«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на основе взаимодействия с родителями».
статья (подготовительная группа) по теме

         Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Макаренко А. С. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhurnal2.docx24.5 КБ
Файл statya_v_zhurnal.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных  качеств дошкольников через художественную литературу.

Поздышева Людмила Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ ЦРР д/с «Сказка» р.п. Красные Баки, педагогические чтения

"В поразительный мир книг маленький человек входит так же, как он входит в жизнь - осторожно, понемножку, осматриваясь и удивляясь, делая восторженные открытия и горькие выводы. В этом мире у него появляются свои друзья, рождаются мечты, нравственные начала, на основе которых в последствии сложатся взгляды и облик маленького человечка" М.Горький.

         Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. На мой взгляд, книга является пищей для ума и сердца, она помогает в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки; книга учит видеть добро и зло, радость и грусть, лень и трудолюбие. В основе моей работы  особое внимание уделяется воспитанию маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в обществе, с окружающим миром и людьми. Для решения поставленных задач я сделала следующее:

1. Оборудовала в группе центр книги с литературным героем - Буквоежкой. 2. Разработала перспективный план работы с детьми.

 3. Определила различные формы работы с родителями.

4. Изготовила дидактический материал и пособия. В жизнь детей группы ввела разнообразные обычаи:

1. "Встречаем гостей".

2. "Веселые каникулы".

3. "Изучаем родословную" (составление семейного альбома).

          Приобщая детей к художественной литературе,  стараюсь подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании духовно-нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе. Книги подбирались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Мной был составлен перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию, состоящий из несколько блоков:

 • "Я и все мои друзья"; • "Моя семья";2 • "Родная природа"; • "Родина моя"; • "Золотые руки"; • "Защитники Отечества"; • "Милая мама моя".

 Для формирования  духовно-нравственных качеств личности дошкольника,   использовала следующие методы:

 1. Беседа. С помощью этических бесед я старалась побуждать детей думать и говорить. Такие беседы, как "Добрый поступок Вани", "Что значит быть вежливым", "Что такое дружба?" позволили мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. В ходе беседы  помогала детям учиться оценивать свои поступки, поступки своих товарищей. На примере героев сказок у детей закреплялись представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость – особенно в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

 2. Читая художественную литературу В.Осеевой "Волшебное слово", "Хорошее" воспитывала такое качество, как вежливость.

3. В воспитании трудолюбия я использовала русскую народную сказку "Крошечка- Хаврошечка", украинскую народную сказку "Петушок и два мышонка", сказку В.Одоевского "Мороз Иванович".

 4. Старалась воспитать у детей доброе отношение друг к другу. Дети с удовольствием слушали рассказы Л.Н.Толстого "Старый дед и внучек", "Косточка", рассказ В.Осеевой "Три товарища".

5. С помощью маленьких рассказов А. Калининой, Е. Ильиной, стихотворений Е.Благининой стремилась углубить у детей любовь к маме, пыталась разбудить в детях чувство гордости за своих родителей.

6. С помощью чтения детских книг  стараюсь воспитать в детях духовно-нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе. Для всестороннего развития личности я включала детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например: ребята создавали свои рисунки по мотивам сказок, стихов, рассказов. Потом  организовывались выставки работ для родителей. Наиболее понятной и близкой для дошкольника деятельностью является игра. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные  задачи. Например: • Игры, направленные на развитие эмоциональной осведомленности: «Цветовое настроение», «Маски», «Мы - артисты». • Игры, направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: «Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», «Передай доброе слово», «Вежливые жмурки». • Игры, направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: «Разговор по телефону», «Как нам быть?», «Как с тобой разговаривают». Во время коммуникативных игр, игровых ситуаций, психогимнастики,  поощряла сотрудничество и взаимопомощь, стремление детей высказывать свои мысли и чувства, договариваться, если возникали проблемы. Таким образом, усвоение нравственного опыта у детей дошкольного возраста происходило через взаимодействие «ребенок - взрослый», в ходе которого каждый оказывал влияние на другого и контролировал его поведение. Всю работу по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств, средствами художественной литературы,  вела и с родителями: 1. сообщала им о достижениях и проблемах детей; 2. консультировалась с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка; 3. обучала самих родителей приемам и методам духовно-нравственного воспитания в семье;

        С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы: - групповые собрания; - консультации на темы: «Роль книги в духовно-нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Характер ребенка зависит от вас», «Чтобы дети росли добрыми»; - дни открытых дверей; - выставки книг; - анкеты «Я и вся моя семья - это книжкины друзья»; - совместные праздники и развлечения; - совместная творческая деятельность родителей и детей; - полезные советы; - посещение семей. Все эти формы работы дают хороший результат, но я пыталась найти новые, наиболее интересные, эффективные, помогающие мне совместно с родителями воспитывать духовно-нравственные качества ребенка, анализируя его поступки в различной деятельности. Я пришла к выводу, что только с помощью родителей могу осуществить воздействие на детей. Ведь нравственное воспитание - дело настолько тонкое, что без учета индивидуальности каждого ребенка добиться положительных результатов невозможно. Чтобы каждый родитель знал, на какую сторону поведения обратить особое внимание, я предлагала родителям внимательнее присмотреться к своим детям, глубже понять их. Для этого в начале года просила родителей ответить на вопросы: - Что вас радует в поведении ребенка? - Какие черты характера вашего ребенка и поступки вас огорчают? Некоторые родители сразу не смогли ответить, многим было трудно. Ответы родителей показали, что не все и не всё видят в своем ребенке, а иногда и не задумываются, каким же растет их ребенок. Большинство родителей к делу отнеслось очень внимательно. Многие отмечали в своих детях отрицательные качества, такие как лень, непослушание, жадность. Я беседовала с этими родителями, чтобы выявить причины этих качеств у ребенка. Как правило, оказывалось, что это единственный ребенок и все дома только для него. Чтобы подавить жадность у ребенка, договаривалась с родителями о том, чтобы они искали и создавали такие ситуации, в которых ребенок не только бы получал, но и сам дарил, давал что-либо другим, и при этом испытывал от этого положительные эмоции. Большое влияние на исправление этого недостатка оказывают чтение художественной литературы, коллективное празднование дней рождения ребенка. Я считаю, что такая работа с родителями, отдельные задания, поручения, ситуации, помогающие ребенку развить или приобрести то или иное положительное качество - наиболее эффективная форма единого воспитания детей в семье. Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует его духовно-нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим духовно-нравственное развитие дошкольников.

Хочу порекомендовать педагогам, интенсивнее использовать детскую художественную литературу в  духовно- нравственном воспитании детей, т. к. говорят «на чужих ошибках учатся» (это события, происходящие с героями произведений и их последствия). К моему сообщению прилагаю перспективный план для работы с детьми.

п\н Мероприятие по перспективному плану. Дата исполнения.

1. А. Смирнова «Как ткани ткут и нитки прядут». Сентябрь

2. М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Сентябрь

3. В. Берестов «По дороге в первый класс». Сентябрь

4. Д. Родари «Чем пахнут ремесла». Сентябрь

1. 1. Пантелеев «Две лягушки». Октябрь

2. К. Ушинский «Четыре желания». Октябрь

3. Зернышки «Доброе братство милее богатства». Октябрь

4. Б. Гонаго «Помыслы сердца». Октябрь

1. С. Я. Маршак «Почта». Ноябрь

2. «Серебряная птица - ажурное перо». Ноябрь

3. Г. Граубин «Тетушка домна». Ноябрь

4. А. В. Велько «Кому нужнее? ». Ноябрь

1. Г. Снегирев «Голубая Тува». Декабрь

2. К. Д. Ушинский «Слепая лошадь». Декабрь

3. М-Сибиряк «Серая шейка». Декабрь

4. Акимушкин «Чем кролик на зайца похож». Декабрь

1. К. Паустовский «Теплый хлеб». Январь

2. А. Толстой «Как ни в чём ни бывало». Январь

3. Зернышки «Крест порука». Январь

4. В. Велько «Что легче? » Январь

1. С. Я. Маршак «Сказка о неизвестном герое». Февраль

2. В. Осеева «Сыновья». Февраль

3. В. Осеева «Волшебное слово». Февраль

4. В. Осеева «Просто старушка». Февраль

1. А. Платонов «Еще мама». Март

2. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Март

3. Е. Благинина «Посидим в тишине». Март

4. В. Велько «Часы Вани». Март

1. А. Томилин «О мастере на все руки». Апрель

2. В. Маяковский «Кем быть? » Апрель

3. Н. Г. Куцаева «Воробей». Апрель

4. А. Велько «Как я помогал маме мыть пол». Апрель

1. Н. Носов «Карасик» Май

2. Ю. Аракчеев «Сидел в траве кузнечик». Май

3. Зернышки «О героях войны». Май

4. В. Велько «Граница». Май

 

Литература

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

 

ФГОС ДО.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Издательство «Просвещение» 2009.

Основная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»

Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

Шевченко Л.Л. «Добрый мир»

Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Дорогою добра»

 

[1] См. Концепция, определение «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России».



Предварительный просмотр:

Статья  «Приобщение детей  старшего дошкольного возраста
к   истокам русской народной культуры на основе взаимодействия с родителями».

 Поздышева Людмила Николаевна
воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ ЦРР д/с «Сказка»

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Макаренко А. С.

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность - принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

   В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа.

           Почему я решила работать над этой проблемой?  Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Актуальность выбранной мною темы очевидна: в  настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать  их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить  настоящих патриотов своей Родины.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Всем известно, что  дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей -  все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сопоставима с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - воспитании его души. У детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного духовно-нравственного развития ребёнка. Не случайно,  признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.

  Использование именно проектного метода в работе по воспитанию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, а также ознакомлению детей к истории родного края позволит развить внутреннюю активность и чуткость ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам; будет способствовать развитию собственной познавательной активности, мышления, воображения, самостоятельности и активности. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретут способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - разовьют  у ребенка уверенность в своих силах и стремление к новому поиску знаний. Коллективные переживания сблизят детей друг с другом и с взрослыми, способствуя улучшению микроклимата в группе и развитию коммуникативных навыков.

 Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.  Поэтому роль народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста достаточно велика.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:

Создание атмосферы национального быта.

Традиционные и обрядовые праздники.

Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т.п.)

Русское народное искусство.

Русские народные игры.

Создание атмосферы национального быта

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными.

 Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Этого можно достичь через создание предметно - развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. Это и  оборудование мини - музея быта русского народа, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

В нашем  детском саду мы оборудовали комнату в виде уголка «русской избы», где разместили предметы, наиболее часто  упоминающиеся  в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они - часть великого русского народа.  Наш  музей нетрадиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены  верёвкой. Здесь всё можно потрогать, рассмотреть поближе,  использовать в деле, обыграть.  Все экспонаты подлинные.        

Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят,  занимаются различными видами народно-прикладного искусства.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы проводим такие праздники и развлечения,  как «Масленица», «Святки», «Рождество»; «Троицу»,  новогодние утренники, веселые спартакиады, день защитников Отечества, фольклорный праздник «Встреча весны», Покровская ярмарка и другие. Обогащается музыкальный опыт детей. С детьми мы беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, исполняем некоторые песни на праздниках и развлечениях, участвуем в фестивалях.

Приобщаясь к народным и обрядовым праздникам, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами.

Особое удовольствие доставляет детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его.

Только совместно со всеми сотрудниками ДОУ удается донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике, при умывании, после сна и т.д.

        Русское народное искусство. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

        Русские народные игры. Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

      Таким образом, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты. Результатами проводимой работы является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

       Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Родители

положительно относятся к работе по проблеме «Приобщения детей к истокам

 русской народной культуры». Они являются активными участниками пополнения развивающей среды, принимают непосредственное участие в  разнообразных  мероприятиях  (развлечениях, праздниках, занятиях). В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю,    народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.  

       Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов.

       Итак, народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания. Человек не рождается в богатом духовно и нравственном смысле, поэтому нужно грамотное внешнее воздействие воспитателей, родителей и всей окружающей среды.

         Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

  1. Список  используемой литературы:


1. Алясева  Е.Ю. Дети и этикет. – Нижний Новгород, 2008.

2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.

3. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.

4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.

5. Кокуева Л.В.  Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.

6. Шварко Л.И. , Давыдова О. И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. - № 3.

7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

Проект по приобщению младших дошкольников к истокам русской народной культуры. «Дети в мире звуков». Вторая младшая группа.

Проектная деятельность по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре. В ходе проекта дети под руководством воспитателя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, с русскими на...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе музейной педагогики

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе музейной педагогики. Каждый народ в бездонных копилках своей памяти имеет никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, пра...