смотреть.

Родительское собрание

 

Тема: «Играем вместе»

 

Предварительная работа.

 

1.    Анкета для родителей.

1.        Любит ли ваш ребенок играть?

2.        Играете ли Вы с ребенком? Как часто?

3.        Нужно ли играть с ребенком и почему?

4.        Кто из членов семьи чаще всего играют с ребенком?

5.        С папой ребенок любит играть в ______________ 

           С мамой ребенок любит играть в ______________

6.        Какие игрушки Вы покупаете малышу?

7.        Чем Вы руководствуетесь при выборе игрушки?

8.        Какие условия созданы для игр ребенка дома?

9.        Как Вы приучаете ребенка беречь игрушки?

10.      Часто ли ребенок ломает игрушки, и как Вы поступаете в таких случаях?

 

2.    Посещение родителями совместных игр детей и взрослых.

 

3.    Родительское собрание.

 

 

«Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашего собрания «Играем вместе». Собрание проведем в виде игры, будет играть, как ваши дети. А сейчас небольшое вступление.

Играя – воспитывать.

Играя – развивать.

Играя – обучать.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам обучения.

В игре у ребенка формируются те стороны жизни, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

В игре зарождается «фундамент» развития личности.

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.

Играть с ребенком нужно с первой минуты появления его в детском саду, и того торжественного дня, когда дошкольное образовательное учреждение выпускает своего воспитанника в школьную жизнь. Чтобы ребенок легче адаптировался в ДОУ необходимо создать условия близкие к домашним.

Среди игрушек особое место занимает кукла. Она призвана выполнять в играх детей функции человека. Игры с куклой нужно начинать последовательно.

«Новая кукла»

«Устроим кукле комнату»

«Уложим куклу спать»

«Кукла заболела»

«К кукле в гости» и др.

Эти игры учат детей последовательности, гостеприимству, самостоятельности, заботливости, расширяют представления об окружающем мире. Учат детей играть дружно, беречь игрушки, сопереживать вместе с куклой, договариваться в ходе игры.

Несомненно у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни: семья кукол, семья зверушек, мебель, посуда, машины, весы, касса, больница, парикмахерская, инструменты, часы, бытовая техника, мел, доска, музыкальные инструменты, и др.

Особое место в жизни ребенка играю «Пальчиковые игры».

Для самых маленьких игры с пальчиками это: «Ножницы», «Пальчики здороваются», «Моя семья», «Наш малыш», «Устали пальчики», «Улитка», «Коза», «Зайка» и др.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговую систему в оптимальном состоянии. Регулярные упражнения с зажатием кисти руки улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечнососудистой, пищеварительной систем.

В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют мелкую моторику рук, подготавливая ее к письму, правильно держать чашку, карандаш, умываться. В различных подвижных играх дети готовы в игровой форме оказывать помощь не только друг другу, но и сказочным героям.

Детям очень нравятся игры-упражнения «Зеркало», «Комплименты», «Дотронься до», «На что похоже настроение» и др.

Эти игровые упражнения направлены на развитие уверенности в себе, самоконтроля, выдержки, инициативы, умение пользоваться мимикой и жестами, лидерских качеств.

Простые движения (поднять руки, почесать нос, поправить волосы и др.) наполняются смыслом. Движения становятся эмоциональными, последовательными, динамичными.

Заметнее становится стремление создать образ, показать его характер и особенности.

Дети очень любят слушать сказки – невероятные истории. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Сказочные сюжеты обладают эффективной терапевтической направленностью. Игры в сказках воспитывают ребенка, помогают одолеть негативные стороны его формирующейся личности, учат сопереживать вместе с героями. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать и проиграть роль в сказке «О рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка», пугливому и робкому «Сказка о трусливом зайце», шаловливому помогут сказки: «Приключения Буратино», «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе «Кот в сапогах».

Сказки нужно выбирать по возрасту детей. Не все дети одинаковы, кто-то очень агрессивен, кто-то, чего-то боится, здесь тоже помогут игры на снятие страхов и повышение уверенности в себе: «Кораблик», «Качели», «Неваляшка», «Нарисуй свой страх, победи его» и др.

Как больно родителям, наблюдая за играми детей видеть, что их ребенок, робеет, не решается подойти к ребятам, боится взрослых, недоверчив, застенчив.

Чтобы всего этого избежать необходимо для родителей изготовить папки-передвижки, проводить родительские собрания с участием детей, различные спортивные соревнования, походы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Папка - передвижка

«Играйте вместе с детьми»

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку; и он не знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается.

Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре.

Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

image

Какие игрушки нужно брать ребенку

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральная машина, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефоны и т. д.

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клее и т. д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические, полностью соборные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

 

Занятия.

"Цветы и бабочки"

Приветствие "Бабочки на ладонях".

Дети кладут руки на стол ладонями вверх (пальцы врозь). Ведущий говорит: "На ваши ладони будут садиться бабочки, и здороваться с вами. Закройте глаза. Бабочка здоровается с Машей (касается карандашом пальца ребенка). А сейчас бабочка пересела на ладонь Вани". И т.д. Дети должны молча приподнять палец, на который села бабочка.

Затем ведущий предлагает всем встать в круг и кистями рук изобразить, как бабочка летает, здоровается с другими бабочками и т.д.

Подвижная игра "Собери семицветик".  Дети делятся на команды (по 2-3 человека в каждой). Ведущий говорит: "На поляне росли цветы с семью лепестками разного цвета (количество цветов соответствует количеству команд). Подул сильный ветер, лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать каждый семицветик". Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями и т.д. Побеждает команда, которая быстрее соберет цветок, г волшебная история. Недалеко от большого города был лес, а в лесу - поляна, на которой росли разные цветы. В солнечную погоду сюда слетались бабочки и пчелы. (Ведущий показывает изображения пчел и бабочек, выполненные на прозрачных файлах.)

Цветы очень гордились своей красотой. И в один прекрасный день они решили, что бабочки и пчелы только портят их наряд, и запретили им садиться на свои лепестки. Пчелы и бабочки обиделись и улетели. С этого времени красота цветов стала увядать. Они поняли, что совершили ошибку, обидев насекомых, которые заботились о них, и попросили их вернуться. Но бабочки и пчелы облетали их стороной, потому что цветы потеряли привлекательность.

Давайте поможем цветам вернуть их яркий красивый наряд.

Рисование "Цветы и бабочки".  Дети самостоятельно выбирают бумагу (белую, голубую, желтую, светло-зеленую и др.) и рисуют пальцами гуашью любые цветы. Когда рисунки высохнут, ведущий вставляет их в прозрачные файлы с нарисованными бабочками.

Подвижная игра. Каждый ребенок получает воздушный шарик. Дети выстраиваются в колонну, соблюдая следующие правила:

-        руки каждого ребенка лежат на плечах впереди стоящего;

-        воздушный шарик зажат между животом одного играющего и спиной другого;

-        дотрагиваться до воздушного шарика запрещается;

-        стоящий первым в цепочке держит свой шарик на вытянутых руках.

Единой цепью дети должны пройти по определенному маршруту, не уронив шарики. По пути встречаются препятствия: натянутые веревки, стулья и др.

Прощание "Бабочки и ладони". Дети кистями рук изображают летающих бабочек.

Игры.

1.     Физкультминутки и пальчиковая гимнастика.

2.     Игры со словами и движениями.

Физкультминутки и пальчиковые игры, как правило, имеют характер дидактической игры. Например, в потешке «Вечерком у забора» отрабатываются свистящие согласные, закрепляется способ образования слов с помощью суффикса -иц. В потешке «Я держу корзинку» дети знакомятся с правильной формой глагола кладу. И т.д. Краткая, с увлекательным сюжетом физкультминутка или пальчиковая игра обязательно вызовет у детей интерес, будет способствовать воспитательному процессу.

Речевые физкультминутки.

Петушок стоит на ножке

И клюет в саду горошки

(стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет).

- Ой, устала ножка,

Похожу немножко (ходьба на месте; то же другой ногой).

***

Влево ножку, вправо ножку –

Незнайка пляшет под гармошку.

То присядет, то привстанет

И нисколько не устанет (движения по тексту).

***

По реке спешит-плывет

Крокодил зубастый (взмахи руками, имитирующие движения пловца),      

А у нас в лесу живет

Заинька ушастый (прыгают, изображая зайчика).

Пальчиковая гимнастика.

Вот дед - на нем берет.

Вот баба - на ней косынка ряба.

Вот папа - на нем шляпа.

Вот мама - на ней панама.

А вот сынок Андрейка –

На нем тюбетейка.

Вот и вся семейка (загибают поочередно пальцы на одной руке другой рукой, раскрывают ладошку, показывают пальцы).

***

В нашей семье трудятся все (сгибают, разгибают пальцы обеих рук):

Дед Евсей ловит карасей,

Бабушка Маруся пасет гуся,        

Отец Иван чинит диван,

Мама Даша варит кашу,

А маленький Антошка

Играет на гармошке (загибают поочередно пальцы на одной руке другой рукой).

Беседы.

Много кратное обсуждение с детьми 5-6 лет художественных произведений, содержащих «ситуации морального выбора», позволяют сформировать у них представление об относительной значимости моральных норм.

Сначала надо было выяснить преставления детей о моральных нормах. Им прочитали рассказ «Баночка варенья».

«Мама дала Маше баночку варенья и сказала: «Маша, передай варенья тети Ире. Она скоро к нам зайдет». Мама ушла. Маше очень хотелось варенья. Она подумала, что если съесть одну ложку, то этого никто не заметит. Но после первой ложки захочется еще и еще. Маша и не заметила, как съела все варенье. Когда пришла тетя Ира, баночка была пуста. Тетя Ира догадалась, что произошло, но ничего не сказала, взяла баночку и ушла».

После чтения было предложено ответить на вопросы: «Как вы оцениваете поступок Маши? Как поступила мама? Как бы вы поступили на мести Маши?»

Чтобы ответить на заданные вопросы, дети должны были показать знание моральной нормы и осознать факт ее нарушения («Маша не послушала маму, не выполнила ее просьбу. Она поступила плохо: маму надо слушать!»).

На наследующем этапе работы детям предлагали для обсуждения рассказы, содержащие «ситуации морального выбора».

Обращали внимание на то, будут ли дети следовать усвоенному правилу «мамин запрет нарушать нельзя» или найдут какой-то иной выход при решении конкретной ситуации.

«Котенок».

«Настя очень хотела гулять одна, без мамы, но мама ее не пускала. Но вот однажды мама разрешила ей пойти гулять, но предупредила: «Рядом с домом течет река. Ты не должна ни в коем случае входить в воду. Поняла? Не смей входить в воду! Дай мне слово!» Настя пообещала маме не нарушать ее запрет и пошла гулять.

Подойдя к реке, она увидела, что около берега в воде тонет маленький котенок. Настя скинула туфли, вошла в воду и спасла котенка».

Детям был задан вопрос: «Правильно ли поступила Настя? Настя - хорошая дочка? Что бы вы сделали, оказавшись на мести Насти?»

Некоторые осудили девочку: «Она обманула маму. Мама ее накажет», или «Нельзя не слушаться! Настя могла утонуть», или «Мама скажет: «Настя, ты обманщица». И больше не пустит гулять одну».

Другие в начале осудили Настю за ее непослушание, но, испытывая жалость к тонущему котенку, стали сомневаться в своей оценке, пытались найти компромиссное решение: как спасти котенка и не нарушить запрет мамы.

-        Я бы привязала фантик от конфеты к веревочки и стала бы качать его. Котенок бы увидел, поплыл за фантиком и выбрался из воды.

-        Я бы положила доску. Котенок прыгнул бы на нее и спасся.

-        Я бы позвала взрослых, а не полезла в воду. Они бы вытащили котенка.

- Я бы побежала дамой и попросила разрешения у мамы.

Последние высказывание вызвало возражения: «Пока бы ты бегала дамой, котенок - « Буль - Буль» и утонул бы!»

Однако часть детей без колебания заявила: «Я бы спас котенка!», причем некоторые добавляли:

-        Я бы спас котенка, принес его дамой и все рассказал маме. Мама бы сказала: «Ты молодец!», и мы бы оставили котенка у себя.

-        Настя хорошая. Животных надо любить! Он такие маленькие!

Эти дети смело шли на нарушения запрета мамы. Они начали понимать, что иногда и нужно нарушать одно правило ради другого, более значимого в конкретной ситуации.

В ходе беседы педагог обращал внимание на то положительное, что находили дети в поступке персонаж, тем самым вызывая у них большую активность при доказательстве своей правоты. Так, обсуждая ответ детей, обвиняющих девочку в непослушании, педагог говорил:

- Настя, наверное, не хотела огорчать маму, но в сеже решила войти в воду, чтобы спасти котенка.

Предлагаемые далее рассказы уже не потребовали активного участия педагога в обсуждении: дети самостоятельно высказывали свое мнение, оценивали предложения сверстников.

«По дороге в школу».

«Два друга, Петя и Ваня, всегда ходили в школу вместе и не когда не опаздывали. Они знали, что за опоздание их будет ругать учитель.

Однако по дороге в школу они встретили бабушку, которая попросила ей помочь - донести тяжелую сумку. Ваня сказал Пете:

-        Мы не можем помочь бабушке, потому что тогда опоздаем в школу, и учитель будет нас ругать.

И побежал в школу. А Петя решил помочь и, конечно, опоздал на урок».

Большинство детей дали положительную оценку поступку Пети, руководствуя правилом: «Надо заботиться о пожилых людях».

-        Петя поступил хорошо, потому что помог бабушке. Его друг поступил плохо. Лучше помочь человеку, хотя из - за этого можно опоздать в школу.

Некоторые предлагали свои варианты, как можно было избежать опоздания.

Большинство детей предлагали закончить рассказ так: «Петя объяснил учителю причину своего опоздания. Тот все понял и не стал ругать мальчика».

 

 

Сценарий праздника (развлечения).

Мы друзья природы

Задача: расширять знания о природе, закрепить знания о правилах поведения в природе. Учить детей культуре общения с природой. Приучать запоминать мудрые изречения, в которых собран опыт многих поколений, накопленный тысячелетиями.

Способствовать тому, чтобы дети знали песни о красоте родной русской природы, призывающие к бережному отношению к ней.

Дети входят в зал под песню Е. Крылатого «Прекрасное далеко»

Фея природы: Все любят лес в любое время года, Все слышат речек медленную речь... Все это называется природа. Давайте же всегда ее беречь! Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым... Давайте же сердца ей отдадим. Прекрасный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя звезда... Природой называется все это, Давайте же всегда ее любить.

1р. Мы природу уважаем,

Бережем и понимаем

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок плетению.

2р. Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Солнце учит доброте.

3р. У природы круглый год

Обучаться нужно

Нас деревья всех пород –

Весь большой лесной народ –

Учат крепкой дружбе.

Фея - природа:

Молодцы!

Я вижу, вы действительно

Любите природу

Позже мы узнаем,

Умеете ли вы ее беречь.

(дети садятся на стульчики)

Ф/п Давайте познакомимся

Меня зовут Фея - природа

А это мои дочери

(входят Флора и Фауна)

Флора и Фауна.

Они сами расскажут вам о себе.

Флора: Я расскажу, что у меня

Есть огромная родня.

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо надо мною

Это все мое родное.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты –

Если все сорвут цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты

И не будет красоты!

Игра «Собери цветок»

Фауна: Я расскажу, что рыбы,

Птицы в душу людям смотрят.

И глаза их просят:

«Люди, помогите!»

Ведь море без рыб – не море

Ведь небо без птиц - не небо

Земля без зверей - не земля

А нам без земли нельзя!

Игра «Летает, ползает, скачет»

Входит мальчик. Вид у него болезненный.

Ф/п: От куда ты? И почему ты грустный?

М: я родился в заводском районе

Где сточные заводские воды впадают в речку,

Где черный дым из труб

Коптит небо

Там я и живу. И потом болею.

Ф/п: А чем ты занимаешься?

М: Каждый день хожу на речку

Сижу с удочкой на берегу, а попадаются банки, тряпки, бутылки.

(достает сигарету)

Ф/п Подожди, что ты собираешься сделать?

М: Хочу закурить.

Ф/п Разве можно курить в помещении, где находятся дети, и отравлять чистый воздух табачным дымом?

Разве ты не знаешь, что курить вредно?

М: Я не знаю, что это такое.

Ты многого еще не знаешь,

Тебе нужно отмыться, тебе нужно учиться.

Садись, будешь нашим гостем.

Ф/п: Дети, а вы знаете природные приметы?

Хорошо! Сейчас проверю.

-          Ласточки летают низко -

Д: Значит дождик близко, близко.

-          Ласточки летают высоко

Д: Значит дождик далеко.

-          Паук сеть плетет –

Д: Значит, солнце печет.

-          Дым столбом, на небе звезды

Д: Значит, близятся морозы.

-          Много мошки

Д: Готовь по грибы кузовки.

Игра «Закончи пословицу».

-          Жизнь дана...

Д: На добрые дела.

-          Аист на крышу...

Д: Мир в доме.

-          Сломать дерево...

Д: Недолго, вырастить - годы.

-          Много леса не губи...

Д: Мало леса береги

Нет леса посади.

Входит Экологическая Катастрофа. Поет песенку.

Все озера и пруды я

Я оставлю без воды

Высушу и реки и моря

Прикажу я белый свет

Перекрасить в черный цвет

А это сделаю потом

Как подумаю о том

У самой захватывает дух.

(Загадывает загадки, комкает листы и бросает их)

Мне по сердцу копоть и жар,

Мой лучший друг лесной...

(пожар)

Дети: воздух

Э/к. Какой воздух - пожар.

Люблю я грязь, отходы, сор

Мой друг - это мусор.

Дети: чистота

Э/к какая чистота - мусор это.

Чистому озеру — нет!

Грязному озеру - да!

Родникам всем - нет!

А тине в водоемах - да!

Меня радует лишь.

Д: Чистая вода.

Э/к какая чистая вода

Меня радует лишь мутная вода.

От чистого истока у меня икота,

Люблю я воду с ржавых труб

Меня экологической катастрофою зовут.

Ф/р: Знать тебя никому не охота!

Дети как она сказала ее зовут?

Д: Экологическая катастрофа.

(хватается за голову)

Э/к: От чистого воздуха голова кружится,

И сознание мое мутится

Куда же я попала? Как много здесь цветов.

Какой здесь ароматный, свежий воздух.

Задыхаюсь, погибаю, улетаю, улетаю.

(э.к. убегает)

Ф.р.: Ребята посмотрите, что остается после экологической

катастрофы.

Д: Мусор, грязь.

Игра «Собери мусор»

1р. Не хотим маски носить

Мы хотим счастливо жить

Чтобы птицы распевали,

Свежим воздухом дышали.

2р. Чистую воду хотим пить

И цветы хотим растить

С грязью будем воевать

И сады будем сажать.

5р. Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы всем весело

И радостно жилось.

4р. Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной

Колючий еж.

Зр. Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

И была на ягодах роса.

песня «Доброта» сл. И. Бурасова муз. Е. Голюновой

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птицы - с небом,

Как поле - с плугом,

Как ветер - с морем,

Трава - с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться

Чтоб нас любил и зверь и птица.

И доверяли повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей вселенной только одна.

Для жизни и дружбы она нам дана.

 

 

 

 

Рисунки детей

 

 

        
 Описание: C:\Users\Елена\Pictures\10.jpg
  Описание: C:\Users\Елена\Pictures\post-2529104-1369333753.jpg
 
 
  Описание: C:\Users\Елена\Pictures\1321200597_img_5191.jpg
  Описание: C:\Users\Елена\Pictures\ИЗО.jpg
 

 

 

        
  Описание: C:\Users\Елена\Pictures\3d10c9c21f6f61faeefd4aa27b190def_XL.jpg Описание: C:\Users\Елена\Pictures\img121012134215415.jpg
 
 
  Описание: C:\Users\Елена\Pictures\3acf93c0_resizedScaled_817to571.jpe
 Описание: C:\Users\Елена\Pictures\mor_pejzazh.jpg
 

 

Список литературы

1. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст]: учеб. пособие / М. Н. Кожина. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

2. Методологические проблемы современной науки [Текст] / Сост.  А. Г. Москаленко. - М.: Политиздат, 2011. - 295 с.

3. Скок, Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина, Н. И. Колесникова, Е. В. Низовских. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. – 83 с.

4. Коротеев А. М. Планирование, организация и управление образовательным процессом [Текст]/ А. М. Коротеев, Т. А. Беляев, И. И. Иванов и др.; под ред. А. М. Коротеева. – М.: Просвещение, 2000. – 286 с.

Статьи из сборников, журналов и газет 

1. Кочкина, Л. С. Социализация детей-сирот [Текст] / Л. С. Кочкина // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска»: состояние, проблемы, перспективы [Текст]: сборник научных статей. Часть 2 / Под научной ред. Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткиной, Т. А. Фральцовой, С. Н. Чистяковой; ред. коллегия: И. В. Карнаева, Е. Л. Руднева, Т. Н. Семенкова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. – С. 15-21.

2. Усова, А. В. Чтобы учение стало серьезным и успешным [Текст] / А. В. Усова // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 30-33.

            Электронные ресурсы

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM): зв., цв.; 12 см + рук. пользователя (1 л.). – (Интерактивный метод). – Систем. требования: ПК 486 или выше; 8 Мб ОЗУ; Windows 3.1 или Windows 95; SVGA 32768 и более цв.; 640х480; 4х СD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20х14 см.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Использование дидактических игр, как средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»...

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....