Игра - средство формирования коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (младшая группа)
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – средство формирования коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста
Огромная роль в воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В младшем дошкольном возрасте дети уже умеют играть вместе одной игрушкой. Для развития этого умения мы учим их выполнять определённые правила, например, просить игрушку у товарища, а не отбирать её. Дети на конкретных жизненных примерах усваивают, что выполнять правила необходимо чтобы играть дружно и не ссориться. Тех, кто не понимает это правило, воспитатель включает в игру с организованными, выдержанными детьми. Доброжелательное обсуждение поведения детей в играх помогает формированию осознанных отношений между играющими. Педагог старается учить детей сочувствовать ближнему, обсуждать плохие поступки, мешающие игре, используя примеры.
Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение представлений об окружающей действительности, развитие речи, совершенствование психических процессов и игровых навыков ребенка.
Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.
Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в третьих — обменяться предметами и т. п.
Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.
В этом возрасте для малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Весь игровой и речевой материал подбирается с учётом его постепенного усложнения. Лексический материал закрепляется в повседневной жизни, игры и игровые упражнения используются многократно.
В этом возрасте дети самостоятельно объединяются в микрогруппы на основе симпатий. Мы используем симпатии детей для формирования благожелательных отношений в коллективе. Делаем это на примере детей, симпатизирующих друг другу, одобряем их дружную игру, взаимопомощь. Ребёнку, как правило, нравится, что его товарищи уступили, помогли ему. Это эмоциональное состояние поддерживается с помощью чтения художественной литературы. Иногда эти правила становятся, как девиз. Например: Когда живётся дружно, Что может лучше быть. И ссориться не нужно, И можно всех любить.
Наиболее ярко развлекательное начало представлено в играх - забавах. Дошкольник всегда стремится к чему-то необычному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку игры-забавы, в которых полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребенка и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе, или побегать и попрыгать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте.
Для формирования дружеских взаимоотношений в группе используются различные игровые методы и приёмы. При чтении сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», узнают, что быть грязнулями, небрежно относится к предметам, плохо. Художественные тексты позволяют использовать яркие образы для того, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать, а как можно. Разыгрывание сказок, потешек, песенок позволяет раскрыть эмоциональную сферу ребёнка, помочь ему реализовать творческий потенциал, получить удовольствие от сыгранной роли.
Постепенно развивается умение принимать роль на себя. Наблюдая за игрой, педагог показывает, помогает включиться в сюжет, вносит дополнения. В игре «Выбери меня» ведущий предлагает выбрать того, кто помогает другим, делится игрушками, умеет говорить вежливые слова. Выбранный ребёнок становится ведущим и этот выбор доставляет ему огромное удовольствие. Когда правила игры усвоены, ведущему предлагается обосновать свой выбор.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают окружающий его быт: «Больница», «Стройка», «Магазин», «Детский сад», «Дочки-матери».
В играх необходимо постоянно обращать внимание на усвоение детьми вежливых слов и обращений. Под влиянием такого обучения у детей младшей группы формируется познавательный интерес к содержательной стороне слова, вырабатывается способность ориентироваться на коммуникативные условия при использовании семантических: средств в речевой деятельности наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.
Именно в игре «зреет» активность ребёнка, его сознание и новое творческое отношение к миру, реализуется стремление ребёнка к смысловой сфере, как изначальная точка движения к духовности и положительно эмоциональному общению с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые методы и приемы как средство формирования изобразительных навыков детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка.Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошк...
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора"
Формирование коммуникативных навыковдетей младшего дошкольного возрастачерез использование детского фольклора...
Русская народная игра как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Доклад для выступления на педсовете...
Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...
Тема по самообразованию: «"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"
Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание условий, позволяющих развертывать ...