Материалы и оборудование познавательно-исследовательской деятельности.
статья (старшая группа) на тему
Материалы и оборудования, необходимые для проведения исследовательской работы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_i_oborudovanie_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы и оборудование познавательно-исследовательской деятельности
Общие основания подбора материала
Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.
В подборе материала необходимо учитывать характер познавательно-исследовательской деятельности на каждом этапе дошкольного детства. Зарождается в раннем детстве и представляет собой простое, как будто «бесцельное» (процессуальное), экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, простые орудийные действия.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность характеризуется познавательными мотивами – осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
Материал для познавательно-исследовательской деятельности детей можно разделить на следующие типы:
- объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальном действии;
- образно-символический материал;
- нормативно-знаковый материал.
К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов.
- материалы для сенсорного развития (М. Монтессори),
- объекты для сериации и т.п.,
- предметы-головоломки,
- «проблемные ящики»,
- природные объекты (коллекции минералов, плодов и семян растений).
К образно-символическому материалу относятся:
- «наглядные пособия»,
- наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.,
- графические модели (менее конкретные, абстрактные),
- иллюстрированные схемы-таблицы,
- графические «лабиринты»,
- условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.),
- иллюстрированные издания познавательного характера,
- классификационные схемы
- коллекционный материал (коллекции монет, марок и т.п.).
К нормативно-знаковому относятся:
- материал языковых и числовых знаков – это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики.
Здесь, как и везде, работает принцип постепенного усложнения материала.
В возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.
В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место.
В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.
В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
для 1-2 младших групп:
- мозаичность размещение в спокойных местах группы,
- часть на специально отведенном столе,
- часть выдается воспитателем непосредственно перед началом деятельности,
- рекомендуется весь материал разделить на порции и периодически менять для поддержания интереса.
для среднего возраста:
- стол для исследований, где вокруг умещаются несколько детей,
- полка с соответствующим материалом,
- образно-символический и знаковый материал в коробках с метками в свободном доступе.
для старшего и подготовительного возраста:
- размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах:
- уголок экспериментирования (рабочий стол и полка с сопутствующим материалом),
- образно-символический материал в коробках на открытых полках шкафа,
- иллюстрированная познавательная литература в свободном доступе,
- нормативно-знаковый у магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа,
- большие карты, иллюстрированные таблицы и т.п. на стенах группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности ( материалы для изобразительной деятельности).Из проекта Федеральные государственные требования к созданию предметно- развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы
Примерный набор материалов и оборудования для средней группы.Для рисования.*Набор цветных канандашей 24 цвета на каждого ребенкаНабор фломастеров 12 цветов на каждого ребенкаНабор шариковы...
Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка четвёртого года жизни.
Советы родителям и воспитателям ДОУ (2 младшая группа) по организации полноценной предметно- развивающей среды....
Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка третьего года жизни.
Рекомендации родителям и воспитателям ДОУ ( 1 младшая группа) по созданию предметно- развивающей среды для ребёнка 2-3 лет.Перечень необходимых и достаточных игрушек, их кол-во и функциональные параме...
Материалы и оборудование для двигательной деятельности детей раннего возраста
Материалы и оборудование для двигательной деятельности детей раннего возраста...
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Все необходимое для трудовой деятельности детейвсех возрастных групп. Материал разработала преподаватель педколледжа №14 Мельникова Н.Я....
Материалы и оборудование для изобразительной деятельности в детском саду
Материалы и оборудование для изобразительной деятельности в детском саду...
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Оборудование для хозяйственно-бытового труда детей. Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в уходе за помещением и вещами, которые имеются в группе и на участке, а также дежурить п...