Детско-родительский проект "Календарно-обрядовые праздники в детском саду"
проект на тему
Проект направлен на знакомство и приобщение детей к фольклорному наследию русского народа через совместную деятельность детей, родителей и сотрудников детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-roditelskiy_proekt_kalendarno-obryadovye_prazdniki.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительский проект
«Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
Тип проекта – творческо-информационный
Продолжительность проекта: октябрь-июнь
Участники проекта: дети 1 подготовительной, 1старшей и 1младшей групп, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить.
Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Постановка проблемы
Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, снимают страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Задачи:
-Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
-Расширять представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
-Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
-Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
-Развивать воображение, творческие и актерские способности.
-Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
-Вовлекать родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.
В результате реализации проекта:
-Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) поможет преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;
-возникнет активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.
-у детей будут сформированы основы актерского мастерства, коммуникативные способности.
-дети создадут календарь народных праздников из своих работ
-воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.
-родители станут активными участниками.
Оборудование:
• компьютер,
• магнитофон,
• принтер,
• сканер,
• мультимедиа,
• фотоаппарат.
1 этап - Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
2 этап - Основной
А).Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников
-о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах
-фольклорных праздниках и обрядах
-знакомство с различными формами устного народного творчества
Б). проведение народных праздников:
-Покров –встреча зимы
-Рождественские колядки
-Изготовление атрибутов колядования совместно с родителями
-Интегрированное занятие «Русская изба»
-Ярмарка народных игр
- Эх, да Масленица!
-Пасха (народные игры, выставка пасхальных яиц)
-Благовещение или встреча весны
-Троица-праздник русской березки
В). Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по
проблеме
3. Заключительный
-Обобщение результатов работы;
-Анализ деятельности;
-Презентация итогов работы
-Информация на сайте детского сада
план мероприятий
этап
| мероприятия | сроки | ответственный |
Организационно-подготовительный | -анкетирование воспитателей -анкетирование родителей -мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей | октябрь | музыкальный руководитель воспитатели |
Основной | Тематическое занятие «Покров – встреча зимы» | октябрь | музыкальный руководитель Коннова А.Д. |
Консультация и мастер-класс для воспитателей «Хороводы как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» | ноябрь | музыкальный руководитель | |
Интегрированное занятие «Русская изба»(особенности русской избы, понятия сенцы, горница, красный угол…) 1старшая группа | декабрь | музыкальный руководитель Гринева И.С. Коннова А.Д. | |
Рождественские колядки (беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, разучивание рождественских колядок, русских народных игр, знакомство с костюмами ряженных, народными шумовыми инструментами) | январь | музыкальный руководитель воспитатели родители | |
Консультация для воспитателей 1мл.гр. «Народные потешки, песенки и игры для младшего дошкольного возраста» Развлечение «Как у наших у ворот» (изготовление элементов костюмов, атрибутов) | февраль | музыкальный руководитель Григоренко А.Н. Шарина Д.В. родители | |
Развлечение «Ярмарка народных игр» 1мл.гр. Эх, да Масленица !(русские гулянья, беседы о празднике Масленица, о традициях, обрядах. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.) | март | музыкальный руководитель Григоренко А.Н. Шарина Д.В. воспитатели. | |
Пасха (Знакомство с праздником, обрядами, играми, поверьями, обычаями. Раскрашивание пасхальных яиц) Благовещение или встреча весны (знакомство с обрядами, играми, песнями, изготовление птиц) | апрель | музыкальный руководитель воспитатели ст. и подгот. групп родители | |
Троица – праздник русской березки (разучивание хороводов, игр, знакомство с обрядами, изготовление элементов костюмов и атрибутов) | май | музыкальный руководитель воспитатели ст. и подг. групп | |
Заключительный | Мониторинг творческих способностей Презентация проекта «Народные праздники в детском саду» Информация на сайте детского сада | май-июнь | музыкальный руководитель воспитатели |
В результате реализации проекта:
-Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) поможет преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;
-возникнет активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.
-у детей будут сформированы основы актерского мастерства, коммуникативные способности.
-дети создадут календарь народных праздников из своих работ
-воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.
-родители станут активными участниками.
-установятся партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....
Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет
Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...
Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи.
Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи....
Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности де...
Статья «Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи»
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ....