Сценарий семинара-практикума «Использование интерактивных методов и приемов при организации групповых форм работы с родителями»
методическая разработка по психологии
Сценарий семинара-практикума «Использование интерактивных методов и приемов при организации групповых форм работы с родителями» может быть полезен старшим воспитателям, педагогам-психологам при подготовке и организации методического мероприятиями с педагогами ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 70»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413121, Саратовская область, г. Энгельс ул. Ломоносова, дом 23, тел: (8453)745535
Сценарий семинара-практикума
«Использование интерактивных методов
и приемов при организации
групповых форм работы с родителями»
Автор-составитель:
Маркова Наталья Александровна, педагог-психолог
МДОУ «Детский сад №70» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Стаж работы: 5 лет.
Целевая аудитория: педагоги ДОО.
Город Энгельс
2024 г.
Сценарий семинара-практикума
«Использование интерактивных методов и приемов при организации
групповых форм работы с родителями»
Автор-составитель: Маркова Наталья Александровна, педагог-психолог
Цель: создание условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
- Актуализировать знания участников в области организации совместной работы педагога с родителями воспитанников.
- Развивать навыки конструктивного обещания, используя знания психологии.
- Обучать практическим методам и приемам активизации родителей.
Продолжительность семинара-практикума — 1 час.
Используемое оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование: экран, проектор, газеты, листы бумаги формата А4, карандаши, ручки по количеству участников семинара-практикума.
Ход мероприятия:
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА (Слайд 1) Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме, который будет посвящен вопросам взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. Прежде чем мы станем обсуждать тему нашего семинара, проведем небольшую игру «Будь внимателен»: Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.
Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру: Больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт. Очень хорошо, что мы понимаем главное – тактику взаимодействия с семьей. А теперь давайте разберемся в том, какие формы работы с родителями существуют и как выбрать наиболее эффективную для решения той или иной задачи. |
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Педагог-психолог: Взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи сегодня уделяется достаточно много внимания. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи понимается как установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. Мы все наблюдаем, как динамично меняется мир, быстро развиваются информационные технологии. Родители имеют все больше возможностей получать информацию из разных источников. Зачастую Интернет заменяет родителям живое общение с педагогом. Общение становится более опосредованным (через родительские чаты, группы в социальных сетях). Вследствие ограничительных мероприятий, связанных с COVID-19, все большую популярность стали получать дистанционные формы взаимодействия. Многие как родителя, так и педагоги поняли, что дистанционный формат общения удобен, помогает сэкономить время. Не нужно тратить время на дорогу и т.д. Поэтому все меньше родителей заинтересованы в таких формах непосредственного общения в режиме оффлайн (как родительские собрания) только для того, чтобы получить какую-либо информацию. Т.е. групповые формы работы с родителями с целью исключительно информирования отходят в прошлое. Родительское собрание это всегда волнительное мероприятие как для педагога, так и для родителя. Важно, чтобы собрания проходили в максимально доброжелательной и психологически безопасной для родителей атмосфере. Вопрос к аудитории:
(Ответы участников семинара) |
(Слайд 2) Педагог-психолог обобщает ответы участников семинара, подводит к выводу: Взаимодействие с родителями эффективно только в том случае когда: - оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивированно; - связано с их прошлым и настоящим опытом; - участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им; - создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон. |
(Слайд 3) Педагог-психолог: В современных условиях, когда родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание и обучение своих детей перед всеми другими лицами, задача дошкольной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса не только на уровне принятия решений, но и инициаторами необходимых для развития ребенка мероприятий. В связи с этим в последнее время получает все большее распространение технология фасилитации. Фасилитация (fácil – лат., ср. исп. – упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать). Фасилитация (англ.) производное от глагола facilitate – облегчать, помогать, способствовать, продвигать, снимать барьеры. Фасилитировать – сделать легким. Фасилитация- это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Технология фасилитации – совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают полезные для себя выводы. Задачи фасилитации – это решение сложных или конфликтных ситуаций, решение конкретных вопросов: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий. Преимущество этой технологии в том, что решение выдают сами родители. Задача педагога в том, чтобы управлять процессом обсуждения, вовлекать собравшихся в работу по принятию решения. Попробуем разобраться, какие приемы данной технологии уместны на родительском собрании в группе дошкольной образовательной организации.
|
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Как начать собрание? Интересному проведению родительского собрания может способствовать его начало. Оно дает возможность родителям раскрепоститься, снять с себя груз тревог и включиться в обсуждение возникающих проблем. Каждое родительское собрание, следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся мостиком к обсуждению серьезных вопросов. Ниже предлагаются возможные варианты начала родительских собраний. 1) Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» Эта игра достаточно распространена в тренинговой работе. Применительно к родительскому собранию оно проводится для того, чтобы быстро и эмоционально активно получить информацию о присутствующих в группе и на основе этой информации получить определенный запрос, при необходимости перестроить сценарий ведущего. Особенно это удобно, когда перед вами относительно незнакомая аудитория. Вариант 1. Для того, чтобы быстро выяснить социальный статус семей, присутствующих родителей предлагается следующий вариант заданий: - Поменяйтесь местами те, кто воспитывает ребенка в полной семье; - Поменяйтесь местами те, кто воспитывает ребенка без отца (без матери); - Поменяйтесь местами те, кто воспитывает одного ребенка; - Поменяйтесь местами те, кто воспитывает мальчика (девочку); - Поменяйтесь местами те, кто сам воспитывался в полной (неполной) семье; - и прочее. Такое упражнение имеет диагностический характер, показывает, родителей каких категорий больше, есть ли связь между особенностью своей и семьи и семьи, в которой они воспитывались сами. Кроме этого, такое упражнение позволяет самим родителям увидеть тех, с кем у них схожие интересы и проблемы. Вариант 2. Это упражнение можно провести на собрании, посвященном подготовке старших дошкольников к школе: Предлагаются следующие задания: - поменяйтесь местами те, кто любил свою первую учительницу; - поменяйтесь местами те, кто ни разу не забывал тетрадь, учебник, ручку и пр.; - поменяйтесь местами те, кто умел читать до начала первого класса; - поменяйтесь местами те, кто ни разу не обижался на свою учительницу; - поменяйтесь местами те, кто любил отвечать у доски; - поменяйтесь местами те, кто ни разу не получал двойку; - поменяйтесь местами те, кто ни разу не поссорился с одноклассниками в начальной школе; - поменяйтесь местами те, кто хотел бы сейчас заново пойти в первый класс. Это упражнение очень хорошо подводит родителей к мысли, что если они сами испытывали трудности, ссорились, забывали, обижались, чего-то не умели, то надо и своих детей принять с их трудностями и помочь им, а не ругать и критиковать. |
2) Рисунки – метафоры Предлагаемый метод работы с родителями позволяет выполнить следующие функции: — снизить уровень напряжения в группе, дать участникам возможность более открытого общения; — помочь установить контакты, создать в группе обстановку доверия и доброжелательности и улучшить взаимопонимание между педагогами и родителями; — сделать обсуждение более эффективным, поскольку родители сами становятся активными участниками разговора. |
(Слайд 4) Работа с картинками строится по следующим этапам: 1) Участникам обсуждения показывается картинка и предлагается составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. Педагог или психолог должен задавать наводящие вопросы и следить за тем, чтобы в обсуждение было активно вовлечено как можно больше участников. 2) После того как картинка тщательно разобрана, ведущий объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение. 3) Следующий этап — анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса. Практика показывает; если участники были активны на первых двух этапах, то и на третьем они более активны, чем на традиционных лекциях, в их действиях меньше тревожности, скованности. 4) Завершающий этап — выработка возможных форм поведения и коррекции детско-родительских отношений. Хорошо, если эту работу постараются сделать сами родители, а педагог или психолог выступят в роли эксперта. Педагог-психолог проводит работу с участниками семинара, рассматривая и обсуждая содержание картинок-метафор, делая вывод по результатам обсуждения. |
(Слайд 5) Картинка-метафора «Яйцо» Использование данного рисунка-метафоры уместно при обсуждении с родителями темы «Возрастные кризисы, например, кризис 3 лет».
Сопроводительный текст: - Для того, чтобы лучше понять, почему же наступает кризис 3-х лет я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ? - Скорее, да (родители). - Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете? - Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д. (родители). - Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе 3-х лет. |
(Слайд 6) Картинка – метафора «Лебедь, рак и щука» и «Тройка» (затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
Сопроводительный текст: - Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин? - На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия. - С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка? Участники семинара высказывают свои предположения. - Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным. Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители. |
(Слайд 7) Педагогическая рефлексия родителей Педагог-психолог: Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей, отсутствия единства требований к детям. Важно формировать у них умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующее содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. Задача формирования у родителей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами актуальна для молодых отца и матери, у которых только начинает складываться родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем. Педагог-психолог проводит с участниками семинара-практикума следующие игры и упражнения (см. Приложение).
Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами. - Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать? Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком. У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута. Педагог-психолог: - Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование) Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям. Вручается приз тому, у кого полнее список. Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении. Зачитывается список призёра. - Для ребёнка первые воспитатели - это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?
Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку. - Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка) . - Какие ощущения возникли во время заполнения расписки? Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.
Педагог-психолог: Каждый современный родитель обеспокоен тем, как гаджеты «поглощают» наших детей. Мы уже и не удивляемся тому, что в виртуальном мире дети чувствуют себя свободнее и увереннее, чем в реальном. Но почему так произошло, что увело ребенка в «виртуальный мир», что можно сделать с этой ситуации? Ответы на эти вопросы можно получить в ходе упражнения «Живой забор». В свободном пространстве ставиться стул и приглашается на него участник, который сыграет роль ребенка. Остальные участники должны проговорить, какие ограничения мы ему ставим, что нельзя современному ребенку. По мере того, как называется какое-либо ограничение, вокруг ребенка выстраивается «живой» забор. В результате оказывается, что таких ограничений очень много: без сопровождения взрослых приходить в детский сад, гулять нельзя, в холод выходить нельзя, далеко уходить от двора нельзя, близко к водоемам подходить нельзя, на велосипедах в неположенном месте ездить нельзя, выполнять долгую физическую работу нельзя и многое другое. В результате забор оказывается достаточно большой, иногда даже не хватает участников. Часто в эти моменты звучат реплики «А как же мы то выжили в свое время?». Когда «забор» выстроен, необходимо поговорить с «ребенком», который сидит на стуле. - Как он там себя чувствует? Что хочется ему сделать? Обычно участник на стуле говорит, что ему там тесно, темно и неуютно. На вопрос о том, что хочется сделать, он отвечает либо вырваться, то есть нарушить правила и запреты, либо ничего не делать и заняться тем, что доступно ему там, взаперти – залезть в телефон, пообщаться в соцсетях, полазить в интернете. Вывод: ограничивая ребенка, ограждая его от всех возможных 20 опасностей мы лишаем его возможности самостоятельно решать трудности, находить способы их преодоления, выживать в конце концов.
Одной из основных задач воспитания ребенка в семье родители считают защиту от ударов и опасностей внешнего мира. То, как мы это делаем, какие стратегии поведения выбираем и к чему они приводят наглядно видно в ходе выполнения упражнения «Под ударом». Для этого упражнения потребуется 20-25 штук «снежков» (скомканные шарики из старых газет). Группа делится на пары. В каждой паре один играет роль ребенка, другой родителя. Первая пара выходит на середину комнаты, остальные участники встают вокруг них, вооружившись «снежками». Задача группы «снежками» попасть в «ребенка», задача родителя – любым способом защитить ребенка от ударов. После того, как несколько пар пройдут испытание, становится понятно, что стратегия поведения в каждой паре отличается. Некоторые «родители» так яростно защищают своего «ребенка», что готовы пожертвовать собой и подставить себя под удары, нередко проявляя злость и обиду на участников. Некоторые просто прячут «ребенка» под собой, закрывая его своим телом. Некоторые, напротив, не проявляют большой активности, давая возможность «ребенку» самому отбиваться. Вывод: как бы мы не старались защитить ребенка от всех опасностей внешнего мира, полностью оградить его невозможно. Значит надо его учить защищаться самостоятельно, учиться держать и предвидеть удары судьбы. |
(Слайд 8) 4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Заканчивая наш семинар-практикум, я приглашаю вас снова обратиться к рисунку-метафоре. Мы видим на слайде замок. Сопроводительный текст: - Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено. - Замок (педагоги). - Правильно, замок. Какой это замок? - Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (педагоги). - Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок? - Ключ (педагоги). - Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). - Любым ли ключом можно открыть предложенный замок? - Нет (педагоги). - Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему семинара-практикума? - Замок – это родитель, а ключи – методы воздействия на родителей, формы и приемы взаимодействия с ними (родители). - Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход. Для того чтобы родитель открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. - Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи? - Да, возможно (педагоги). - Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с коммуникацией педагога и родителя. Подобные методы разрушают взаимодействие педагога и родителя, разжигают взаимное недоверие. Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Согласованность действий и взаимопонимание педагогических работников и родителей — одно из ключевых условий благополучного формирования личности ребенка. Поэтому так важен поиск различных форм, методов и технологий взаимодействия с родителями для вовлечения их в совместную творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их психолого-педагогической компетентности. Хочется пожелать, чтобы рассмотренные сегодня приемы активизации родителей помогут сделать групповые собрания более эффективными, позволили снять напряжение в межличностном общении педагогов и родителей, повысить общительность, выработать конструктивные формы взаимодействия. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
2. Цветкова, С. Вопросы воспитания в картинках : пособие для работы с родителями / С. Цветкова // Школьный психолог : приложение к газете "Первое сентября". — 2006. — № 5 (март). — С. 26—30. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: https://urok.1sept.ru/articles/584169 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Использование интерактивного стола ActivTable в работе с дошкольниками".
Мы живем в эпоху информационных технологий. Сейчас компьютер есть практически в каждом доме. И уже в прошлом те времена, когда за ним можно было лишь работать и играть в незамысловатые игры. Теп...
Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....
Семинар – практикум « Использование различных видов и приемов в работе с детьми при формировании ЗОЖ в условиях ДОУ»
Семинар – практикум хотелось бы начать со слов великого русского педагогаВ.А.Сухомлинского: « Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости д...
Семинар – практикум «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
Семинар – практикум«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»...
Презентация Семинар- практикум"Использования нетрадиционных форм в работе с родителями "
Презентация Семинар- практикум"Использования нетрадиционных форм в работе с родителями "...
Презентация к семинару-практикуму «Использование интерактивных методов и приемов при организации групповых форм работы с родителями»
Презентация к семинару-практикуму «Использование интерактивных методов и приемов при организации групповых форм работы с родителями» может быть полезна старшим воспитателям и пе...