Палочки Кюизенера как полифункциональное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
презентация

Иванова Татьяна Николаевна

Палочки Кюизенера

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Палочки Кюизенера как полифункциональное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Слайд 1

Уважаемые пассажиры, наш авиалайнер произвел посадку в аэропорту «Палочки Кюизенера».

Слайд 2

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал «Счётные палочки» для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете»«цветными палочками»«цветными числами»«цветными линеечками».

Слайд 3

В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Слайд 4

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»«право – лево»«между»«длиннее»«выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Слайд 5

В своей работе мы используем:

  • Пособие Новиковой, Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» и раздаточный материал к этому пособию,
  • Комплект игр «Страна блоков и палочек».
  • Познавательно-игровое пособие «Веселые цветные числа».
  • Альбомы «Волшебные дорожки» и «Дом с колокольчиками».
  • «Посудная лавка» и «На золотом крыльце...».

Слайд 6

Возраст для начала работы с палочками определяется индивидуально, что связано с разными темпами развития малыша. Но средним возрастом для начала обучения в психолого-педагогической литературе называется 3 года. 

Занятия с цветными линеечками проходят в 2 этапа. На 1 этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой. Дети выкладывают фигурки, строят башни или лесенки. В этот период проходит начальная стадия запоминания тактильных и визуальных ощущений. Играя, дети, оценивают объёмные образы-заменители чисел на ощупь, в сочетании с цветами.

Слайд 7

Практически во время всех игр, накладывая палочку на изображение в альбоме, на схеме, мы закрепляем знания цветов. Во время строительства дорожек, мы учим различать длинную и короткую дорожки. Просим детей выяснить:

- Чья змея длиннее?

- Чей поезд длиннее?

- Вагончик, какого цвета длиннее?

Слайд 8

Дети с большой охотой собирают образные картинки. Они сравнивают кошечек и собачек по величине, определяют, чем фигурка кошки отличается от фигурки собаки. Где стул для Мишутки, где для Михаила Потапыча.

Слайд 9

Строительству лесенок (ступенек) посвящено не одно игровое упражнение. Мы учим детей строить лесенку слева – направо, тем самым закрепляя ориентировку в пространстве, количественный и порядковый счет, цвет, пространственные отношения (слева, справа, между).

Слайд 10

Также ступеньки могут строиться снизу-вверх, закрепляя такие понятия, как длиннее-короче, выше-ниже. Строя лестницы дети осваивают последовательную зависимость палочек по длине, знакомятся с образованием числа. Числовая лесенка помогает освоить прямой и обратный счет.

Слайд 11

На 2 этапе палочки выступают как пособие для юных математиков.

Этот этап начинается с 4–4,5 лет. На этой ступени обучения упражнения становятся конкретными:

  • Например, сдвиньте 2 желтые линеечки в одну и попросите детей найти аналог другого цвета по длине.

Слайд 12

  • По порядку называете числа, а ребенок цвет. Со временем числа называются вразброс.

Слайд 13

С 5 лет дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. С помощью цветных палочек можно решать примеры.

Слайд 14

Можно выкладывать картинки по цифрам, знакомить с симметрией.

Игр и заданий очень много, мы не успеем вас познакомить со всеми. Поэтому мы разработали картотеки игр с палочками Кюизенера по всем возрастам. В конце нашего семинара мы раздадим всем детским садам.

А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса.

Предлагаю Вам отправиться в сказку. А в какую сказку вы узнаете, отгадав загадку:

«В сказке лисонька плутовка. Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок»

«Заюшкина избушка»

Но, чтобы картины в нашей сказке ожили, мне понадобится ваша помощь.

«В лесу жил-был зайчик. Давайте его оживим». Педагогам предлагается схема с изображением зайчика. Нужно путем наложения палочек нужного цвета сконструировать зайчика.

 «У зайчика была избушка лубяная, а у лисы – ледяная». На экране появляется изображение двух избушек. Давайте построим их.

«Пришла весна, избушка лисы растаяла (ломаем избушку лисы). Попросилась она к зайчику пожить, да и выгнала его. Открыл дверь зайчик и начал спускаться по ступенькам» Перед педагогами стоят тарелочки, на которых лежат приготовленные палочки Кюизенера (желтая, красная, голубая, розовая, белая). Давайте построим ступеньки. Положите левую руку на стол и найдите на тарелочке, самую длинную палочку, кладем ее вертикально рядом с левой рукой (желтая палочка), снова находим на тарелочке самую длинную палочку и кладем ее рядом (красная палочка) и т.д. Когда ступеньки готовы, спросить у педагогов:

-сколько всего ступенек у зайчика в избушке?

-какого цвета самая высокая ступенька? какого цвета самая низкая ступенька?

-какая ступенька находится между розовой и красной ступенькой?

 «Идет зайчик по лесу плачет, а навстречу ему медведь. Давайте его оживим.» Педагоги выкладывают медведя по образцу, на экране.

«Помоги медведь выгнать лису. Конечно, помогу. Показывай дорогу»

Давайте построим дорожку к избушке зайчика и посчитаем, сколько шагов нужно пройти медведю. Перед педагогами лежат схемы дорожки, на которых написаны цифры, нужно соотнести цифру с палочкой и выстроить дорожку. В конце работы педагоги суммируют все числа, написанные на дорожке и называют количество шагов.

 «Гнал медведь лису гнал - не выгнал. Идет зайчик дальше по лесу - плачет, а навстречу ему…собака»

После того как педагоги выложат отгадку – собака, проверка все ли педагоги правильно справились с заданием

«Гнала собака лису гнала - не выгнала. Идет зайчик дальше по лесу - плачет, навстречу ему петушок. Зайчик просит петушка помочь ему выгнать лису. А петушок в ответ: «Я тебе помогу, если ты поможешь мне разложить мои зернышки. Их у меня 7» Педагогам предлагают найти палочку черного цвета (это число 7), и разложить ее на единицы и несколько меньших.

-сколько единиц в числе 7?

-из каких чисел можно составить число 7?

Помог петушок зайчику выгнать лису. И зажили они вместе дружно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Палочки Кюизенера как полифункциональное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Слайд 3

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. В состав комплекта входят: белая - число 1 - 25 штук, розовая - число 2 - 20 штук, голубая – число 3 - 16 штук, красная – число 4 - 12 штук, жёлтая – число 5 - 10 штук, фиолетовая – число 6 - 9 штук, чёрная – число 7 - 8 штук, бордовая – число 8 - 7 штук, синяя – число 9 - 5 штук, оранжевая – число 10 - 4 штук.

Слайд 4

Характеристика развивающей игры палочки Кюизинер Характеристика развивающей игры палочки Кюизенера Многофункциональность Широкий возрастной диапазон участников Творческий потенциал Конструктивные элементы Образность и универсальность

Слайд 5

Методическое обеспечение

Слайд 6

Как работать с палочками Кюизенера На 1 этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой.

Слайд 7

Закрепляем цвета Практически во время всех игр, накладывая палочку на изображение в альбоме, на схеме, мы закрепляем знания цветов.

Слайд 8

Этапы работы с палочками Кюизенера

Слайд 9

Строительство лесенок Мы по лесенке шагаем И ступеньки все считаем Все ступеньки до одной Знаем в лесенке цветной Первая – это белый листок Вторая – розовый лепесток Третья – как голубой океан Четвертая – словно красный тюльпан Пятая – желтый солнечный свет Шестая – сиреневый яркий букет Седьмая – черный пушистый кот Восьмая – вкусный вишневый компот Девятая – синий мой мячик А десятый – оранжевый зайчик

Слайд 10

Составим все палочки четко по росту От высокой к короткой – это очень просто.

Слайд 11

Найдите аналог другого цвета по длине

Слайд 14

Этапы работы с палочками Кюизенера На 2 этапе палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. С помощью цветных палочек можно выкладывать картинки по цифрам, закрепляя умение детей соотносить число с цветом, можно складывать и вычитать. А также познакомить с симметрией.

Слайд 18

медведь

Слайд 19

Собака

Слайд 20

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»         ...

Выступление на районном методическом объединении "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия....

Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста".

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»...