Истоки региональной культуры на основе авторской программы "Келуня"
методическая разработка по теме
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Мне кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему.
Современное дошкольное образование постоянно нуждается в обновлении. С этой целью и была разработана настоящая программа, которая предполагает следующие направления работы по реализации национально – регионального компонента: художественно – творческое развитии детей по материалам устно – поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, мордовского декоративно – прикладного и изобразительного искусства; историко – культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии; физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 6-7лет. Занятия проводится на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида структурного подразделения «Детский сад №4комбинированного вида». Расписание занятий составлена с учетом санитарно - гигиенических требований. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин. Детям предлагаются интегрированное учебное занятие согласно программе.
Обучение проводится по желанию родителей (законных представителей)
В работе с детьми я использую целый комплекс мер, направленных на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и крае.
В своей программе я делаю акцент на приобщение детей к добру, красоте, любви. Очень важно, чтобы время, проведённое на занятиях кружка «Келуня» стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Я стремлюсь к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам культуры своей страны, своего региона, своей семьи. Это знакомство детей с родным краем формирует такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины.
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях образовательной организации с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, музыке, искусству. Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Обращение к мордовским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики.
С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.
Богатые краеведческие сведения несут в себе декаративно-прикладное и изобразительное искусство они являются одним из важнейших источников формирование духовной сферы личности. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре. Это неповтаримая вышивка и национальный костюм, многообразие орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.
А также большое внимание уделяю работам мордовского скульптора С.Д. Эрьзя. Восстановить утраченный облик родного края помогают произведения современных мордовских художников Попкова В.А.,Беднова В.А.и др. Облик современного города Саранск и Рузаевкана картинах М.Ямбушева. М. Свиязова, Ю. Бакаевой, О. Кшняйкиной.
Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае. Национальных традиций, культуре народа. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным. Поэтому я в своей программе большое внимание уделяю художественной литературе: сказки, рассказы, стихотварения. Знакомлю с мордовскими писателями Пинясов Я.М., Азрапкин Ю.Н., Атянин Ф.С.и др. Чтение художественной культуры побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный запас ребенка.
Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т.п. Мои формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.
Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомления детей с географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка в контексте культуры родного края и принцип культуросообразности предполагающий учет национальных ценностей и традиций народной педагогики в образовании.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Базой для реализации программы является осуществление задачи укреплением физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.
Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город.
Результаты подобной целенаправленной работы с детьми видны уже сейчас и мы надеемся, что они пронесут любовь к родному краю через всю свою жизнь.
Литература:
1. Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти», 2010.
2. Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордов. народе для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей./Саранск:Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
3. Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1969.
4. Лузгин А. «Промыслы и мастеровые люди Мордовии: рассказы о том, как жили и трудились в старину наши предки» /Саранск: Фонд «Открытия Мордовия»: АНО «Дом народных промысел»,2009.-48с.
5. Ручин А. «Природа Мордовского края» :Рассказы для самых маленьких читателей/-Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»;Изд. Центр.ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
6. Н.М.Арсентьев,Э.Д.Богатырев и др. «Мордовия в истории России»:Дорогами тысячилетия;Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева.-Саранск,2012.-596с.:ил.
7. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991,-176 с., ил.
8. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2002. -104 с. -(Развивающие сказки для детей).
9. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и развитие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
10. «Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош. Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.
11. Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного педагогического образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 12апреля2002г./под.ред.Р.А.Ереминой.-Саранск:МГПИ2002-194с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конференция | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Истоки региональной культуры на основе авторской программы «Келуня»».
Зуева Наталия Викторовна
Воспитатель структурного подразделения « Детский сад№4 комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Мне кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему.
Современное дошкольное образование постоянно нуждается в обновлении. С этой целью и была разработана настоящая программа, которая предполагает следующие направления работы по реализации национально – регионального компонента: художественно – творческое развитии детей по материалам устно – поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, мордовского декоративно – прикладного и изобразительного искусства; историко – культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии; физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 6-7лет. Занятия проводится на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида структурного подразделения «Детский сад №4комбинированного вида». Расписание занятий составлена с учетом санитарно - гигиенических требований. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин. Детям предлагаются интегрированное учебное занятие согласно программе.
Обучение проводится по желанию родителей (законных представителей)
В работе с детьми я использую целый комплекс мер, направленных на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и крае.
В своей программе я делаю акцент на приобщение детей к добру, красоте, любви. Очень важно, чтобы время, проведённое на занятиях кружка «Келуня» стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Я стремлюсь к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам культуры своей страны, своего региона, своей семьи. Это знакомство детей с родным краем формирует такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины.
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях образовательной организации с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, музыке, искусству. Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Обращение к мордовским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики.
С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.
Богатые краеведческие сведения несут в себе декаративно-прикладное и изобразительное искусство они являются одним из важнейших источников формирование духовной сферы личности. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре. Это неповтаримая вышивка и национальный костюм, многообразие орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.
А также большое внимание уделяю работам мордовского скульптора С.Д. Эрьзя. Восстановить утраченный облик родного края помогают произведения современных мордовских художников Попкова В.А.,Беднова В.А.и др. Облик современного города Саранск и Рузаевкана картинах М.Ямбушева. М. Свиязова, Ю. Бакаевой, О. Кшняйкиной.
Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае. Национальных традиций, культуре народа. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным. Поэтому я в своей программе большое внимание уделяю художественной литературе: сказки, рассказы, стихотварения. Знакомлю с мордовскими писателями Пинясов Я.М., Азрапкин Ю.Н., Атянин Ф.С.и др. Чтение художественной культуры побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный запас ребенка.
Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т.п. Мои формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.
Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомления детей с географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка в контексте культуры родного края и принцип культуросообразности предполагающий учет национальных ценностей и традиций народной педагогики в образовании.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Базой для реализации программы является осуществление задачи укреплением физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.
Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город.
Результаты подобной целенаправленной работы с детьми видны уже сейчас и мы надеемся, что они пронесут любовь к родному краю через всю свою жизнь.
Литература:
- Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти», 2010.
- Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордов. народе для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей./Саранск:Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
- Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1969.
- Лузгин А. «Промыслы и мастеровые люди Мордовии: рассказы о том, как жили и трудились в старину наши предки» /Саранск: Фонд «Открытия Мордовия»: АНО «Дом народных промысел»,2009.-48с.
- Ручин А. «Природа Мордовского края» :Рассказы для самых маленьких читателей/-Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»;Изд. Центр.ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
- Н.М.Арсентьев,Э.Д.Богатырев и др. «Мордовия в истории России»:Дорогами тысячилетия;Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева.-Саранск,2012.-596с.:ил.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991,-176 с., ил.
- Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2002. -104 с. -(Развивающие сказки для детей).
- Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и развитие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
- «Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош. Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.
- Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного педагогического образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 12апреля2002г./под.ред.Р.А.Ереминой.-Саранск:МГПИ2002-194с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на основе взаимодействия с родителями».
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед др...
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»
Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам духовно- нравственного воспитания, средствами народной культу...
Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"
В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям....
Перспективно-тематический план работы МБДОУ № 16 ст.Луковской с детьми второй младшей группы по приобщению к истокам народной культуры, с учетом регионального компонента.
Цель.Воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, город, станицу - где он родился и живет.Задачи.- Формировать интерес к ближайшему окружению – детскому саду, пом...
«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»
Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....
Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир
Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...
«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам донской культуры с целью повышения познавательной активности»
Этапы внедрения регионального компонента в воспитательно- образовательную работу МБДОУ№6 г..Азова...