Удивительные свойства воды. Образовательная область «Познание».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста).
Опыты с водой "Поверхостное натяжение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_murzinoy_e.v.1.docx | 664.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
(для детей старшего дошкольного возраста)
Тема «Удивительные свойства воды»
Образовательная область
«Познание»
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды».
Задачи:
- создать условия для ознакомления со свойствами воды «поверхностное натяжение» (познавательное развитие);
- создать условия для развития поисковой активности детей;
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности;
- создать условия для развития навыков взаимодействия.
Методические приемы:
1. словесный (беседа, ответы на вопросы)
2. наглядный ( просмотр мультфильма, иллюстрации, карточки-символы)
3.практический (проведение опытов)
4. игровой
Оборудование: ноутбук (показ мультфильма «Фиксики» (о поверхностном натяжении воды), глубокие тарелочки, зубочистки, жидкость для мытья посуды, перец чёрный молотый (можно заменить блёстками), стаканы с водой, монетки (гайки, болты), белые халаты, шапочки «молекулы воды», карточки-символы.
Словарная работа: поверхностное натяжение, притяжение, поверхность
Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», просмотр видеоматериалов о водомерках.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Умение выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы, подводить итоги;
- Накопление конкретных представлений о воде и её свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Группа оформлена, как научная лаборатория. Отдельно стоит стол с ноутбуком, перед которым расставлены полукругом стулья.
Дети заходят в группу, становятся в круг.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас.
Ребята, я получила видеоролик, и мне хотелось бы обсудить его с вами. Вы согласны? (ответы детей). Тогда я предлагаю всем пройти в видеозал и занять свои места.
2. Основная часть:
Дети рассаживаются по местам. Просмотр мультфильма «Фиксики» (о силе поверхностного натяжения воды)
Воспитатель: Вам понравился мультфильм? О чём он? (обсуждение просмотренного ролика).
Ребята, скажите, пожалуйста, что такое вода? (это жидкость). Раз это жидкость, значит, какое свойство она имеет? (вода течёт).
Правильно, вода – это текучая жидкость.
На доске выставляем карточку-символ.
Раз вода текучая, почему же она в видеоролике не сразу вылилась из стакана? (предположения детей). Как вы думаете, то, что мы с вами увидели в мультфильме, это научный факт или просто придуманный мультфильм? (предположения детей)
Воспитатель: А как мы можем это проверить? Правильно, повторить все увиденные опыты.
А кто и где проводит такие опыты? (предположения детей). Конечно же, опыты проводят учёные в научной лаборатории. Я предлагаю вам на время стать учёными. Согласны?
Дети и воспитатель проходят на середину группы
и надевают белые халаты.
Но, при проведении опытов нужно соблюдать некоторые правила. Давайте вспомним их: (выкладываются графические модели)
- нельзя шуметь
- нужно выполнять всё аккуратно и осторожно
- помогать друг другу
Воспитатель: Ну, что ж, уважаемые коллеги, прошу всех пройти в нашу научную лабораторию, для того, чтобы доказать или опровергнуть правильность полученной информации.
Воспитатель: Мне хотелось бы сначала вместе с вами вспомнить, что же такое поверхностное натяжение? (ответы детей).
Правильно.
Поверхность воды и других жидкостей часто, кажется, покрыта плёнкой. Объясняется это тем, что крошечные частички жидкости особенно сильно притягиваются друг к другу на поверхности. Это явление называется поверхностным натяжением.
Воспитатель: Итак, посмотрите внимательно, что находится на наших столах и скажите, что понадобится нам для проведения первого опыта?
Дети: Для проведения опыта нам понадобится стакан с водой и монетки. Воспитатель: А для чего нам нужна гуашь?
Дети: Чтобы было лучше видно, что произойдёт с водой, можно в воду добавить немного краски.
Воспитатель: Правильно. Итак, приступаем.
Проведение первого опыта.
Воспитатель: Что мы наблюдали?
Дети: Вода не выливается из стакана, а поднимается горкой.
Воспитатель: Почему? (предположения детей)
Воспитатель: Её удерживает тонкая плёнка (сила поверхностного натяжения)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы доказали правильность полученной информации? (Ответы детей).
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы лучше понять, как это происходит, нужно представить, что каждый из нас молекула (частичка) воды. Давайте наденем шапочки и встанем в круг. А теперь возьмёмся крепко за руки и будем расходиться в стороны, насколько это возможно.
Дети расходятся в стороны, стараясь не расцепить рук. Наступает момент, когда держаться за руки уже невозможно и круг распадается.
Воспитатель: Ребята, как бы мы с вами не старались, не расцепить рук, у нас это получилось?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так же и молекулы (частички) воды стараются удержаться на поверхности как можно дольше. Но когда это становится не возможно, вода выливается из стакана.
Воспитатель: Как вы считаете, эту силу (поверхностное натяжение) можно как то уменьшить? (предположения детей)
Воспитатель: Давайте проверим. Для следующего опыта нам понадобится тарелка с водой, молотый перец (Обратить внимание, что перец нужно сыпать аккуратно. Перец можно заменить блёстками), а так же жидкость для мытья посуды и зубочистка.
Воспитатель: Для того, чтобы начать опыт, нам нужно определить план действий.
(Совместно с детьми) Сначала нужно налить воды в тарелку и насыпать на поверхность немного перца. Понаблюдать, что произойдет с перчинками. Затем зубочистку обмакнуть в жидкость для мытья посуды. И коснуться кончиком зубочистки поверхности воды. (Если дети затрудняются ответить, помочь им наводящими вопросами).
Воспитатель: Что случилось с перчинками?
Дети: Перчинки разбежались к краям тарелки.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло?
Предположения детей.
Подведение итогов опыта: Жидкость для мытья посуды уменьшает силу поверхностного натяжения воды. Частички воды разбегаются от того места, куда попала капля жидкости. Частички воды толкают перчинки к краям тарелки.
Воспитатель: Итак, мы можем утверждать, что силу поверхностного натяжения можно уменьшить.
Воспитатель: Ребята, удалось нам подтвердить правильность увиденного в мультфильме опыта?
Дети: Да.
Воспитатель: Так какой же мы с вами можем сделать вывод?
Дети: Поверхность жидкостей покрыта плёнкой. Это частички воды притягиваются друг к другу. Такое явление называется – сила поверхностного натяжения.
Воспитатель: Давайте попробуем вспомнить, где в природе встречается это явление?
Если дети затрудняются с ответом, подвести их к мысли, что водомерки передвигаются по поверхности воды, используя это свойство. А так же это свойство используется, когда мы пускаем мыльные пузыри.
3. Заключение:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть учёными и проводить опыты? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Мне тоже было приятно работать с вами, уважаемые коллеги. И по окончании нашей работы, я бы хотела вручить вам медали «За вклад в науку».
Всем большое спасибо. До новых встреч в нашей лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект – сценарий Совместной непосредственно – образовательной деятельности «Волшебница вода» Образовательная область «познание» Подготовительная группа
знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;Уточнять представления детей о том, что вода ва...
Конспект Непосредственно - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание» «Свойства воды и воздуха»
Формирование первых навыков рационального природопользования в процессе экспериментирования....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 5 в образовательной области познание (окружающий мир) Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Цели:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;- развивать навыки самостоятел...
Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие». Старшая группа.
Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие».Старшая группа....
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет («Вода», образовательная область «Познание»)
Познакомить детей с экологией...
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Удивительные свойства воды»
Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность...