Самый эффективный метод наблюдения на прогулке
статья по окружающему миру на тему

Робонен Виктория Сергеевна

Статья посвящена вопросам организации наблюдений на прогулке с дошкольниками. Автор показывает, что нетрадиционные виды наблюдений на прогулке являются более эффективными ,по сравнению с традиционными, поскольку в них наблюдается всесторонее развитие личности ребёнка ( как с эмоциональной, так и с интеллектуальной точки зрения). Предложенные автором наблюдения-квесты позволяют по-настоящему привлечь  внимание дошкольников , а возможность исследовательской деятельности в игровом формате способствует развитию мышления детей. Знания, полученные самостоятельно ( а не по определенной заученной схеме), прочно фиксируются в памяти дошкольников , что побуждает их в дальнейшем с огромным интересом узнавать окружающий мир и явления, происходящие в нём .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:


«Самый эффективный метод проведения наблюдений на прогулке »

Известно, что 21 век признан международной организацией ЮНЕСКО информационно-экологическим. Это позволяет говорить о приоритетности экологического образования детей, в основе которого , по словам генерального директора ЮНЕСКО, заместителя министра образования  и науки Испании Федерико Майора  должно быть «Глобальное Воспитание».

Дошкольный возраст — важнейший в развитии экологической культуры ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности; приобретенные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Однако экологическое образование только в том случае окажет заметное влияние на образ действий ребенка, если охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу.

В настоящее время в экологическом образовании дошкольников наметился целый ряд прогрессивных тенденций, а именно расширились рамки экологического воспитания от ознакомления детей с природой к воспитанию экологического мировоззрения на современном уровне; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, используются разнообразные формы и методы экологического образования в зависимости от местных условий, наличия кадров и материальных ресурсов.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Одной из основных форм экологического образования дошкольников является прогулка. В ходе прогулки возможна интеграция сразу всех 5 образовательных областей, но мы остановимся именно на « Познавательном развитии» , так как именно в этой области решаются задачи экологического образования в процессе прогулок через организацию различных видов наблюдений. Наблюдения на прогулке имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную детскую деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Наблюдения на прогулке доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании.

Традиционные наблюдения на прогулке , которые являются основным видом наблюдения в повседневной жизни педагога и воспитанников  , ориентированы больше на память , чем на развитие мышления , то есть перед дошкольниками стоит задача запомнить ту информацию, которую предоставляет им педагог.  В том числе , традиционные наблюдения мало способствуют развитию творчества и самостоятельности , в недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации.

Но существуют также и нетрадиционные виды наблюдений , которые  к сожалению еще в недостаточной степени приобрели свою популярность в дошкольном образовании . Однако для того , чтобы решить педагогическую задачу современности , а именно научить ребенка учиться, необходимо время от времени использовать нетрадиционные способы познания окружающей действительности , поскольку только в этом случае у дошкольников появляется интерес и желание исследовать и развиваться как с творческой точки зрения , так и интеллектуально .  

Существуют ,безусловно, различные нетрадиционные виды наблюдений на прогулке , однако сегодня хотелось бы остановиться на наблюдениях- квестах.

Наблюдения- квесты представляют собой форму взаимодействия педагога и детей , способствующую формированию умения решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов чрез реализацию определенного сюжета.

Квест- наблюдение имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется  через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка. Образовательный процесс может быть организован  в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так  и коллективным.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание  атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру  разнообразных  заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих  задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Также большое значение имеет вариативность наблюдений-квестов, которые способствуют обучению детей в умении находить решение задачи различными способами, что естественным путём развивает их смекалку и сообразительность .

В квестах можно выделить такие виды , как :

линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;

штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;

кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

А структура наблюдения-квеста представляет собой следующую последовательность:

Пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.

Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.

Эпилог. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.

Педагогами и психологами давно доказано, что  хорошо организованная игра сама по себе -  лучшее средство достижения детьми  эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических  сил. Игра, носящая  непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

Таким образом, хочется подвести итог и отметить , что до сих пор актуальными остаются поиски эффективных стратегий и технологий экологического образования старших дошкольников. Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. И применение нетрадиционных видов  наблюдений , таких как квесты , вполне могут послужить отправной точкой для решения данной проблемы , поскольку они достаточно эффективны и оправдывают себя, особенно если применять их в совокупности с обычными наблюдениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».

Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...

Наблюдение на прогулке как основной метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны неп...

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...

Наблюдение на прогулке как метод развития речи у детей младшего возраста.

Консультация на тему "Наблюдение как метод развития речи у младших дошкольников"...

О ПОДБОРЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному ф...

Наблюдение - один из методов наблюдения на прогулке.

Из методической разработки вы узнаете как применить метод наблюдения на прогулке....