семинар-практикум по патриотическому воспитанию для педагогов ДОУ
методическая разработка

семинар-практикум по патриотическому воспитанию для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-p_po_patriot_vosp.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

Провела: Фомина М. В.

Цель: Стимулировать креативность педагогов, повышение их профессионализма, в работе по воспитанию патриотических чувств, установить сотрудничество между педагогами ДОУ по данной тематике.

Задачи:

        По средствам опросника определить имеющиеся знания у педагогов в области патриотического воспитания;

        Формировать деятельностный подход в данной области;

        Реализация  полученных знаний по формированию чувств патриотизма в разных образовательных областях;

        Развивать познавательный интерес в педагогическом коллективе;

        Вызвать интерес к социально значимым местам нашего города;

        Развивать познавательный интерес к истории нашего края;

        Воспитывать любовь к своему городу, к родному краю.

План семинара-практикума:

Актуальность проблемы.

Диспут «Понятие патриотизм».

Игровой Тренинг «Мой край родной».

Оформление уголка мужества.

Консультация для педагогов: «Поиск эффективных форм и методов работы в области патриотического воспитания детей».

Ход семинара - практикума

Доброе время суток, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему: «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей».

Участие в диспуте, в игровом тренинге в рамках семинара позволит проверить воспитателю свою компетентность по теме: «Воспитание чувства патриотизма» и, возможно, расширить и углубить свои знания; поделиться, не только методическими разработками, опытом в использовании традиционных и нетрадиционных форм и методов работы в целях повышения эффективности образовательного процесса. Всё это обусловлено и тем, чтобы установить преемственность между опытными и молодыми педагогами.

Цели и задачи ФГОС направлены, на реализацию патриотического воспитания детей. Дети дошкольного возраста присуща любознательность, эмоциональная восприимчивость, отзывчивость. Воспитанники с радостью откликаются на все начинания, именно в этом возрасте, они «открыты» и способны неподдельно сопереживать, сочувствовать. Для педагога этот период взросления дошкольника в плане восприимчивости и эмоциональной отзывчивости, так как именно в этот период жизни происходит приобретение знаний умений и навыков в получении знаний, при условии их систематического и последовательного духовно – нравственного воспитания воспитанников. Осуществляется закладывания нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, процессов  адаптации в социальной сфере, формируется мышление, начинается процесс осознанности себя как субъекта в рамках близкого окружения. Этот период в жизни ребёнка оказывается наиболее подходящим с точки зрения эмоционально – психологического воздействия, так как его образное восприятие ярко и сильно, поэтому они остаются в памяти долго, а иногда и на всю жизнь, что является важным компонентом в воспитании чувств патриотизма.

В современной жизни, происходит снижение в уровне воспитания подрастающего поколения, так как СМИ, информационные источники заполнены негативной рекламой, мультфильмами не несущими смысловую нагрузку и не направленные на воспитание доброго, бережного, толерантного отношения к своим близким, сверстникам и окружающим. Это приводит к снижению уровня личностного развития подрастающего поколения и не сформированности личностных качеств ребёнка, как гражданина и патриота своей страны, умеющего отстаивать её интересы. Эта проблема является актуальной на современном этапе развития нашего общества. Необходимо внедрять новые подходы в решении данного вопроса, для создания целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Воспитание патриотических чувств дошкольника – это основа формирования будущего гражданина России.

Педагогические принципы наполнены такими понятиями как: любовь к Родине, которая начинается с доброго отношения к самым близким людям – папе, матери, дедушке, бабушке, любовь к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу.

Диспут “ Понятие патриотизм ”.

1. Термин “Патриотизм”, что означает?

Значение слова Патриотизм.

Патриотизм (греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

В период от рождения до школы это возраст по своим психофизиологическим особенностям наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как воспитанника отличает доверие взрослому, ему свойственна подражательность, искренность чувств, внушаемость, эмоциональная отзывчивость. События и знания, пережитые и заложенные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. Необходимо помнить, что в возрасте от рождения до школы ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм, но несмотря на это, практически все нравственные качества берут свое начало в детстве.

Цель патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать и сформировать в душе ребёнка любовь к семье, родному дому, природе.  Вызвать интерес к истории и культуре страны созданной трудами близких людей и, тех, кого зовут гражданами России.

4. Определите задачи патриотического воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, определяет круг задач, которые стоят перед педагогами ДОУ. Это формирование у юного гражданина: любви, сопереживание к своим близким, родному дому, к детскому саду, в который он ходит. Любовь, к своему городу, в котором он родился и живёт, к родному краю, к своей стране. Формирование бережного отношения к истории своего края, народа, понимание культурных традиций; гордости за достижения соотечественников. Развивать интерес к традициям родного края соблюдать их и сохранять. Чтить и уважать национальные особенности своего народа; терпимого отношения к другим людям.

       Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.

Знакомить с символикой своего города, области, в которой ты живёшь, с символикой  России, ее значением для горожан и соотечественников.

Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

Структура педагогического взаимодействия – это образовательная деятельность, сотрудничество педагога и дошкольника и самостоятельная, творческая деятельность  детей.

5. Позиция педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Воспитание чувства патриотизма ребёнка должен осуществлять воспитатель, владеющий знаниями в области нравственно- патриотического воспитания и как следствии сам является патриотом и эталоном подражания в поведении и нравственных качествах. Педагог реализует комплекс патриотических знаний, в игровой увлекательной форме не перегружая информацией и направленного на развитие личностных качеств и индивидуальных особенностей дошкольника.

6. Перечислите и объясните свой выбор наиболее эффективных для вас форм организованного обучения и совместную деятельность педагога и воспитанников.

      1. Организованные:

Квесты (линейные, штурмовые, кольцевые), экскурсии на известные объекты;

образовательная деятельность имеет компоненты следующего характера (познавательные, комбинированные, комплексные);

наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь односельчан, перемены в структуре  улицы, села, области , строящимися жилищными комплексами, социально значимыми объектами и т. п.).

      2. Совместная деятельность:

Изложение, рассказ, объяснения педагога в сочетании с использованием ИКТ технологий и непосредственными наблюдениями дошкольников;

Рассуждения, беседы с детьми о стране, родном селе,

использование детских продуктов словотворчества, создание лимериков,  авторских и народных художественных произведений, иллюстраций картин, рисунки детей (их рассматривание и обсуждение);

разучивание с дошкольниками стихотворений, потешек, песен, пословиц, поговорок, рассказывание уже известных сказок или придумывание своих, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

знакомство воспитанников с народной декоративной росписью своего края (Нижегородская область);

вовлечение детей к общественно полезному труду в соответствии с их возрастом (трудовая деятельность на участке детского сада, совместный труд с мамами и папами по благоустройству территории ДОУ и т. п.);

Высказывание благодарности детям за активности. Стремление самостоятельно наводить порядок на своём участке, оказывать помощь младшим дошкольникам. Проявлять заботливое отношение к игровым зонам на участке, за качественное выполнения поручения, за доброе отношение к сверстникам.

Личностные качества педагога, его пример, любящего свою работу, свою улицу, свой город и являющийся активным участником общественной жизни (необходимо  учитывать, что мировоззрение воспитателя, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – определяющий фактор воспитания);

флешмоб, акции; игровые ситуации, игры, (дидактического характера, подвижные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные: «Викторины», “Квест” и д.р.).  Драматизация.

       7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

Педагог в детском саду для ребёнка – первый человек после родителей, который даёт представления о различных сторонах жизни, обучает его правилам жизни в обществе, закладывающий основу его мировоззрения. Сотрудничество педагога и родителей представляет собой тесную взаимосвязь и является важным условием нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Взаимодействие ДОУ и семьи необходимо осуществлять на основе объединения: единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи и социума; совместной деятельности семьи и педагога, консолидация обеих сторон.

Педагог с законными представителями (мама, папа, бабушка, дедушка) можем проводить круглый стол, диспуты, собрания,  консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и, тематические мероприятия («День защитника отечества», «8 марта», «День матери», «День пожилого человека» «День Победы 9 мая» и др.); оформлять стенгазету, выставку рисунков, фотостенды о социально значимых местах достопримечательностях (статьи, стихи, загадки, словесные игры для разучивания дома, беседы с рекомендациями, совместные с родителями акции, создание патриотической стенгазеты и тд.

    Игровой Тренинг «Мой Край родной».

1. Задание. Составить название реки из картинок, где первая буква в слове ключевая (т.е. является частью слова), разложенных на столе.

(Задание на время)

Саровка, Ока, Волга.

2. Задание «Составь из символов герб Нижнего Новгорода, Сарова, Арзамаса». На столах разложены символы гербов названных городов России. Составить правильно и пояснить, что он обозначает.

3. Задание «Сложи и назови». Соединить пазлы, чтобы получились памятники архитектуры города Нижний Новгород, социально – значимые места города Сарова.

4. Задание. Вопросы:

1) Назовите лётчика, который первый совершил в 1937 году беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон). И памятник, которому установлен в Нижнем Новгороде на площади Минина.

(Валерий Чкалов)

2) Российский физик и общественный деятель, академик АН СССР (1953). Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР.

 (Андрей Дмитриевич Сахаров)

3) Русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, памятник, которому установлен в Нижнем Новгороде.

4) Великий русский селекционер, талантливый экспериментатор, почетный член АН СССР. (Мичурин Иван Владимирович)

    Многоцелевой подход к организации развивающей среды обуславливает сформированность патриотического воспитания в ДОУ, который должен способствовать развитию дошкольника как  субъекта, обладающего индивидуальностью. Педагог должен стремиться к созданию предметно – развивающей среды по данной тематике. Знания должны быть системны.

Наполняемость уголка патриотического воспитания.

Уголок воспитания чувства патриотизма включает в себя: материал о защитниках нашей Родины. Символика и геральдика нашего города и области, нашей страны ( знакомство с флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города). Известные Земляки нашего края. Материал по истории нашего города. Карта ремёсел нашего края. Знакомство с русскими народными промыслами и традициями других народов. Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями, социально – значимыми местами нашего города. Материал о заповеднике в нашей области. Материал о животных и растениях нашего края. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Систематическая сменяемость, в уголке патриотизма группы позволит вызвать интерес максимального количества детей, материал имеет дифференциацию по сложности, что позволяет играть, знакомится с иллюстративным материалом детям с разным уровнем развития, а также во время игровой ситуации и других видов деятельности вступить в  сотрудничество со взрослым и сверстниками. Методическая должна отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Обязательным компонентом являются: портрет президента и герб России, флаг России, гимн. Гимн — торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ нашего государства. Как вариант гимна должна находиться музыкальная версия для прослушивания детьми. Флаг Российской Федерации. Должна быть информация о значении цветов флага.Белый цвет означает мир, чистоту; синий – символ веры и постоянства; красный – энергия, сила и кровь, пролитая за Родину. Флаг может быть представлен в разных вариантах, как большим полотном на стене либо стоящим на древке. Герб России – еще один государственный символ. Портрет президента страны также размещается на стенде с государственной символикой, преимущественно в центре или слева.

Наполняемость и мобильность патриотического уголка соответствует возрасту дошкольника, обустройство патриотического уголка может  иметь несколько вариантов в зависимости от психофизиологических особенностях дошкольников. Для младших дошкольников материал содержит сведения по знакомству с ближайшим окружением (своей семьёй). Это в первую очередь: настольно – печатные игры, дидактические игры, иллюстрации по темам «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Взрослые люди», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции». В патриотическом уголке есть: семейные альбомы, портфолио детей, фотографии группы и детского сада, улицы, на которой находится детский сад, фотография дома, района, где живут дети; предметы сельского быта, художественная литература для малышей, русские народные игрушки.

В средней группе наполняемость материал происходит за счёт фотографий о семейных традициях и праздниках. Как дополнение идут открытки с социально - значимыми местами и достопримечательностями родного города/области, знаменитые земляки, представителями животного и растительного мира, архитектуры. В группе данного возраста, в копилке,  появляются компоненты муниципальной и государственной символики.  (иллюстративный материал по теме: «23 Февраля День защитника отечества».

Группа старшего дошкольного возраста увеличивает объём материала, а именно: фотоальбом семьи, папка на темы: «Наше семейное древо», «Герб моей семьи». Папки по тематике с иллюстрациями об истории родного города, области, достопримечательностях, культуре и т.д. Должны присутствовать вся символика города, в котором ты живёшь, родного края, государства и (гимн, флаг, герб, портреты президента страны, мэра города); карты РФ и края, адаптированные для воспитанников.

Таким образом, составляя структуру патриотического уголка в детском саду, главное учитывать не только возрастные возможности дошкольников, но и психофизиологические особенности. Необходимо помнить, что материал должен быть доступен и эстетичен.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/26/seminar-praktikum-dlya-vospitateley-povyshenie-professionalizma


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум на тему "Патриотическое воспитание дошкольников" "

Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждении для решения годовой задачи по воспитанию духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста проходил семинар-пра...

Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

Семинар - практикум по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников».

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа»Автор: В. В. Зеньковский...

Городской семинар – практикум «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»

Внедрение в практику работы дошкольного учреждения мероприятий, направленной на повышение уровня системы нравственно—патриотического воспитания дошкольников в игровой деятельности....

Семинар-практикум "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольниковАктуальностьСамые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра. Брат. В семье воспи...

Семинар-практикум в ДОУ «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях дошкольного образовательного учреждения».

Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов п...