Конспект интегративного занятия Ручной труд Изготовление тряпичной игрушки В средней группе Тема: обрядовая игрушка «Птичка-Радости».
план-конспект урока (средняя группа) на тему
В настоящие время, когда главным вопросом в образовательной деятельности является патриотизм, воспитание патриота страны, проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Слово – патриотизм в словарях Даля, Ожигова и Ушакова имеет определение как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Русская народная культура и традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт предков. Знания народной культуры помогают вырабатывать саморегуляцию в деятельности, способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей. Чувство Родины …Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kombinirovannoe_otkrytoe_zanyatie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегративного занятия
Ручной труд
Изготовление тряпичной игрушки
В средней группе
Тема: обрядовая игрушка «Птичка-Радости».
Пояснительная записка
В настоящие время, когда главным вопросом в образовательной деятельности является патриотизм, воспитание патриота страны, проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Слово – патриотизм в словарях Даля, Ожигова и Ушакова имеет определение как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Русская народная культура и традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт предков. Знания народной культуры помогают вырабатывать саморегуляцию в деятельности, способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей. Чувство Родины …Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Культура один из основных компонентов в формировании личности патриота - преданного своему народу, любящем свое отечество, готовым на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
Русская народная культура это большой и сложный исторический пласт. Россия это страна где проживаю люди разных национальностей и культуры.
Издревле на Руси селись многочисленные народности со своими культурой и традициями. В современной Росси нет разделения по национальностям, есть единое слово Россиянин.
Самарская область один из немногих регионов где в течении многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва(эрзя, мокша), украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, цыгане и др.
Современное население Самарской области представляет собой многонациональную общность, сложившуюся в основном к концу ХIX. По данным переписи 2010 года в Самарской области проживают представители 157 национальностей. Русское, населения является наиболее многочисленным.
История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Самарской земле не знает случаев межнациональных и межрегиональных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью.
При всех общественных катаклизмах ХХ века – Первая мировая война, революция, гражданская война, продразверстка, голод начала 20-х годов, раскулачивание, сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстание народного хозяйства – жители Самарского края бережно сохранили добрососедские межнациональные и межрегиональные отношения.
И не смотря на все трудности жизни, народные праздники, сохранились и посей день. Историю своих праздников и обрядов люди передавали из поколения в поколение.
В качестве основных средств в воспитании народной культуры, используются все компоненты народного фольклора: песни, сказки, пословицы, поговорки, танцы, обряды, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Переплетение культур и традиций дает нам возможность понять, что есть праздники и обряды, которые имеют одинаковое значение для каждой национальности. Существует множество праздников в России, которые отмечаю все. Эти праздники называются народные.
И одним из таких праздников является «Закликание Весны», в этом обряде перекликаются множество традиций и обрядов разных национальностей, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с прилетом птиц. Поэтому закликание весны и закликание птиц – практически слились в одно целое. Главным обрядовым атрибутом является птица, так как считало, что птицы на своих крыльях весну приносят. Большую роль в обрядах играли дети. Закликание весны и птиц это не только обряд, но и игра, именно дети активно украшали обрядовыми птичками деревья и играли в обрядовые игры.
Весну ждали не только наши предки. Взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой традицией, как «закликание весны» будет интересно ребятам разной возрастной группы. Так как главным атрибутом является птичка – игрушка, сделанная из тряпочек, в стиле народной игрушки.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях, между людьми. Отечественный психолог Д.Б. Эльконин обращал большое внимание на важную роль игрушки в развитии ребенка, игрушка служит своеобразным наглядным пособием для передачи знаний о материальном мире. Такими игрушками являются: глиняные, деревянные, соломенные, тряпочные. Традиционная игрушка во все времена оказывала важное, и во многом, определяющее влияние на формирование личности, души ребенка. Игрушка воздействует на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой. Современный мир игрушек богат разнообразием, но самой любимой игрушкой является, та которая сделана своими руками.
Игрушка и игра неотделимы друг от друга. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка. Игрушка является необходимым атрибутом в игре.
Для формирования национального патриотизма в средней группе было разработано интегративное занятие тема: обрядовая игрушка «Птичка Радости».
Данное занятие имеет подготовительный этап, который охватывает историю Самарского края, знакомство с перелетными птицами и знакомство с народной игрушкой, традициями и праздниками.
Цель:
Знакомство детей с народным праздником «Закликание Весны». Изготовление народной игрушки и атрибута для праздника «Птичка радости».
Задачи:
-Способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому русского населения.
-Систематизировать полученные ранее знания о перелетных птицах
-Формировать творческий подход к выполнению учебно-трудовой задачи
-Создавать условия для реализации творческих способностей
-Способствовать созданию позитивной, дружеской и доверительной атмосферы в детском саду.
Оборудование и материалы:
Магнитофон, записи с голосами птиц. Наглядные пособия с изображением птиц. Квадратные лоскуты ткани(ситца или бязи)размером 20х20см.( по количеству присутствующих детей),нитки, синтепон или вата, ножницы.
Методы:
словесный, наглядно-иллюстрационный, практический.
Форма проведения занятия: комбинированное. Включает в себя беседу, рассказ, демонстрацию, практическую часть, игровую часть.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня на занятие пришли гости давайте дружно поздороваемся.
Ребята: Здравствуйте.
Воспитатель: сегодня прекрасный день. Ребята скажите, а какое время года у нас?
Ребята: Весна.
Воспитатель: правильно. А какая погода стоит?
Ребята: ответ детей.
Воспитатель: весна все никак не вступит в свою силу. А вы хотите, чтобы наступила настоящая весна?
Ребята: Да!
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем как, можно этому помочь.
В давние времена, когда не было телевизоров и радио. Люди внимательно следили за природными явлениями, и создавали свой народный календарь. И каждое время года они встречали определенным обрядом, который сопровождался праздничным весельем.
Весна это долгожданное время года. Весной земля просыпается. Ребята скажите, почему крестьяне так ждали весну.
Ребята: Весной сажают и сеют.
Воспитатель: правильно, молодцы. Приход весны всегда связывали с прилетом птиц. А сейчас я вас проверю, каких перелетных птиц вы знаете? Слушайте загадки, внимательно.
На шесте дворец,
Во дворце - певец. (скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
После каждой отгаданной птицы воспитатель показывает ее изображение. (слайд, либо графическое изображение).
Воспитатель: замечательно ребята вы меня порадовали своими знаниями.
В старину считалось, что птички на своих крыльях весну приносят. Сегодня мы с вами будем делать птичку. Но не простую а «Птичку Радости». Такими птичками «закликали»- звали весну. «Закликание» - Весны был веселый праздник, все дети делали птичек и украшали ими обрядовое дерево, украшенное лентами. С этим деревом они ходили по селу и звали весну. «Птичка Радости» - это общее название перелетных птиц, считалось что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей в сады и рощи…».
Ребята дерево я подготовила, украсила его лентами, а вот птичек вы сделаете.
Прежде чем приступить к работе мы с вами немного разомнемся.
Физкультминутка:
Дети выполняют разминку под стихотворение:
Руки подняли и помахали - это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Плавно разводят руками впереди себя – нам о весне говорят!
Мастер класс.
Воспитатель: а сейчас мы с вами изготовим «птичек-радости», которые помогут ускорить приход весны.
(во время изготовления игрушки звучат голоса птиц)
Все справились с заданием молодцы! А теперь давайте повесим этих птичек на наше дерево и покличем Весну.
Ребята давайте встанем в круг и вместе скажем «Птицы радости летите и весну нам принесите». «весна – красна приходи, зиму злую проводи».
Сюрпризный момент:
Заходит весна:
Звонче птичьи голоса вот и к вам пришла весна. Привет весенний вам, друзья, вас очень рада видеть я. Здравствуйте ребята. Здравствуйте гости.
Я птичек ваших услыхала и торопиться к вам я стала. Вам радость и тепло несу и злую зиму провожу.
Ребята, а вы знаете стихи о весне.
Стихи детей:
Весна: а поговорки про весну? Молодцы. Вы меня повеселили, а теперь и мой черед будем вместе мы резвиться и сыграем в «Ручеек».
Заключительный момент:
Воспитатель: вот ребятки и к нам весна пришла. Вы рады?
Дети: да.
Воспитатель: А давайте ребята мы с вами, нашим гостям подарим птичек, чтобы и к ним весна пришла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по физической культуре в средней группе. Тема: Мы – игрушки.
План – конспект занятия по физической культуре в средней группе. Тема: Мы – игрушки....
Конспект занятия по художественному труду в средней группе. Тема: «Новогодние игрушки».
Вызвать интерес к оформлению новогодних игрушек, сделанных из соленого теста. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно, украшать - по представлению или по замыслу...
Конспект интегративного занятия по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Моя Родина»
Конспект интегративного занятия по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Моя Родина»Автор: Егиазарова С.С, воспитатель МКДОУ «Детский сад №17», с.. Каясула, Ставрапольский край...
КОНСПЕКТ интегративного занятия по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Моя Родина».
Моя Родина...
Конспект индивидуальной работы по татарскому языку в средней группе. Тема: «Мои игрушки»
Цель: закреплять ранее изученные слова на татарском языке, продолжать развивать диалогическую речь.Задачи:Закрепить с детьми названия игрушек на татарском языке.Продолжать поддерживать атмосферу...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Наши игрушки»
формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице; расширять знания детей об игрушках, их внешнем виде, материале; стимулировать речевую активность детей через ответы на воп...
Конспект ООД по конструктивно-модельной деятельности для средней группы Тема: « Ёлочные игрушки» ( из бумаги)
Цель: учить детей конструировать способом оригами, активизировать творческие способности.Задачи: - продолжать упражнять детей складывать квадрат по диагонали, совмещая противоположные углы;- развивать...