Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС
материал на тему

Рогожкина Елена Геннадьевна

 Выступление на зональной педагогической конференции "Современный детский сад: через традиции к инновациям" на тему  «Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная  педагогическая  конференция

среди педагогов дошкольных образовательных учреждений

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

«Современный детский сад: через традиции к инновациям»

_______________________________________________________

Секция №1 - (для воспитателей и специалистов, медицинских работников ДОУ)

Тема : Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.

  

                                                                             Автор: Воспитатель МБДОУ

Сахаровский детский сад № 33

                                                      « Солнышко»

Рогожкина Елена Геннадьевна

 

Чистополь-2015

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.

Рогожкина Е.Г., воспитатель, МБДОУ

                                                                                    Сахаровский детский сад №33« Солнышко», 1 слайд                                                                                                                          с.Сахаровка

Тенденция развития общества предъявляет новые требования к системе воспитания и

образования подрастающего поколения. Остаётся непростой вопрос: как строить образовательную систему, целью которой будет подготовка современного поколения к успешному решению новых, ранее неизвестных задач?

Развитие дошкольного образования, как начальной ступени формирования личности,

не может осуществляться без разработки инновационных технологий ,но также мы должны сохранять ,все то ценное, что было наработано не одним поколением русских и советских ученых и педагогов. Внедрение инноваций в работу воспитания и обучения детей – важный процесс, который даёт возможность перейти на более качественный и эффективный уровень.

Каждый ребёнок – личность. День ото дня, будто мозаика, складывается она из кусочков, которые необходимо выстроить в единое целое. Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии.

Важное место в этом кропотливом и трудоёмком «строительстве новой личности» мы

возлагаем на взаимодействие с семьёй. Главная задача детского сада – всестороннее и гармоничное развитие личности: добиться решения этой задачи без помощи семьи дошкольное учреждение не может. Успех работы в детском саду всецело определяется тем, как каждая семья включается в сотрудничество с образовательным учреждением.

При реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стал актуальным вопрос  поиска таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.

Взаимодействие  с родителями должно иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО. 

Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Поэтому сегодня важен новый взгляд на взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-культурных  особенностей  современной жизни и на основе новых положений законодательства в образовании.

2 слайд 

В соответствии с ФГОС ДО определены Задачи совместной работы нашего ДОУ и родителей воспитанников:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

2. Объединить усилия семьи и ДОУ для развития и воспитания детей.

3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОУ, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

3 слайд

 Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

 1.    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

 2.    Повышение педагогической культуры родителей.

 3.    Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

В процессе сотрудничества детского сада и семьи были разработаны   разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи как традиционные , так и инновационные формы и методы работы : 

4 слайд

 1.Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, беседа. 

  • Немаловажную роль в работе с семьей играет анкетирование родителей («Моя семья», «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Здоровый образ жизни», «Моя роль в воспитании ребенка»- анкетирование для пап и др.) ,которое позволяет проанализировать отношение между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу в семье.
  • индивидуальные беседы, так как они позволяют установить более тесный контакт с родителями. В беседе с родителями выделяются те проблемы, которые их интересуют в воспитании ребенка. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка
  • фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников

2.        Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, а значит, способствовать изменению взглядов

родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию

5 слайд  

  • групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;

6 слайд

  • дни добрых дел,( «Помоги пичушке», «Украшаем группу к празднику» ,помощь в оснащении участка)
  • «Портфолио дошкольника» - оформление папки успехов и достижений своего ребёнка

7 слайд

  • все большую актуальность приобретает такая форма, как проекты (Проект "Посадили мы лучок»)

3.        Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые

неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные

отношения между родителями и детьми: 

8 слайд

  • участие родителей в подготовке и проведении фольклорных праздников, досугов( «Масленица» , «Праздник Пасхи", «Капустины посиделки»;

9 слайд

  • тематические досуги «В гости осень к нам пришла!», «День матери», «Новый год у ворот» «Защитники Отечества» и др;

10 слайд

  • вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, новогодних игрушек, )
  • оформление фотовыставок («Семьи наших воспитанников», Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам)

4.        Наглядно-информационные формы :  В родительских уголках содержится информация о работе групп, режимных моментах.

11 слайд

  • Оформляются папки – передвижки: «Правила дорожного движения»,  «Люблю тебя, мой край родной» (национально-региональный компонент ), «Широкая Масленица»
  • Информационные  буклеты, памятки, консультации
  • Интернет - страница детского сада представляет собой сайт, на котором размещена

подробная информация о самом дошкольном образовательном учреждении, его руководителе, коллективе, количестве посещающих его детей.

  •  Отдельно размещена страница с нормативно-правовыми документами и локальными

актами

  •  Для наглядности имеется  галерея, где размещены фотографии из жизни детского сада.
  • Дети активно принимают участие в различных интернет конкурсах, выставках  

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

        Мы стремимся сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. В нашем детском саду мы готовы создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации, главная задача на сегодняшний день. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

12 слайд

Список литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва

2. Методические рекомендации по информированию родителей (законных представителей) по вопросу введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

3. Верховкиной М.Е., Атаровой А..Н, Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах-СПб.:КАРО,2014.-112с.

4.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом-Волгоград: Учитель,2014.-203 с.

http://sinncom.ru/content/innov_sc/info_t/davidova/davidova.pdf

http://gallery-projects.com/images/stories/conferenciya/06-2014/sbornik_2014.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформиров...

Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"

Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО".

Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности....

Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС"

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформиров...