Проект во второй младшей группе "Секреты сундучка"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Куцеволова Людмила Владимировна

Проет во второй мдадшей группе по сказкам "Секреты сундучка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sekrety_sunduchka.doc787 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 71»

Проект во второй младшей группе

«Секреты сундучка»

Автор проекта: Куцеволова Л.В.

Паспорт проекта

Тип проекта: художественно- эстетический

По доминирующему методу: творческий

По содержанию: межпредметный

По характеру контактов: внутри группы

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: долгосрочный (один год)

По характеру контактов: осуществлялся внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй, внутри ДОУ.

По характеру участия воспитанника: участник от зарождения идеи до получения результата.

  Актуальность проекта:  многие ли взрослые могут спеть своему ребёнку настоящую колыбельную?  Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своём доме красивую детскую книжку, репродукции картин  великих мастеров, слышат светлую мелодичную музыку? К сожалению, таких домов всё меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать своё насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с  раннего детства.

Устное народное творчество – это богатство каждого народа. Сказки, поговорки, потешки, пословицы, частушки, колыбельные песни, кричалки, заклички и другие. Если ребенку грустно, у него плохое настроение, он плачет, то веселый стишок, шутка, потешка, прибаутка поднимет ему настроение, поможет успокоиться. Дети очень любят различные сказки. Ребенок начинает знакомиться с сказкой очень рано. Мама читает сказку малышу, потом он смотрит мультикационные сказки, слушает аудиосказки, а в дальнейшем читает их сам. Слушая увлекательный рассказ, дети испытывают различные чувства. Ребенок, сопереживает герою, исмпытывает чувство радости, печали. Подобранная в соответствии с возрастом хорошая сказка, может оказать огромное воспитательное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли о том, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в этом направлении.

        Проблема:

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

       Цель:

Способствовать развитию духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей через ознакомление с устным народным творчеством

      Задачи:

  1. Привить детям любовь к русскому фольклору, развивать умение понимать смысл народных произведений (потешек, сказок, песенок)
  2. Развить систему духовно-нравственных ценностей личности ребенка через устное народное творчество.
  3. Привлечь родителей к использованию устного народного творчества в воспитании своих детей

Предполагаемый результат :

  1. Обогащение читательского опыта за счет произведений русского фольклора (сказок, потешек, песенок, считалочек, присказках)
  2. Формирование понимания значения доброго слова в жизни человека
  3. Развитие восприятия красоты русской природы
  4. Побуждение родителей к использованию устного народного творчества при воспитании своих детей

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

Мероприятия

Цель

Изучение литературы по теме

Повышение компетентности педагога

Создание развивающей среды

Обеспечение условий для успешной реализации проекта

Ознакомление родителей с планом проекта

Вовлечение родителей к работе по реализации проекта

Разработка и проведение диагностики  уровня знаний устного народного творчества у детей

Выявление уровня знаний русского фольклора

           

        2 этап – практический

Мероприятия

Цель

Реализация плана проекта

Обеспечение работы с детьми в рамках проекта

Привлечение родителей к участию в работе проекта

Вовлечение родителей к работе над проектом

Фотоотчет по проекту

Обеспечение наглядности по работе над проектом.

         3 этап – аналитический

Мероприятия

Цель

Проведение итоговой диагностики по результатам работы над проектом

Выявление динамики уровня знаний устного народного творчества

Составление отчёта по реализации и результатам проекта

Анализ проделанной работы, распространение педагогического опыта

План реализации проекта

Месяц

Мероприятия

Цель

Работа с родителями

Октябрь

1 Рассказ детям о устном народном творчестве

Познакомить детей с устным народным творчеством

Беседа с родителями о целях и задачах проекта

2 Разучивание потешки «Водичка, водичка…» (с элементами драматизации)

Направить детей на восприятие красоты и певучести русского народного слова, развивать умение выполнять подражательные движения в соответствии с текстом потешки

Анкетирование родителей на предмет использования устного народного творчества в семье

3 Прослушивание и подпевание песенкам «Солнышко, вёдрышко!» и «Березонька белая»

Вызвать желание подпевать русским народным песням, развивать знания о хороводах

Изготовление папки-передвижки «Разучите с детьми»

4.Конструирование «Волшебный сундучок»

Привлечь детей с проекту

Привлечение родителей к проекту, помощь в изготовке «сундучков»

5.Совместная деятельность по рисованию по мотивам потешки «Ладушки, ладушки…»

Развивать умение изображать образы из устного народного творчества

 6.Прослушивание русских народных мелодий, песен

7.Беседа «Нужно ли слушаться взрослых»

Научить детей внимательно слушать взрослых

8.Выставка книг «Наши лучшие друзья – книги»

Ноябрь

1.Экскурсии в музей

Учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

2.П. /игра «Зайцы и волк».

П. /игра «Гуси».

П. /игра «Воробушки и кот».

3.Изготовление макета " Русская изба"

4.Беседа «Моя страна, чем богата»

5.Составление мини-рассказов «Кем я хочу стать»

Привлечение к профессиям  поэта, писателя.

6.Заучивание стихотворений про транспорт

7.Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Буратино», «Курочки»,

Декабрь

1 Чтение с показом настольного театра сказки «Зимовье зверей»

Развитие читательского опыта за счёт р/н сказок

Консультация для родителей по теме «Привитие детям любви к устному народному творчеству»

2 Лепка «Снежный ком»

Развитие изобразительных навыков через лепку русско-народных образов

Привлечение родителей к участию в педагогической копилке «А у нас в семье…» (Делиться любимыми в семье произведениями русского фольклора)

3 Драматизация песенки «Еду, еду к бабе, к деду»

Развитие творчества, воображения

4 Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока»

Развитие умений сопровождать свои игровые действия устным народным творчеством

5.Чтение сказки «Мороз и заяц»

6.Аппликация «Зайка»

7.Выставка рисунков «Зимушка-зима»

Январь

1.Рассматривание тематического альбома «Устное народное творчество» (иллюстрации к потешкам, песенкам, сказкам)

Расширение знаний о устном народном творчестве, повторение знакомых потешек, песенок, сказок)

Привлечение родителей к изготовлению костюмов для развлечения «Курочка-Рябушечка»

2.Чтение с показом сказки «Репка»

Обогащение читательского опыта за счет р/н сказок

Фотоотчёт для родителей по теме проекта

3.Составление из фигурок настольного театра сказок «Репка» и «Курочка Ряба»

Применение полученных знаний в своей игровой деятельности

4.Развлечение «Курочка-рябушечка»

Развитие умений использовать знания о устном народном творчестве в различных видах детской деятельности

5.Беседа «Береги книгу»

Приучить детей беречь книги

6.Заучивание потешки «Заинька попляши», «Божья коровка», «Кисонька-мурысонька»

Привлекать интерес к потешкам

7.Рисование своих любимый книжных персонажей

Консультации на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»

8.«Песенка паровозика «Ромашкино»,

Февраль

1.Пальчиковая гимнастика Железновой

2. Хоровод «Гори, гори ясно».

Учить детей ходить по кругу

3 Игра «Угадай героя сказки»..

Изучение знаний детей сказок

4.Чтение сказки «Теремок»,

Инсценировка сказки "Теремок"

Привлечение родителей в изготовление костюмов

5.Слушание русских народных песен

5.Лепка «Теремок»

6.Оформление фотоальбомов с видовым разнообразием животного мира:  Птицы: попугай, снегирь, сова, дятел, щегол, дрозд, синица, петух, курица  Звери: кошка, лошадь, собака, тигр, олень, лиса, песец, медведь (бурый, белый), волк, куница, хорек, ежи, заяц, кролик, морские свинки, хомяки, мыши, лягушка,

жаба, черепаха, крокодил

Помощь родителей в оформление фотоальбомов

Март

1.Чтение сказки «Маша и медведь»

2. Рисование сюжетов из сказок

Закрепление прочитанного

Помощь в выставке

3. Изготовление шумовых инструментов

4.Рассматривание иллюстраций. Знакомство с творчеством Васнецова.

5. «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк»

Мастер класс для родителей " Как сделать тряпичную куклу

6.Просмотр мультфильмов по прочитанному

Изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра, би-ба-бо

Апрель

1.Слушание аудио – сказки «Волк и семеро козлят»

Памятка для родителей:

«Правила чтения книг ребенку»

2.Выставка иллюстраций "Наши любимые сказочные герои".

3.Пластилинография с использованием дополнительного материала «Рукавичка» по мотивам сказки «Рукавичка»

Организация книжной выставки.

4.Дидактические игры: «Собери сказку из частей», «Из какой сказки»

5.Проведение бесед на темы: "Я и моё имя", "Предметы русской старины", "Во что играли наши бабушки".

 Организация совместного занятия с родителями «Путешествия в страну сказок»

6.П./Игра «Воробушки и кот».

7.«Разукрась героя сказки»

8. Лепка «Мисочка для трех медведей»

9. «Кроватка для Мишутки».

Май

1. Придумывание сказок с детьми.

Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

2.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

Чтение сказок с детьми.

3.Изучение пословиц, поговорок

Придумывание сказок с детьми дома.

4. Пение детских песенок

5.Показ кукольного театра «Кот, лиса и петух»

6.Развлечение «Сказка в гости к нам пришла»

7.Рисование «Животные в сказках»

 

8.Выставка рисунков

Обеспечение проектной деятельности:                                                                

Методическое:

1.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

Игровая мотивация:

Во время ознакомления детей с художественной литературой, через приход Бабушки – сказочницы знакомить детей с русскими народными сказками (кто пишет р.н. с., кто их передаёт из поколения в поколение)  - названиями, содержанием, обсуждением героев сказок, выделяя положительные и отрицательные черты.

Выводы и практическая значимость проекта 

Знания, полученные детьми развивают в них чувства, позволяющие сопереживать и понимать прекрасное, способность овладеть национальной культурой .Большинство детей проявили доброжелательное отношение к русским сказкам, как национальной культуре, соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше. Работа по проекту позволила расширить кругозор детей о традиционной культуре и обогатить речь живым русским словом.

Приложение

Итоговое мероприятие:

 Игра – драматизация  по сказке «Теремок» и художественное творчество  пластилинография - налеп стен «Теремка», украшение горохом и гречкой. (Предварительная работа – аппликация  крыша и окошко теремка)

Цель: Развивать память детей, умения отгадывать названия русских народных сказок, по загадке и наглядной картинки сказки. Формировать умения детей передавать своего персонажа сказки «Теремок», речью, мимикой, жестами и действиями. Развивать навыки работы с пластилином в создании теремка: отщипывать небольшой кусочек от целого и путём размазывания пальцем заполнить контур  предмета, не вылезая за контур. Развивать моторику пальцев рук, используя горох и гречку для украшения домика. Воспитывать интерес к сказкам, аккуратность в работе с пластилином.

Ход: Приход Бабушки – сказочницы: «Здравствуйте , вы меня узнали? А пришла я не одна, я друзей вам привела! Встречайте их!»  Входят   персонажи сказки «Теремок».  «А с собой я принесла сундучок с сюрпризами. Вот первый сюрприз:  Много сказок я вам рассказала, много показала. Сказки просят, а сейчас, вы, друзья, узнайте нас!» (достаю картинки – фрагменты сказок и читаю загадку, дети отгадывают:

  1. На сметане мешен, на окошке стужон,

Круглый бок, румяный бок, покатился …колобок.

  1. Ах ты Петя – простота,

сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко («Кот, петух и лиса»)

  1. А дорога далека,

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок (« Маша и медведь»)

  1. В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные,

Реченька, спаси меня,

 Ты спаси меня и братца («Гуси – лебеди»)

  1. Возле леса у опушки,

 Трое их живут в избушке,

Там три стула и три кружки,

 Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

 Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

Бабушка – сказочница: Молодцы, все мои загадки отгадали, сказки все узнали.

Давайте отдохнём и построим дом для гнома:

1, 2, 3, 4, 5,(повороты вправо, влево, руки на поясе),

 будем строить и играть ( приседания),

дом большой, высокий строим (руки вверх, на носочки),

окна ставим, крышу кроем (показываем руками окно, руки над головой – имитация крыши),

вот какой красивый дом (руки перед собой, показывая на дом),

будет жить в нём старый гном (хлопки руками)

Бабушка – сказочница: А теперь, дорогие зрители,

 Сказку посмотреть, не хотите ли?

В любой сказке есть свой прок

Девочкам и мальчикам урок.

Игра – драматизация сказки «Теремок».

Бабушка – сказочница: Сделайте в подарок «Теремки»  для моих сказочных героев. Вы уже начали работу, я знаю, давайте продолжим. Вот ваши теремки (раздаю работы детей). Предлагаю образец работы, который должен получиться. Чем закрашены стены теремка? Правильно пластилином, отщипываем маленький кусочек и размазываем по  стенам, не выходя за контур. Когда всю стену закрасите пластилином, можно украсить горохом или гречкой, которые стоят у вас в тарелочках.

Самостоятельная деятельность детей. Бабушка – сказочница оказывает помощь по мере необходимости, напоминание, использует показ образца и т. д.

Оценка от Бабушки – сказочницы: Молодцы, очень постарались. За это вот вам мой сюрприз из сундучка – новые книжки со сказками и угощение (конфеты).

Прощание и уход Бабушки – сказочницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Сундучок сказок"

Задачи:Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать свои знания).Упражнять детей в...

Краткосрочный познавательно-игровой ПРОЕКТ во второй младшей группе «СУНДУЧОК СКАЗОК»

Познавательно-игровой ПРОЕКТ для детей младшего дошкольного возраста по обобщению знаний о русских народных сказках «СУНДУЧОК СКАЗОК»...

Перспективное планирование проекта во второй младшей группе "Этот удивительный космос" проект (младшая группа)

Цель проекта: формирование у детей знаний и представлений о космосе.Задачи проекта:Образовательная: дать знания детям о российском празднике — День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Сундучок сказок"

Итоговое интегрированное занятие по развитию речи. Вспомнить с детьми знакомые сказки с опорой на иллюстрации. Воспитывать наслаждение и любовь к сказкам. В гости к детям приходит Бабушка-сказочница. ...

Проект во второй младшей группе «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»

В последние годы наблюдается резкое снижение развития речи у детей.У многих имеютя нарушения речи.Дети, которые плохо говорят становятся замкнутыми, молчаливыми, отстают в своем развитии.В своей стать...

Краткосрочный познавательно-игровой ПРОЕКТ во второй младшей группе «СУНДУЧОК СКАЗОК»

Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает гл...

Итоговое занятие во второй младшей группе «Сундучок с сюрпризом»

Программное содержание:- Закреплять знания детей о частях суток;- Уточнить знание детей о весне и её признаках;- Вспомнить русскую народную сказку «Три медведя», в каких сказках присутству...