консультация для педагогов
консультация на тему
на тему"Чтение художественной литературы дошкольниками. подходы к пониманию и формы реализации."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Комитет по образованию и делам молодежи Алтайского края.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детского сада «Вишенка».
Консультация для воспитателей
на тему: «Чтение художественной литературы дошкольниками. Подходы к пониманию и формы реализации»
Подготовила:
Казанина Ю.С.
с. Алтайское
2014
Образовательная область «Чтение художественной литературы» должна быть направлена на достижение такой цели, как формирование интереса к чтению (к восприятию) книг и потребности в них через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-развитие литературной речи;
-приобретение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Подобное представление о целевой направленности чтения дошкольниками художественной литературы требует от специалистов скорректировать представление о самом понятии чтение дошкольников.
Чтение традиционно понимается как воспроизведение ребенком вслух печатного слова (текста). Обучение к чтению вслух - это не только обучение к чтению, сколько обучение устной речи и развитие артикуляционного аппарата.
В процессе слушания того, что читают взрослые, у ребенка включаются три из четырех сфер читательской деятельности:
- эмоции
-воображение
- реакция на содержание текста
Четвертая сфера, то есть реакция на художественную форму, у детей 5-7 лет практически не вовлекается в процесс чтения.
Однако даже три сферы читательской деятельности, задействованные при восприятии старшими дошкольниками текста, который читает взрослый, говорят о том, что они вовлекаются не в процессе слушания, а скорее в процессе чтения. Вид речевой деятельности , когда текст воспринимается на слух и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием.
Безусловно, чтению-слушанию детей надо учить, и старший дошкольный возраст мы рассматриваем как сенсетивный для решения этой задачи, многие беды в будущем освоения курса школьной литературы коренятся именно в том, что в старшем дошкольном возрасте ребенка учили воспринимать художественный текст как художественный.
Сегодня стоит задача преодолеть прагматический подход к чтению художественной литературы дошкольников. При этом под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а «читательское» восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания). Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как понимание текста – качество читателя. С одной стороны, имеющее возрастную специфику, а с другой- развивающееся(за редким исключением) только в условиях специально организованных форм читательской деятельности(семейное чтение, чтение-беседа и т.п.).
Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребенок, владеющий в той или иной степени техникой чтения, умеющий артикулировать написанное, но, возможно, уже потерянный для чтения(читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить).
В настоящее время предложено актуальное соотнесение содержания общеречевого, и читательского в частности, развития детей.
Дошкольники: «взрослые обеспечивают ребенку возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребенком взрослый побуждает его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи(обмену информацией, мнениями, планированию индивидуальной и совместной деятельности, обсуждению событий, общих дел) в процессе общения ребенка с другими детьми…идет приобщение детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания. Благодаря этому у ребенка развиваются способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов».
Младшие дошкольники: «восприятие литературных текстов обеспечивает ценностно-эстетическое развитие личности и препятствует превращению литературы в чисто познавательный предмет».
Существует еще один подход к решению задачи чтения художественной литературы дошкольниками, который полностью соответствует положениям ФГТ: совместное медленное чтение.
Очень важно что бы взрослые читали художественные произведения детям в режиме медленного чтения (с остановками для комментариев, включения воображения, усиления и уточнения эмоций и пр.).
Последовательность шагов совместного медленного чтения детей и взрослых (в том числе родителей) продиктована в первую очередь особенностями читательской деятельности и включает в себя четыре обязательных этапа.
Первый этап. Рассматривание книги с ребенком (детьми). Обсуждение названия текста, иллюстраций. Беседа о том какие вопросы возникли, на что вы обратили внимание и пр. Главный результат этапа - возникновение желания прочитать книгу.
Второй этап. Чтение текста взрослым в режиме медленного чтения. ( Взрослый на этапе первичного чтения читает текст с возможными – не обязательными! – остановками, иногда что-то комментируя, иногда задавая упреждающие вопросы, иногда фиксируя читательскую «эстетизированную» эмоцию.) главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Задача остановок – помочь маленькому читателю «войти» в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция самого ребенка на чтение взрослого. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после комментариев взрослого и ответов на вопросы ребенка его начало надо перечитать повторно.
Третий этап. Обсуждение прочитанного. Делать это можно по -разному:
- предложите коротко рассказать, в чем суть текста. Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за неудачи, торопить его;
- можно поиграть в «правда – неправда» . Ребенок отгадывает , где правда, а где ложь в ваших утверждениях, например: «солдат сварил кашу из топора? Каша была овсяная?»; «посадил дед репку? выросла репка большая – пребольшая? И вытащил дед репку?». свои ответы ребенок должен обосновать;
- можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики.
Четвертый этап. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий (по выбору):
- можно разыграть рассказ в лицах. Детям будет проще, если взрослый говорит за автора, а они от лица героев. Представление можно показать другим ребятам, домашним и т.п.
- близко к этому и задание по «оживлению» иллюстрации, инсценировка одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы и т.п.
- если ребенку трудно разыгрывать сюжет, можно предложить ему нарисовать «мультик» с помощью взрослого он вспомнит и нарисует хотя бы схематично основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует «озвучить» мультфильм;
- чаще предлагайте задание на свободное рассказывание, пересказ с использованием иллюстраций и иных зрительных опор;
- детям с хорошим чувством юмора, воображением можно предложить придумать какие -то необычные варианты развития сюжета;
- при работе со стихотворным текстом полезно заняться декламацией, хоровым чтением.
Главное на этом этапе - взрослый(воспитатель, родитель) должен понять, на какие сферы читательской деятельности(эмоции, воображение, реакция на содержание) в первую очередь воздействует художественное произведение. Так, если текст «включил» воображение детей-читателей, то вряд ли целесообразно беседовать о событиях, героях. Гораздо эффективнее инсценировать прочитанное , совершить заочное путешествие, нарисовать карту, изготовить костюмы и т.д.
Однако не только последовательность шагов при работе с текстом обеспечивает успешность использования данной технологии. Чрезвычайно важным является аналитический характер чтения текста (ребенком, взрослым).
Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст,- вот задача, которую необходимо решать на втором этапе работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматривается нами как основные приемы анализа текста, обеспечивающие подобное погружение в текст читателей самого разного возраста. Неслучайно именно на них ставится в технологии особый акцент.
Преемственность в использовании данной технологии работы с текстом обеспечивает развитие таких сторон читательского развития, как:
- эмоциональная отзывчивость(активность читательских чувств и точность улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору);
-активность и объективность читательского воссоздающего и творческого воображения;
- постижение содержания произведения на репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев) и синтезирующем (концепция произведения в целом) уровнях;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Конечно же, на каждой ступени образования появляются свои специфические задачи чтения художественной литературы, и важно, чтобы они ставились и эффективно решались в том числе и на этапе дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...