Мастер класс для воспитателей по ТРИЗ
учебно-методический материал на тему
Мастер класс для воспитателей на тему: "Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_triz.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»
Новохоперского района Воронежской области
Мастер – класс на тему:
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» для профессионального конкурса «Педагогическое мастерство»
Участник конкурса:
Подопригора Людмила Сергеевна
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Что такое ТРИЗ-педагогика.
Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?
Данную работу можно проводить поэтапно:
Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.
На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
На 4 ЭТАПЕ. Обучать детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях. Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.
Но прежде чем мы начнём игры, послушайте задачу и помогите мне её решить.
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
1. Игра «Полиномы фантазии»
Загадать любое слово из 3 букв. Д О М
Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)
Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)
Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что, делает?». Составьте предложение из слов, например, в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.
2. Игра «Создание лимерика»
Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но, чтобы рифма сохранялась.
Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)
Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)
Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)
Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)
Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.
В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, не приземлённо. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.
Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я узнал интересного на данном мастер-классе?»
Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос. Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для воспитателей с использованием игровых приемов ТРИЗ
Мастер класс для педагогов ДОУ с применением игровых приемов ТРИЗ и приема моделирования оригами. Состоит из 3х частей: вводной , игровой и практической...
Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков
мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников....
Мастер-класс для воспитателей «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Необычный метод Триз, с помощью которого можно развить все необходимое для жизни ребенка...
мастер класс для воспитателей по триз
в материале представлены три технологии: метод фокальных объектов, сочинение лимерика и составление рассказа по " чудесной лестнице"....
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»
Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...
Отчет- презентация по мастер-классам с воспитателями " Внедрение технологии ТРИЗ в жизнедеятельность детского сада "
Отчет по мастер –классу на тему «Технология ТРИЗ в детском саду»за 2018-2019гМДОУ детский сад №7 «Солнышко»п.Свердловский.Лосино-Петровский городской округ,Мо...
Презентация мастер-класса для воспитателей «Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии»
практическое освоение технологии ТРИЗ...