Удивительные свойства воды. Образовательная область «Познание».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Конспект непосредственно образовательной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста).

Опыты с водой "Поверхостное натяжение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_murzinoy_e.v.1.docx664.85 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема «Удивительные свойства воды»

Образовательная область

«Познание»

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды».

Задачи:

  • создать условия для ознакомления со свойствами воды «поверхностное натяжение» (познавательное развитие);
  • создать условия для развития поисковой активности детей;
  • обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности;
  • создать условия для развития навыков взаимодействия.

Методические приемы:

1. словесный (беседа, ответы на вопросы)

2. наглядный ( просмотр мультфильма, иллюстрации, карточки-символы)

3.практический (проведение  опытов)

4. игровой

Оборудование: ноутбук (показ мультфильма «Фиксики» (о поверхностном натяжении воды), глубокие тарелочки, зубочистки, жидкость для мытья посуды, перец чёрный молотый (можно заменить блёстками), стаканы с водой, монетки (гайки, болты), белые халаты, шапочки «молекулы воды», карточки-символы.

Словарная работа: поверхностное натяжение, притяжение, поверхность

Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», просмотр видеоматериалов о водомерках.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Умение выдвигать  гипотезы, предположения, делать выводы, подводить итоги;
  • Накопление конкретных представлений о  воде и её свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

 Группа оформлена, как научная лаборатория. Отдельно стоит стол с ноутбуком, перед которым расставлены полукругом стулья.

Дети заходят в группу, становятся в круг.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас.

Ребята, я получила видеоролик, и мне хотелось бы обсудить его с вами. Вы согласны? (ответы детей). Тогда я предлагаю всем пройти в видеозал и занять свои места.

2. Основная часть:

Дети рассаживаются по местам. Просмотр мультфильма «Фиксики» (о силе поверхностного натяжения воды)

Воспитатель: Вам понравился мультфильм?  О чём он? (обсуждение просмотренного ролика).

C:\Users\User\Desktop\нод\молекула текучесть\icon-tap-water-symbol-37360895.jpgРебята, скажите, пожалуйста, что такое вода? (это жидкость). Раз это жидкость, значит, какое свойство  она имеет? (вода течёт).

Правильно, вода – это текучая жидкость.

 На доске выставляем карточку-символ. 

Раз вода текучая, почему же она в видеоролике  не сразу вылилась из стакана? (предположения детей). Как вы думаете, то, что мы с вами увидели в мультфильме, это научный факт или просто придуманный мультфильм? (предположения детей)

Воспитатель: А как мы можем это проверить? Правильно, повторить все увиденные опыты.

А кто и где проводит такие опыты? (предположения детей). Конечно же, опыты проводят учёные в научной лаборатории. Я предлагаю вам на время стать учёными. Согласны?

Дети и воспитатель проходят на середину группы

и надевают белые халаты.

Но, при проведении опытов нужно соблюдать некоторые правила.  Давайте вспомним их: (выкладываются графические модели)

- нельзя шуметь

- нужно выполнять всё аккуратно и осторожно

- помогать друг другу

C:\Users\User\Desktop\Fotolia_68743422_Subscription_Monthly_M.jpgC:\Users\User\Desktop\preduprejdenie.jpgC:\Users\User\Desktop\5390530_вектора-аудио-оратора-иконки-белый-интернет.jpg                             

                       

Воспитатель: Ну, что ж, уважаемые коллеги, прошу всех пройти в нашу научную лабораторию, для того, чтобы доказать или опровергнуть правильность полученной информации.

Воспитатель:  Мне хотелось бы сначала вместе с вами вспомнить, что же такое поверхностное натяжение? (ответы детей).

Правильно.

Поверхность воды и других жидкостей часто, кажется, покрыта плёнкой. Объясняется это тем, что крошечные частички жидкости особенно сильно притягиваются друг к другу на поверхности. Это явление называется поверхностным натяжением.

Воспитатель: Итак, посмотрите внимательно, что находится на наших столах и скажите, что понадобится нам для  проведения первого опыта?

Дети: Для проведения опыта нам понадобится стакан с водой и монетки. Воспитатель: А для чего нам нужна гуашь?

Дети: Чтобы было лучше видно, что произойдёт с водой, можно в воду добавить немного краски.

Воспитатель: Правильно. Итак, приступаем.

Проведение первого опыта.

Воспитатель: Что мы наблюдали?

Дети: Вода не выливается из стакана, а поднимается горкой.

Воспитатель: Почему?  (предположения детей)

Воспитатель: Её  удерживает тонкая плёнка  (сила поверхностного натяжения)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы доказали правильность полученной информации? (Ответы детей).

Дети: Да.

Воспитатель:  А чтобы лучше  понять, как это происходит, нужно представить, что каждый из нас молекула (частичка) воды. Давайте наденем шапочки и встанем в круг. А теперь возьмёмся крепко за руки и будем расходиться в стороны, насколько это возможно.

 Дети расходятся в стороны, стараясь не расцепить рук. Наступает момент, когда держаться за руки уже невозможно и круг распадается.

Воспитатель: Ребята, как бы мы с вами не старались, не расцепить рук, у нас это получилось?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так же и молекулы (частички) воды стараются удержаться на поверхности как можно дольше. Но когда это становится не возможно, вода выливается из стакана.

Воспитатель: Как вы считаете, эту силу (поверхностное натяжение) можно как то уменьшить? (предположения детей)

Воспитатель: Давайте проверим. Для  следующего опыта нам понадобится тарелка с водой, молотый перец  (Обратить внимание, что перец нужно сыпать аккуратно. Перец можно заменить блёстками),  а так же жидкость для мытья посуды и зубочистка.

 Воспитатель: Для того, чтобы начать опыт, нам нужно определить план действий.

 (Совместно с детьми) Сначала нужно налить воды в тарелку и насыпать на поверхность немного   перца. Понаблюдать, что произойдет с перчинками. Затем зубочистку обмакнуть в жидкость для мытья посуды. И коснуться кончиком зубочистки поверхности воды. (Если дети затрудняются ответить, помочь им наводящими вопросами).

Воспитатель: Что случилось с перчинками?

Дети: Перчинки разбежались к краям тарелки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло?

Предположения детей.

Подведение итогов опыта:  Жидкость для мытья посуды уменьшает силу поверхностного натяжения воды. Частички воды разбегаются от того места, куда попала капля жидкости. Частички воды толкают перчинки к краям тарелки.

Воспитатель: Итак, мы можем утверждать, что силу поверхностного натяжения можно уменьшить.

Воспитатель: Ребята, удалось нам подтвердить правильность увиденного в мультфильме опыта?

Дети: Да.

Воспитатель: Так какой же мы с вами можем сделать вывод?

Дети: Поверхность жидкостей покрыта плёнкой. Это частички воды притягиваются друг к другу. Такое явление называется – сила поверхностного натяжения.

Воспитатель: Давайте попробуем вспомнить, где в природе встречается это явление?

Если дети затрудняются с ответом, подвести их к мысли, что водомерки передвигаются по поверхности воды, используя это свойство. А так же это свойство используется, когда мы пускаем мыльные пузыри.

3. Заключение:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть учёными и проводить опыты? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Воспитатель: Мне тоже  было приятно работать с вами, уважаемые коллеги. И по окончании нашей работы, я бы хотела вручить вам медали «За вклад в науку».

Всем большое спасибо. До новых встреч в нашей лаборатории.

F:\Без имени-1.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект – сценарий Совместной непосредственно – образовательной деятельности «Волшебница вода» Образовательная область «познание» Подготовительная группа

знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;Уточнять представления детей о том, что вода ва...

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание» «Свойства воды и воздуха»

Формирование  первых  навыков  рационального  природопользования в процессе экспериментирования....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 5 в образовательной области познание (окружающий мир) Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цели:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;- развивать навыки самостоятел...

Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие». Старшая группа.

Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие».Старшая группа....

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...