Формирование мотивационной готовности у детей 6-7 лет как условие успешного обучения в школе.
статья на тему

Ястребова Светлана Валерьевна

Формирование мотивационой готовности у детей 6-7 лет как условие успешного обучения в школе.

Начало школьного обучения – это важный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению самого себя и своей деятельности; новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.

Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника.

Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться и получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради и ручки и желание получать оценки.

Большинство родителей не придают особого значения желанию ребёнка пойти в школу, делая акцент лишь на интеллектуальной и специальной готовнос­ти к обучению в школе. Психолог А.Н. Леонтьев пи­сал: «Сознательность знаний характеризует­ся именно тем, какой смысл приобретают они для человека».

Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией.

Одной из актуальных проблем является мотивационная подготовка ребенка к школе. Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.

Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.

Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей 6-7 лет к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Учебная деятельность, как правило,  побуждается не одним мотивом, а целой системой мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.
        Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

ü     ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;

ü     учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;

ü     сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;

ü     сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;

ü     ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.

Успешному формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности, стимулирование познавательного интереса посредством развивающих игр, чтением художественной литературы, формированием интереса к экспериментированию; систематическое взаимодействие специалистов ДОУ и родителей по формированию познавательной мотивации.
        Таким образом, мотивационная готовность к школе важная составляющая психологической готовности ребенка к обучению в школе. Наличие мотивов к обучению и положительное отношение к школе – вот основные факторы для успешной школьной успеваемости.
 

Литература

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб. – 2004. – 208 с.
2.Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М : Знание, 1994. – С.160.

3.Волков В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе : задачи, упражнения, диагностика. – М. : Просвещение, 1994. – С.350.

4.Давыдова  Ю. В. Как подготовить ребенка к школе/ Ю. В. Давыдова// Шпаргалки для родителей. – М. : Эксмо, 2008. – С. 144.

5.Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – С.120.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивационой готовности у детей 6-7 лет как условие успешного обучения в школе.

Начало школьного обучения – это важный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению самого себя и своей деятельности; новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.

Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника.

Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться и получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради и ручки и желание получать оценки.

Большинство родителей не придают особого значения желанию ребёнка пойти в школу, делая акцент лишь на интеллектуальной и специальной готовности к обучению в школе. Психолог А.Н. Леонтьев писал: «Сознательность знаний характеризуется именно тем, какой смысл приобретают они для человека».

Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией.

Одной из актуальных проблем является мотивационная подготовка ребенка к школе. Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.

Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.

Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей 6-7 лет к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Учебная деятельность, как правило,  побуждается не одним мотивом, а целой системой мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.
       Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

  • ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
  • учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
  • сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
  • сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
  • ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.

Успешному формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности, стимулирование познавательного интереса посредством развивающих игр, чтением художественной литературы, формированием интереса к экспериментированию; систематическое взаимодействие специалистов ДОУ и родителей по формированию познавательной мотивации.
        Таким образом, мотивационная готовность к школе важная составляющая психологической готовности ребенка к обучению в школе. Наличие мотивов к обучению и положительное отношение к школе – вот основные факторы для успешной школьной успеваемости.

Литература

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб. – 2004. – 208 с.
2.Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М : Знание, 1994. – С.160.

3.Волков В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе : задачи, упражнения, диагностика. – М. : Просвещение, 1994. – С.350.

4.Давыдова  Ю. В. Как подготовить ребенка к школе/ Ю. В. Давыдова// Шпаргалки для родителей. – М. : Эксмо, 2008. – С. 144.

5.Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – С.120.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология формирования мотивационной готовности у детей по средствам проектного метода

Цель - разработать педагогическую технологию формирования мотивационной готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода.    Задачи:Определить с...

Информация на стенд "Условия успешного обучения в школе"

Задача взрослых – сделать все возможное, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.Что входит в это понятие? Что конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформ...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"

Консультация для родителей  "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...

Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»

Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...

«Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе»

Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они также ответят утвердительно. Но часто, по разным при...

Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)

Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...