«Новый подход к проектной деятельности с точки зрения реализации стандарта дошкольного образования»
консультация на тему
Консультация для воспитателей
«Новый подход к проектной деятельности с точки зрения реализации стандарта дошкольного образования»
Подготовлено:
Воспитатель Родькина И.Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 2.2 МБ |
17._konsultatsiya_dlya_vospitateley_d.s._447.docx | 108.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно-правовая база Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Опубликовано: 31 декабря 2012 г. в "Российская Газета" - Федеральный выпуск №5976 Вступил в силу:1 сентября 2013 г. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)» публиковано: 25 ноября 2013 г. в " Российская Газета " - Федеральный выпуск №6241 Вступил в силу:1 января 2014 г.
I часть: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФГОС 1.4 Основные принципы дошкольного образования: 3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5. сотрудничество Организации с семьёй; 7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
II часть: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ ОБЪЁМУ 2.1. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
III часть: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2. способствует профессиональному развитию педагогических работников; 3. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-либо проблемы . Метод проектов описывает комплекс действий ребёнка и способы организации педагогом этих действий, т.е. является педагогической технологией .
В ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЖИТ РАЗВИТИЕ
СУТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить» вот основной тезис современного понимания метода проектов
Задачи проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; Расширение знаний детей об окружающем мире; Развитие творческого воображения и мышления; Развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей детей; Приобретение необходимых социальных навыков; Развитие содержательной игровой деятельности детей; Развитие детско-родительских отношений; Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ Тип проекта Содержание проекта Особенности проекта Исследовательский Получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания 1.Чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов 2. Краткосрочность Творческий Создание нового творческого продукта 1.Чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями 2. Долгосрочность Нормативный Создание норм поведения, позитивная социализация детей 1. Всегда инициируются педагогом 1. Создание новой нормы поведения основывается на типичных конфликтных ситуациях в детском саду.
Проект – это 5 «П» (пять пальцев руки)
Планирование проекта В младшем возрасте тему проекта предлагают сами взрослые. В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми, так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то вначале он подбирает соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории и т.д.) В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведет опрос : Какую тему для обсуждения вы предлагаете? Кого еще интересует тема, предложенная Леной? А кто из вас интересуется темой, которую выбрал Игорь? -Давайте решать вместе! Детям дается право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта
Положительное влияние использования метода проектов Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая воспитанникам новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Развитие у детей научного мышления, способности к дальнейшему образованию, приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия. Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилие для достижения общей цели.
Влияние проектной деятельности на профессиональное развитие воспитателей Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методики обучения и развития детей.
Советы воспитателю по работе над проектом
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Слайд 2.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового закона «Об Образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Слайд 3.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;
Часть 1 Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
1.4 Основные принципы дошкольного образования:
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество Организации с семьёй;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.1. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
2. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
3. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Слайд 6.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Слайд 7.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Слайд 8.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в
Тип проекта | Содержание проекта | Особенности проекта |
Исследовательский | Получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания | 1.Чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов 2. Краткосрочность |
Творческий | Создание нового творческого продукта | 1.Чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями 2. Долгосрочность |
Нормативный | Создание норм поведения, позитивная социализация детей | 1. Всегда инициируются педагогом
|
понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Слайд 9. Слайд 10.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Слайд 12.
Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Слайд 15.
Советы воспитателю по работе над проектом
• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
• Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам анализа образовательной деятельности введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Атяшева Вера Дмитриевна Старший воспитатель СП детский сад "Ромашка" ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины...
Аналитическая справка по результатам анализа образовательной деятельности введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Структурное подразделение детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины. Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна...
Доклад на тему:«Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Доклад на МО...
Презентация «Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Презентация...
«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»
Проект организуется с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....
Современный детский сад - пространство реализации стандарта дошкольного образования
В статье кратко описывается деятельность организации, направленная на развитие инновационных процессов, в рамках регионального проекта "Доброжелательная школа"....
Современный детский сад - пространство реализации стандарта дошкольного образования
В статье кратко описывается деятельность организации, направленная на развитие инновационных процессов, в рамках регионального проекта "Доброжелательная школа"....