«Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС »
статья на тему
«Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_form._kultury_bezopasnosti_u_doshkolnikov.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС »
в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации»
а так же в связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который введен в действие с 01.01.2014 г.
Содержание основной общеобразовательной Программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей.
Изменения в системе образования поставили педагогов ДОУ перед необходимостью по новому выстраивать образовательное пространство.
Наше Учреждение работает по основной образовательной программе ДОО
Приоритетное направление ДОО: «Социально-коммуникативное развитие»
Одним из направлений реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному стандарту, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Остановимся на данном направлении более подробно.
« Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также безопасности окружающего мира являются:
- Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности ведется по трем направлениям:
Первое направление - работа с сотрудниками детского сада.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников были проведены следующие мероприятия:
Педагогические советы:
Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей, безопасности их жизнедеятельности;
Безопасность и здоровье наших детей;
Природа без опасностей;
Совершенствование физического развития дошкольников посредством приобщения к здоровому образу жизни и основам безопасности жизнедеятельности.
Семинары:
«Воспитание культуры безопасного поведения, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий»;
Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога.
В течении реализации инновационного проекта систематически проводились совещания педагогических работников, на которых рассматривались вопросы организации и обеспечения качества образовательного процесса, работы с родителями, изучались нормативно-правовые документы, проводился анализ выполнения педагогами программных и годовых задач, планировались текущие мероприятия, рассматривались результаты контрольной деятельности по воспитанию культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, в природе, на дороге.
Проведены консультации:
Детские шалости с огнём и их последствия;
Общение с природой;
Как беречь здоровье ребёнка;
О безопасности на дорогах;
Укрепление здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности;
Огонь-друг, огонь-враг
Второе направление-работа с родителями.
Цель данного направления - пробудить желание помочь воспитателям реализовать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях
анкетирование,
изготовление наглядной информации,
консультации специалистов,
дни открытых дверей,
выставки,
театрализованные постановки,
совместные досуги с детьми
В работе с родителями очень удобно и продуктивно использовать памятки в форме буклетов. Получив красочный буклет, родители смогут не только прочитать материал в спокойной обстановке, не торопясь, но и применять полученные знания на практике, при необходимости сверяясь с памяткой.
Нами был изготовлен буклет для родителей на тему «Социально-коммуникативное развитие ребенка», «Формирование основ безопасности»
Третье направление-работа с детьми.
Цель работы - воспитание культуры безопасного поведения у детей, нравственных качеств, познавательных потребностей, стремления выполнять правила, желания помочь другим в трудную минуту.
Работа с детьми реализуется путем решения нескольких задач:
- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе ведется в нашем ДОУ в системе постоянно. Она входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Основными формами работы по формированию культуры безопасности у детей дошкольного возраста являются:
- чтение и обсуждение поведения сказочных героев в опасных ситуациях, что способствует осмыслению опыта предвидения, предупреждения и преодоления опасных ситуаций;
- рассказы педагога, беседы о конкретных чрезвычайных ситуациях, дискуссии о путях преодоления опасностей в различных условиях;
- проведение ролевых, дидактических, спортивных игр, имитирующих опасные ситуации;
- просмотр диафильмов, спектаклей, мультфильмов с последующим обсуждением.
- Использование мультимедийных пособий;
- Встречи с сотрудниками ГИБДД;
- Встречи с сотрудниками ПЧ;
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства ИКТ ( информационно-коммуникативные технологии) с их помощью воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи.
Нами был разработан ряд мультимедийных дидактических пособий, среди которых:
МП:
- Безопасность в быту
- Незнайка в мире профессий
- Правила поведения в природе
Деятельность особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Воспитание безопасности - проблема всего общества.
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и
семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ.
Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.
Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....
Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...
Педагогический проект «Роль современных образовательных технологий в формировании экологической культуры старших дошкольников в условиях ФГОС»
Проект предназначен для работы с детьми старшей и подготовительной группы ДОУ...
"Проектные технологии в формировании культуры чтения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации" (доклад)
Рассмотрен вопрос использования проектов в работе с дошкольниками по формированию культуры чтения....
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Актуальность обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Дошкольники в силу своих в...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...
Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС...