Семинар-практикум «Патриотического воспитания в ДОУ»
учебно-методический материал на тему

 

  Семинар  с целью закрепления  знаний педагогов об исторических личностях и событиях по теме:«Защитники Отечества».

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.56 КБ
Файл seminar.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 «Патриотического воспитания в ДОУ»

Цели:

  Закреплять и систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по теме:«Защитники Отечества»;

  Формировать потребность педагогов в получении исторических знаний;

  Наметить пути совершенствования работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к историческому прошлому Родины.

Форма проведения: соревнование двух игровых групп

Повестка дня:

1.Актуальность проблемы.

2. Развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

3. Дидактические игры по патриотическому воспитанию.

4.Формирование семейных традиций, как основа патриотического воспитания детей.

5. двух игровых групп

 1.   В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в  некоторые  праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средство массовой информации усиленно пропагандируют западный, чужой нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.

   Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

   Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ необходимо выполнение очень важных условий.

1.Повышение уровня самообразования педагогов.

   Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.

      В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия

2. Создание предметной развивающей среды.

   Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

       В группах могут быть оборудованы специальные зоны:

-для детей младшего дошкольного возраста- уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом  (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»).

 -для детей среднего возраста – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору(сказки, песенки, пословицы, поговорки)

  -для детей старшего возраста- уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства(матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.

   Хорошо, если в уголках изодеятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

  Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей- начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России.

  Только с привлечением всех участников образовательного процесса- педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

    Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

2. Выступление на тему: « Развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста». 

3. Выступление на тему: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию».

4. Выступление  на тему:  «Формирование семейных традиций, как основа патриотического воспитания детей». (выступление прилагается)

5. Соревнование двух игровых групп.

Задание.

1.Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?

2. Почему на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

3. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?

4. Какова роль педагога в патриотическом воспитании  дошкольника?

5.Какую роль могут играть родители в воспитании нравственно-                                  патриотических чувств детей?

 6.Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?

Педагогические ситуации.

Прокомментируйте ситуации и найдите выход.

В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.

Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».

 Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».

 2.   Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.

  В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то из ребят:      «А Ирина Андреевна(это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках!».

Задание. Минутка отдыха.

Педагогам предлагается изобразить с помощью пантомим.

Соперники угадывают, что изображается.

 - трех богатырей.

- медсестру на поле боя.

  - пограничника с собакой.

  - сапера.

Задание. Кроссворд № 1

1.  Создал первую книгу законов на Руси – князь Ярослав….(Мудрый)

2. Основатель Москвы – Юрий…(Долгорукий).

3. Выдающийся полковник Великой Отечественной войны, маршал Победы.(Жуков).

4.В каком городе находится известная крепость – герой, принявшая на себя первый удар немецких захватчиков в годы ВОВ(Брест).

5.Ударное холодное оружие, состоящее из рукоятки, цепи и камня. (Кистень).

6. Царь, основатель Санкт-Петербурга.(Петр).

7. Предки русских.(Славяне).

8.Человек, любящий свою Родину.(Патриот).

(Зашифрованное слово: «МУЖЕСТВО») 

Кроссворд №2

1.Летчик, Герой Советского Союза, совершивший первый воздушный таран.(Гастелло).

2.Древнее сооружение для защиты жителей города от врагов.(Крепость).

3.Передовые части войска, первыми вступившие в бой.(Авангард).

4.Фамилия крестьянина, в избе которого во время Отечественной войны 1812г. состоялся Совет в Филях.(Фролов).

5.Программа патриотического воспитания М.Ю. Новицкой.(Наследие).

6. Военный флаг, на котором изображали святых.(Знамя).

7.Знак отличия различных родов  войск. (Эмблема).

(Зашифрованное слово: «ГЕРОИЗМ»)

Задание. Конкурс капитанов.

Нужно ответить как можно больше количество вопросов за одну минуту.

Вопросы:

Высшая военная награда. (Орден).

Название России древности.(Русь).

Человек, несущий знамя.(Знаменосец).

Герой войны 1812 года, участвовавший в битве под Смоленском с двумя своими сыновьями.(Раевский).

Автор изречения: «Кто с мячом на русскую землю придет, тот от мяча и погибнет». (Александр Невский).

Воинское звание Г.К. Жукова.(Маршал).

Каким двум защитникам Отечества в Москве на Красной площади поставлен первый памятник на народные деньги? (Минину и Пожарскому).

Русский флотоводец. Разгромивший турецкий флот в Крымскую войну.(Павел  Степанович Нахимов).

Великий русский полководец, не проигравший ни одного военного сражения.(Александр Васильевич Суворов).

Командующий Черноморским флотом в 1790 г. (Адмирал Федор Ушаков).

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»- на каком памятнике. Посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова?(Могила Неизвестного Солдата).

«Есть такая профессия – Родину защищать». Из какого фильма это высказывание?(Офицеры)

Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец.(Москва).

 Памятник павшим в годы ВОВ в Волгограде.(Мамаев Курган).

 7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад, участники которого сразу же отправились….Куда?(На фронт).

 Оружейный город мастеров.(Тула).

Автор изречения: «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел».(Александр Суворов)

Задание : назвать пословицы о храбрости и героизмы.

Команды по очереди называют пословицы. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней.

Пословицы:

  - Смелость города берет.

  - Тот герой, кто за Родину горой.

  - Храбрый побеждает, трус погибает.

  - За правое дело стой смело!

  - Один за всех, и все за одного!

  - Сам погибай, а товарища выручай!

  - С родной земли - умри, не сходи!

  - Жить – Родине служить!

  - Не тот герой, кто награду ждет, а то герой, кто за народ идет!

  - Бой не опасен, если ты мужеством крашен!

  -  Кто смел да крашен, тот десятка стоит.

  - Тяжело в ученье, легко в бою.

  - Где смелость – там победа.

   - Мужественно биться – победы добиться!

   - Кто Родине изменяет – того народ презирает.

   - За край родной насмерть стой!

   



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 «Патриотического воспитания в ДОУ»

Цели:

  Закреплять и систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по теме:«Защитники Отечества»;

  Формировать потребность педагогов в получении исторических знаний;

  Наметить пути совершенствования работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к историческому прошлому Родины.

Форма проведения: соревнование двух игровых групп

Повестка дня:

1.Актуальность проблемы.

2. Развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

3. Дидактические игры по патриотическому воспитанию.

4.Формирование семейных традиций, как основа патриотического воспитания детей.

5. двух игровых групп

 1.   В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в  некоторые  праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средство массовой информации усиленно пропагандируют западный, чужой нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.

   Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

   Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ необходимо выполнение очень важных условий.

1.Повышение уровня самообразования педагогов.

   Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.

      В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия

2. Создание предметной развивающей среды.

   Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

       В группах могут быть оборудованы специальные зоны:

-для детей младшего дошкольного возраста- уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом  (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»).

 -для детей среднего возраста – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору(сказки, песенки, пословицы, поговорки)

  -для детей старшего возраста- уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства(матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.

   Хорошо, если в уголках изодеятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

  Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей- начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России.

  Только с привлечением всех участников образовательного процесса- педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

    Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

2. Выступление на тему: « Развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста». 

3. Выступление на тему: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию».

4. Выступление  на тему:  «Формирование семейных традиций, как основа патриотического воспитания детей». (выступление прилагается)

5. Соревнование двух игровых групп.

Задание.

1.Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?

2. Почему на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

3. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?

4. Какова роль педагога в патриотическом воспитании  дошкольника?

5.Какую роль могут играть родители в воспитании нравственно-                                  патриотических чувств детей?

 6.Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?

Педагогические ситуации.

Прокомментируйте ситуации и найдите выход.

В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.

Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».

 Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».

 2.   Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.

  В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то из ребят:      «А Ирина Андреевна(это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках!».

Задание. Минутка отдыха.

Педагогам предлагается изобразить с помощью пантомим.

Соперники угадывают, что изображается.

 - трех богатырей.

- медсестру на поле боя.

  - пограничника с собакой.

  - сапера.

Задание. Кроссворд № 1

1.  Создал первую книгу законов на Руси – князь Ярослав….(Мудрый)

2. Основатель Москвы – Юрий…(Долгорукий).

3. Выдающийся полковник Великой Отечественной войны, маршал Победы.(Жуков).

4.В каком городе находится известная крепость – герой, принявшая на себя первый удар немецких захватчиков в годы ВОВ(Брест).

5.Ударное холодное оружие, состоящее из рукоятки, цепи и камня. (Кистень).

6. Царь, основатель Санкт-Петербурга.(Петр).

7. Предки русских.(Славяне).

8.Человек, любящий свою Родину.(Патриот).

(Зашифрованное слово: «МУЖЕСТВО») 

Кроссворд №2

1.Летчик, Герой Советского Союза, совершивший первый воздушный таран.(Гастелло).

2.Древнее сооружение для защиты жителей города от врагов.(Крепость).

3.Передовые части войска, первыми вступившие в бой.(Авангард).

4.Фамилия крестьянина, в избе которого во время Отечественной войны 1812г. состоялся Совет в Филях.(Фролов).

5.Программа патриотического воспитания М.Ю. Новицкой.(Наследие).

6. Военный флаг, на котором изображали святых.(Знамя).

7.Знак отличия различных родов  войск. (Эмблема).

(Зашифрованное слово: «ГЕРОИЗМ»)

Задание. Конкурс капитанов.

Нужно ответить как можно больше количество вопросов за одну минуту.

Вопросы:

Высшая военная награда. (Орден).

Название России древности.(Русь).

Человек, несущий знамя.(Знаменосец).

Герой войны 1812 года, участвовавший в битве под Смоленском с двумя своими сыновьями.(Раевский).

Автор изречения: «Кто с мячом на русскую землю придет, тот от мяча и погибнет». (Александр Невский).

Воинское звание Г.К. Жукова.(Маршал).

Каким двум защитникам Отечества в Москве на Красной площади поставлен первый памятник на народные деньги? (Минину и Пожарскому).

Русский флотоводец. Разгромивший турецкий флот в Крымскую войну.(Павел  Степанович Нахимов).

Великий русский полководец, не проигравший ни одного военного сражения.(Александр Васильевич Суворов).

Командующий Черноморским флотом в 1790 г. (Адмирал Федор Ушаков).

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»- на каком памятнике. Посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова?(Могила Неизвестного Солдата).

«Есть такая профессия – Родину защищать». Из какого фильма это высказывание?(Офицеры)

Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец.(Москва).

 Памятник павшим в годы ВОВ в Волгограде.(Мамаев Курган).

 7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад, участники которого сразу же отправились….Куда?(На фронт).

 Оружейный город мастеров.(Тула).

Автор изречения: «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел».(Александр Суворов)

Задание : назвать пословицы о храбрости и героизмы.

Команды по очереди называют пословицы. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней.

Пословицы:

  - Смелость города берет.

  - Тот герой, кто за Родину горой.

  - Храбрый побеждает, трус погибает.

  - За правое дело стой смело!

  - Один за всех, и все за одного!

  - Сам погибай, а товарища выручай!

  - С родной земли - умри, не сходи!

  - Жить – Родине служить!

  - Не тот герой, кто награду ждет, а то герой, кто за народ идет!

  - Бой не опасен, если ты мужеством крашен!

  -  Кто смел да крашен, тот десятка стоит.

  - Тяжело в ученье, легко в бою.

  - Где смелость – там победа.

   - Мужественно биться – победы добиться!

   - Кто Родине изменяет – того народ презирает.

   - За край родной насмерть стой!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности

Семинар — практикум для педагогов  "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности".Цель:Повышение психолого-педагогической компетен...

Семинар-практикум. Проблема патриотического воспитание в трудах известных философов и педагогов.

ВВЕДЕНИЕ        Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том...

Семинар-практикум: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

laquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий,так и педагог до...

Семинар - практикум "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной".

В последнее время чувство  патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечестве...

семинар-практикум по патриотическому воспитанию для педагогов ДОУ

семинар-практикум по патриотическому воспитанию для педагогов ДОУ...

Семинар-практикум "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Материал предназначен для использования в работе с педагогами с целью повышения образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического...