Семинар-практикум «Патриотического воспитания в ДОУ»
учебно-методический материал на тему
Семинар с целью закрепления знаний педагогов об исторических личностях и событиях по теме:«Защитники Отечества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 22.56 КБ |
seminar.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Патриотического воспитания в ДОУ»
Цели:
Закреплять и систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по теме:«Защитники Отечества»;
Формировать потребность педагогов в получении исторических знаний;
Наметить пути совершенствования работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к историческому прошлому Родины.
Форма проведения: соревнование двух игровых групп
Повестка дня:
1.Актуальность проблемы.
2. Развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Дидактические игры по патриотическому воспитанию.
4.Формирование семейных традиций, как основа патриотического воспитания детей.
5. двух игровых групп
1. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средство массовой информации усиленно пропагандируют западный, чужой нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ необходимо выполнение очень важных условий.
1.Повышение уровня самообразования педагогов.
Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.
В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия
2. Создание предметной развивающей среды.
Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
В группах могут быть оборудованы специальные зоны:
-для детей младшего дошкольного возраста- уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»).
-для детей среднего возраста – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору(сказки, песенки, пословицы, поговорки)
-для детей старшего возраста- уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства(матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.
Хорошо, если в уголках изодеятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей- начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса- педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
2. Выступление на тему: « Развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
3. Выступление на тему: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию».
4. Выступление на тему: «Формирование семейных традиций, как основа патриотического воспитания детей». (выступление прилагается)
5. Соревнование двух игровых групп.
Задание.
1.Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
2. Почему на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
3. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
4. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
5.Какую роль могут играть родители в воспитании нравственно- патриотических чувств детей?
6.Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
Педагогические ситуации.
Прокомментируйте ситуации и найдите выход.
В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.
Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».
Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».
2. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.
В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна(это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках!».
Задание. Минутка отдыха.
Педагогам предлагается изобразить с помощью пантомим.
Соперники угадывают, что изображается.
- трех богатырей.
- медсестру на поле боя.
- пограничника с собакой.
- сапера.
Задание. Кроссворд № 1
1. Создал первую книгу законов на Руси – князь Ярослав….(Мудрый)
2. Основатель Москвы – Юрий…(Долгорукий).
3. Выдающийся полковник Великой Отечественной войны, маршал Победы.(Жуков).
4.В каком городе находится известная крепость – герой, принявшая на себя первый удар немецких захватчиков в годы ВОВ(Брест).
5.Ударное холодное оружие, состоящее из рукоятки, цепи и камня. (Кистень).
6. Царь, основатель Санкт-Петербурга.(Петр).
7. Предки русских.(Славяне).
8.Человек, любящий свою Родину.(Патриот).
(Зашифрованное слово: «МУЖЕСТВО»)
Кроссворд №2
1.Летчик, Герой Советского Союза, совершивший первый воздушный таран.(Гастелло).
2.Древнее сооружение для защиты жителей города от врагов.(Крепость).
3.Передовые части войска, первыми вступившие в бой.(Авангард).
4.Фамилия крестьянина, в избе которого во время Отечественной войны 1812г. состоялся Совет в Филях.(Фролов).
5.Программа патриотического воспитания М.Ю. Новицкой.(Наследие).
6. Военный флаг, на котором изображали святых.(Знамя).
7.Знак отличия различных родов войск. (Эмблема).
(Зашифрованное слово: «ГЕРОИЗМ»)
Задание. Конкурс капитанов.
Нужно ответить как можно больше количество вопросов за одну минуту.
Вопросы:
Высшая военная награда. (Орден).
Название России древности.(Русь).
Человек, несущий знамя.(Знаменосец).
Герой войны 1812 года, участвовавший в битве под Смоленском с двумя своими сыновьями.(Раевский).
Автор изречения: «Кто с мячом на русскую землю придет, тот от мяча и погибнет». (Александр Невский).
Воинское звание Г.К. Жукова.(Маршал).
Каким двум защитникам Отечества в Москве на Красной площади поставлен первый памятник на народные деньги? (Минину и Пожарскому).
Русский флотоводец. Разгромивший турецкий флот в Крымскую войну.(Павел Степанович Нахимов).
Великий русский полководец, не проигравший ни одного военного сражения.(Александр Васильевич Суворов).
Командующий Черноморским флотом в 1790 г. (Адмирал Федор Ушаков).
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»- на каком памятнике. Посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова?(Могила Неизвестного Солдата).
«Есть такая профессия – Родину защищать». Из какого фильма это высказывание?(Офицеры)
Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец.(Москва).
Памятник павшим в годы ВОВ в Волгограде.(Мамаев Курган).
7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад, участники которого сразу же отправились….Куда?(На фронт).
Оружейный город мастеров.(Тула).
Автор изречения: «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел».(Александр Суворов)
Задание : назвать пословицы о храбрости и героизмы.
Команды по очереди называют пословицы. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней.
Пословицы:
- Смелость города берет.
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Храбрый побеждает, трус погибает.
- За правое дело стой смело!
- Один за всех, и все за одного!
- Сам погибай, а товарища выручай!
- С родной земли - умри, не сходи!
- Жить – Родине служить!
- Не тот герой, кто награду ждет, а то герой, кто за народ идет!
- Бой не опасен, если ты мужеством крашен!
- Кто смел да крашен, тот десятка стоит.
- Тяжело в ученье, легко в бою.
- Где смелость – там победа.
- Мужественно биться – победы добиться!
- Кто Родине изменяет – того народ презирает.
- За край родной насмерть стой!
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Патриотического воспитания в ДОУ»
Цели:
Закреплять и систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по теме:«Защитники Отечества»;
Формировать потребность педагогов в получении исторических знаний;
Наметить пути совершенствования работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к историческому прошлому Родины.
Форма проведения: соревнование двух игровых групп
Повестка дня:
1.Актуальность проблемы.
2. Развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Дидактические игры по патриотическому воспитанию.
4.Формирование семейных традиций, как основа патриотического воспитания детей.
5. двух игровых групп
1. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средство массовой информации усиленно пропагандируют западный, чужой нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ необходимо выполнение очень важных условий.
1.Повышение уровня самообразования педагогов.
Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.
В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия
2. Создание предметной развивающей среды.
Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
В группах могут быть оборудованы специальные зоны:
-для детей младшего дошкольного возраста- уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»).
-для детей среднего возраста – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору(сказки, песенки, пословицы, поговорки)
-для детей старшего возраста- уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства(матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.
Хорошо, если в уголках изодеятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей- начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса- педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
2. Выступление на тему: « Развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
3. Выступление на тему: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию».
4. Выступление на тему: «Формирование семейных традиций, как основа патриотического воспитания детей». (выступление прилагается)
5. Соревнование двух игровых групп.
Задание.
1.Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
2. Почему на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
3. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
4. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
5.Какую роль могут играть родители в воспитании нравственно- патриотических чувств детей?
6.Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
Педагогические ситуации.
Прокомментируйте ситуации и найдите выход.
В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.
Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».
Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».
2. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.
В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна(это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках!».
Задание. Минутка отдыха.
Педагогам предлагается изобразить с помощью пантомим.
Соперники угадывают, что изображается.
- трех богатырей.
- медсестру на поле боя.
- пограничника с собакой.
- сапера.
Задание. Кроссворд № 1
1. Создал первую книгу законов на Руси – князь Ярослав….(Мудрый)
2. Основатель Москвы – Юрий…(Долгорукий).
3. Выдающийся полковник Великой Отечественной войны, маршал Победы.(Жуков).
4.В каком городе находится известная крепость – герой, принявшая на себя первый удар немецких захватчиков в годы ВОВ(Брест).
5.Ударное холодное оружие, состоящее из рукоятки, цепи и камня. (Кистень).
6. Царь, основатель Санкт-Петербурга.(Петр).
7. Предки русских.(Славяне).
8.Человек, любящий свою Родину.(Патриот).
(Зашифрованное слово: «МУЖЕСТВО»)
Кроссворд №2
1.Летчик, Герой Советского Союза, совершивший первый воздушный таран.(Гастелло).
2.Древнее сооружение для защиты жителей города от врагов.(Крепость).
3.Передовые части войска, первыми вступившие в бой.(Авангард).
4.Фамилия крестьянина, в избе которого во время Отечественной войны 1812г. состоялся Совет в Филях.(Фролов).
5.Программа патриотического воспитания М.Ю. Новицкой.(Наследие).
6. Военный флаг, на котором изображали святых.(Знамя).
7.Знак отличия различных родов войск. (Эмблема).
(Зашифрованное слово: «ГЕРОИЗМ»)
Задание. Конкурс капитанов.
Нужно ответить как можно больше количество вопросов за одну минуту.
Вопросы:
Высшая военная награда. (Орден).
Название России древности.(Русь).
Человек, несущий знамя.(Знаменосец).
Герой войны 1812 года, участвовавший в битве под Смоленском с двумя своими сыновьями.(Раевский).
Автор изречения: «Кто с мячом на русскую землю придет, тот от мяча и погибнет». (Александр Невский).
Воинское звание Г.К. Жукова.(Маршал).
Каким двум защитникам Отечества в Москве на Красной площади поставлен первый памятник на народные деньги? (Минину и Пожарскому).
Русский флотоводец. Разгромивший турецкий флот в Крымскую войну.(Павел Степанович Нахимов).
Великий русский полководец, не проигравший ни одного военного сражения.(Александр Васильевич Суворов).
Командующий Черноморским флотом в 1790 г. (Адмирал Федор Ушаков).
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»- на каком памятнике. Посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова?(Могила Неизвестного Солдата).
«Есть такая профессия – Родину защищать». Из какого фильма это высказывание?(Офицеры)
Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец.(Москва).
Памятник павшим в годы ВОВ в Волгограде.(Мамаев Курган).
7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад, участники которого сразу же отправились….Куда?(На фронт).
Оружейный город мастеров.(Тула).
Автор изречения: «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел».(Александр Суворов)
Задание : назвать пословицы о храбрости и героизмы.
Команды по очереди называют пословицы. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней.
Пословицы:
- Смелость города берет.
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Храбрый побеждает, трус погибает.
- За правое дело стой смело!
- Один за всех, и все за одного!
- Сам погибай, а товарища выручай!
- С родной земли - умри, не сходи!
- Жить – Родине служить!
- Не тот герой, кто награду ждет, а то герой, кто за народ идет!
- Бой не опасен, если ты мужеством крашен!
- Кто смел да крашен, тот десятка стоит.
- Тяжело в ученье, легко в бою.
- Где смелость – там победа.
- Мужественно биться – победы добиться!
- Кто Родине изменяет – того народ презирает.
- За край родной насмерть стой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья""
Семинар для педагогов...
Семинар- практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности
Семинар — практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности".Цель:Повышение психолого-педагогической компетен...
Семинар-практикум. Проблема патриотического воспитание в трудах известных философов и педагогов.
ВВЕДЕНИЕ Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том...
Семинар-практикум: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
laquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий,так и педагог до...
Семинар - практикум "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной".
В последнее время чувство патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечестве...
семинар-практикум по патриотическому воспитанию для педагогов ДОУ
семинар-практикум по патриотическому воспитанию для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Материал предназначен для использования в работе с педагогами с целью повышения образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического...