Самый эффективный метод наблюдения на прогулке
статья по окружающему миру на тему
Статья посвящена вопросам организации наблюдений на прогулке с дошкольниками. Автор показывает, что нетрадиционные виды наблюдений на прогулке являются более эффективными ,по сравнению с традиционными, поскольку в них наблюдается всесторонее развитие личности ребёнка ( как с эмоциональной, так и с интеллектуальной точки зрения). Предложенные автором наблюдения-квесты позволяют по-настоящему привлечь внимание дошкольников , а возможность исследовательской деятельности в игровом формате способствует развитию мышления детей. Знания, полученные самостоятельно ( а не по определенной заученной схеме), прочно фиксируются в памяти дошкольников , что побуждает их в дальнейшем с огромным интересом узнавать окружающий мир и явления, происходящие в нём .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самый эффективный метод проведения наблюдений на прогулке »
Известно, что 21 век признан международной организацией ЮНЕСКО информационно-экологическим. Это позволяет говорить о приоритетности экологического образования детей, в основе которого , по словам генерального директора ЮНЕСКО, заместителя министра образования и науки Испании Федерико Майора должно быть «Глобальное Воспитание».
Дошкольный возраст — важнейший в развитии экологической культуры ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности; приобретенные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Однако экологическое образование только в том случае окажет заметное влияние на образ действий ребенка, если охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу.
В настоящее время в экологическом образовании дошкольников наметился целый ряд прогрессивных тенденций, а именно расширились рамки экологического воспитания от ознакомления детей с природой к воспитанию экологического мировоззрения на современном уровне; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, используются разнообразные формы и методы экологического образования в зависимости от местных условий, наличия кадров и материальных ресурсов.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Одной из основных форм экологического образования дошкольников является прогулка. В ходе прогулки возможна интеграция сразу всех 5 образовательных областей, но мы остановимся именно на « Познавательном развитии» , так как именно в этой области решаются задачи экологического образования в процессе прогулок через организацию различных видов наблюдений. Наблюдения на прогулке имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную детскую деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Наблюдения на прогулке доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании.
Традиционные наблюдения на прогулке , которые являются основным видом наблюдения в повседневной жизни педагога и воспитанников , ориентированы больше на память , чем на развитие мышления , то есть перед дошкольниками стоит задача запомнить ту информацию, которую предоставляет им педагог. В том числе , традиционные наблюдения мало способствуют развитию творчества и самостоятельности , в недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации.
Но существуют также и нетрадиционные виды наблюдений , которые к сожалению еще в недостаточной степени приобрели свою популярность в дошкольном образовании . Однако для того , чтобы решить педагогическую задачу современности , а именно научить ребенка учиться, необходимо время от времени использовать нетрадиционные способы познания окружающей действительности , поскольку только в этом случае у дошкольников появляется интерес и желание исследовать и развиваться как с творческой точки зрения , так и интеллектуально .
Существуют ,безусловно, различные нетрадиционные виды наблюдений на прогулке , однако сегодня хотелось бы остановиться на наблюдениях- квестах.
Наблюдения- квесты представляют собой форму взаимодействия педагога и детей , способствующую формированию умения решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов чрез реализацию определенного сюжета.
Квест- наблюдение имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка. Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Также большое значение имеет вариативность наблюдений-квестов, которые способствуют обучению детей в умении находить решение задачи различными способами, что естественным путём развивает их смекалку и сообразительность .
В квестах можно выделить такие виды , как :
- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.
А структура наблюдения-квеста представляет собой следующую последовательность:
- Пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.
- Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.
- Эпилог. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.
Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.
Таким образом, хочется подвести итог и отметить , что до сих пор актуальными остаются поиски эффективных стратегий и технологий экологического образования старших дошкольников. Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. И применение нетрадиционных видов наблюдений , таких как квесты , вполне могут послужить отправной точкой для решения данной проблемы , поскольку они достаточно эффективны и оправдывают себя, особенно если применять их в совокупности с обычными наблюдениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдения на прогулке "Наблюдения за цветущими растениями клумб"
Конспект занятия- наблюдений на прогулке...

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».
Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...

Наблюдение на прогулке как основной метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны неп...

Наблюдение на прогулке как метод развития речи у детей младшего возраста.
Консультация на тему "Наблюдение как метод развития речи у младших дошкольников"...
О ПОДБОРЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному ф...

Наблюдение - один из методов наблюдения на прогулке.
Из методической разработки вы узнаете как применить метод наблюдения на прогулке....

Наблюдение на прогулке как метод экологического воспитания для детей младшего дошкольного возраста
Взаимодействие человека с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который может быть использован в процессе экологического образования, в качестве фактора формирования и развит...
- Мне нравится (1)