Формирование мотивационной готовности у детей 6-7 лет как условие успешного обучения в школе.
статья на тему
Формирование мотивационой готовности у детей 6-7 лет как условие успешного обучения в школе.
Начало школьного обучения – это важный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению самого себя и своей деятельности; новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.
Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника.
Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться и получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради и ручки и желание получать оценки.
Большинство родителей не придают особого значения желанию ребёнка пойти в школу, делая акцент лишь на интеллектуальной и специальной готовности к обучению в школе. Психолог А.Н. Леонтьев писал: «Сознательность знаний характеризуется именно тем, какой смысл приобретают они для человека».
Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией.
Одной из актуальных проблем является мотивационная подготовка ребенка к школе. Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.
Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.
Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей 6-7 лет к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Учебная деятельность, как правило, побуждается не одним мотивом, а целой системой мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.
Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:
ü ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
ü учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
ü сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
ü сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
ü ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.
Успешному формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности, стимулирование познавательного интереса посредством развивающих игр, чтением художественной литературы, формированием интереса к экспериментированию; систематическое взаимодействие специалистов ДОУ и родителей по формированию познавательной мотивации.
Таким образом, мотивационная готовность к школе важная составляющая психологической готовности ребенка к обучению в школе. Наличие мотивов к обучению и положительное отношение к школе – вот основные факторы для успешной школьной успеваемости.
Литература
1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб. – 2004. – 208 с.
2.Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М : Знание, 1994. – С.160.
3.Волков В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе : задачи, упражнения, диагностика. – М. : Просвещение, 1994. – С.350.
4.Давыдова Ю. В. Как подготовить ребенка к школе/ Ю. В. Давыдова// Шпаргалки для родителей. – М. : Эксмо, 2008. – С. 144.
5.Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – С.120.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование мотивационой готовности у детей 6-7 лет как условие успешного обучения в школе.
Начало школьного обучения – это важный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению самого себя и своей деятельности; новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.
Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника.
Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться и получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради и ручки и желание получать оценки.
Большинство родителей не придают особого значения желанию ребёнка пойти в школу, делая акцент лишь на интеллектуальной и специальной готовности к обучению в школе. Психолог А.Н. Леонтьев писал: «Сознательность знаний характеризуется именно тем, какой смысл приобретают они для человека».
Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией.
Одной из актуальных проблем является мотивационная подготовка ребенка к школе. Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.
Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.
Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей 6-7 лет к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Учебная деятельность, как правило, побуждается не одним мотивом, а целой системой мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.
Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:
- ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
- учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
- сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
- сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
- ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.
Успешному формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности, стимулирование познавательного интереса посредством развивающих игр, чтением художественной литературы, формированием интереса к экспериментированию; систематическое взаимодействие специалистов ДОУ и родителей по формированию познавательной мотивации.
Таким образом, мотивационная готовность к школе важная составляющая психологической готовности ребенка к обучению в школе. Наличие мотивов к обучению и положительное отношение к школе – вот основные факторы для успешной школьной успеваемости.
Литература
1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб. – 2004. – 208 с.
2.Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М : Знание, 1994. – С.160.
3.Волков В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе : задачи, упражнения, диагностика. – М. : Просвещение, 1994. – С.350.
4.Давыдова Ю. В. Как подготовить ребенка к школе/ Ю. В. Давыдова// Шпаргалки для родителей. – М. : Эксмо, 2008. – С. 144.
5.Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – С.120.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-491673-1495367469.jpg)
Педагогическая технология формирования мотивационной готовности у детей по средствам проектного метода
Цель - разработать педагогическую технологию формирования мотивационной готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода. Задачи:Определить с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1056026-1536594592.jpg)
Информация на стенд "Условия успешного обучения в школе"
Задача взрослых – сделать все возможное, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.Что входит в это понятие? Что конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-1111774-1643477040.jpg)
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1229774-1584945087.jpg)
Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»
Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...
Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...
«Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе»
Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они также ответят утвердительно. Но часто, по разным при...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/04/picture-1499426-1701678632.jpg)
Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)
Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...