Семинар - практикум "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной".
методическая разработка
В последнее время чувство патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности.
Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства – к своей семье, дому, детскому саду, своей улице, своему посёлку, к тому, что значимо и понятно - с любви к его малой Родине.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной".
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
З. Александрова
Актуальность.
В последнее время чувство патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности.
Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства – к своей семье, дому, детскому саду, своей улице, своему посёлку, к тому, что значимо и понятно - с любви к его малой Родине.
ФГОС ДО предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним мы начинаем с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Воспитатели проводят беседу о нашем садике. Затем организовывают обзорную экскурсию по детскому саду, знакомят детей с теми помещениями, которые у нас имеются, с людьми, которые работают в нашем детском саду.
Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриотизма.
Родное село… Мы показываем ребенку, что родное село славно своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов) прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц села, в их честь воздвигнуты памятники.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
Работа проходит через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы и методы работы с детьми.
Социально-коммуникативное развитие.Знакомство с Родиной осуществляется в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные игры) «Моя семья, моя родословная», «Путешествие по село», «Мастерская умельцев» и т. д. Совместная деятельность развивает у детей принятие элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Познавательное развитие. Организовывались целевые прогулки по нашему микрорайону, селу, выход на природу, экскурсии по памятным местам нашего села. Проводятся виртуальные экскурсии по городам Бобров, Воронеж, Хреновскому конному заводу, экскурсия в Парк Победы. Были реализованы краткосрочные проекты «Мой детский сад», «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица», «Мое село». Дети учатся хранить память о павших во время ВОВ, уважать людей старшего поколения, заботиться о них.
Речевое развитие. В рамках краткосрочных проектов детьми составлялись рассказы на тему «Моя семья», «Мое село», «Моя улица», совместно с родителями дети разучивали стихотворения о селе, доме, семье. Осуществлялось знакомство с малыми фольклорными формами; чтение познавательной литературы о родном крае и селе.
Художественно-эстетическое развитие. Педагоги совместно с родителями организовывали фольклорные развлечения, праздники, знакомили детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками, инсценировала хороводы. Оформлялись различные тематические выставки и фотоотчеты – сотворчество родителей, детей и педагогов по рисованию, аппликации на темы «Мой город», «Моя улица», «Моя семья», «Дню Победы!».
Физическое развитие. С детьми проводились разнообразные подвижные игры, в том числе и народные (хороводы, «Золотые ворота», «У медведя во бору», «Васька кот» и др.), спортивные мероприятия.
В процессе занятий с детьми мы формируем:
- Чувство привязанности к своему дому, к детскому саду, к друзьям в детском саду, к своим близким;
- Чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Чувство патриотизма, уважение к культурному прошлому своего родного села.
В процессе занятий с детьми учим:
- Давать оценку своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
- Проявлять инициативу: самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные темы;
- Учить видоизменять, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации;
Развиваем в детях:
- Умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
- Эстетические чувства, эмоции, переживания;
- Художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение;
- Интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определили необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы старались привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в их жизнь вне детского сада, в семье:
- Анкетирование.
- Родительские собрания.
- Консультации по темам: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Как воспитать маленького патриота?», «Как прекрасен край родной!».
- Активное участие родители приняли в сборе краеведческого материала и атрибутов к музею «Русская изба».
- Участие в совместных развлечениях, праздниках.
- Составлении семейных альбомов.
Наш педагогический опыт нашелотражение в ряде публикаций:
- Опубликованы статьи на сайтахnsportal.ru, infourok, Фонд 21 ВЕКА, MAAM.ru по темам: «Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края», «Мой край родной» и другие.
-Опубликованы методические разработки конспектов занятий, проектов, мастер-классов «Россия, моя Россия», «Моё родное село», «Гордость нашего села» и др.
-Подобраны и изготовлены дидактические игры по нравственнопатриотическому воспитанию.
Но мы не хотим останавливаться, педагогический коллектив продолжает работу в этом направлении, используя современные технологии и методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....
АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"
Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и нац...
Приложение к АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"
Планирование работы с детьми, взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с родным городом...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора...
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой и народным творчеством»
Духовное воспитание дошкольников, позволяет правильно сформировать у детей мировоззрение, семейные ценности и нравственные понятия....
Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».
Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необход...