Самоанализ занятия
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Самоанализ
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Самоанализ - это рефлексия собственной деятельности. Самоанализ проходит непосредственно после проведения конкурсного занятия.
Как правило, самоанализ занятия конкурсант готовит дома, по предложенной схеме, а затем зачитывает членам экспертной группы. И в данном случае конкурсной комиссией оценивается прежде всего не тот текст, который педагог старательно прочитал или даже выучил наизусть, а способность воспитателя проанализировать занятие сразу же после его проведения.
В этой связи при самоанализе занятия постарайтесь ответить на ряд вопросов:
- Какой был замысел, план занятия и почему?
- Выбор содержания и его целесообразность.
- Почему именно такая структура была выбрана для данного занятия. Оправдала ли она себя?
- Какие технологические приемы использовались для того, чтобы на занятии:
- актуализировать и обогатить субъективный опыт ребенка;
- стимулировать проявление инициативы и самостоятельности;
- создавать для ребенка ситуацию выбора заданий и форм их выполнения;
- строить взаимодействие на основе диалога и полилога;
- Какие средства и приёмы, использованные на данном занятии, оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? А какие нет? Почему Вы так считаете?
Что удалось, и не мене важно, что не удалось реализовать из задуманного Вами? Почему? Какие моменты занятия оказались наиболее удачными, «провальными» и почему?
Считаете ли Вы, что в этом занятии нужно было бы что-то изменить? Если да, то, что именно и почему?
Конкурсанту следует помнить, что на данном этапе конкурса оценивается не само занятие, а способность воспитателя к рефлексии собственной деятельности.
Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью игрового сюжета «Космическое путешествие на планету профессора Всезнамуса». Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: восстановление частично утраченного фото планеты, затрудняющее её успешный поиск в огромном космическом пространстве
Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был введен мультгерой - Профессор Всезнамус. На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности он помогает детям восстановить изображение своей планеты с помощью презентации «Задания профессора Всезнамуса». После каждого успешно выполненного детьми задания он восстанавливает часть изображения своей планеты.
Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.
В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкульминутка.
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.
Для решения учебных задач использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования, развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, плоскостные геометрические формы для моделирования.
Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийной презентации «Задания профессора Всезнамуса», интерактивной физкультминутки с космо-колобком, обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.
В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено выбрать звёздочку:
- выбор красной звездочки означал - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»
- выбор зелёной - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя»
По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:
- дети успешно справились с заданиями, решив проблемную ситуацию – получили изображение планеты профессора Всезнамуса и нашли ее в космическом пространстве, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;
- дети усовершенствовали навык решения задач на сложение и вычитание;
- дети усовершенствовали навык моделирования по схеме, по представлению, проявили творческое самовыражение
Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени - 30 минут.
Примерная памятка
для самоанализа занятия
- Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятия?
- Была ли проведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематикой этого занятия с предыдущим?
- Какие решались задачи:
а) образовательные;
б) воспитательные;
в) задачи развития;
г) была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь;
д) что являлось главным, стержневым?
- Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия
- Оцените содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснование выбранным методам обучения.
- В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обуче ния вы использовали?
- Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обес-печивалась работоспособность, заинтересованность детей в течение всего за нятия.
- Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению рассказывания по методике Воробьёвой В.К. в старшей группе детей с ОНР + самоанализ занятия
Тема: «Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе. Рыбак и бельчонок»...
Занятие в детском саду по теме "Профессии" и самоанализ занятия.
Обобщающее занятие по английскому языку в подготовительной группе детского сада по теме "Профессии" с самоанализом....
Занятие в детском саду по теме "Еда" и самоанализ занятия.
Обобщающее занятие в подготовительной группе детского сада по английскому языку по теме "Еда" с самоанализом....
Конспект итогового занятия по ФЭМП "Космический полёт" и самоанализ занятия.
Конспект итогового занятия по ФЭМП "Космический полёт" в подготовительной группе...
Самоанализ занятия "Переполох в стране математики" итоговое открытое занятие по математике в подготовительной группе
Самоанализ итогового открытого занятия "Переполох в стане математики"...
Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе. Тема занятия: «Буква М и звук м».
Образец самоанализа занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе....
Презентация занятия по конструированию из металлического конструктора "Самокат для смешариков" + конспект занятия + самоанализ занятия
Фотоотчёт открытого занятия по конструированию из металлического конструктора + конспект занятия + самоанализ занятия...