Семинар "Основные цели и задачи психолого-педагогической работы для освоения образовательной области «Чтение художественной литературы» "
консультация на тему

 

Психолого-педагогическая работа детского сада по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.pptx762.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные цели и задачи психолого-педагогической работы для освоения образовательной области « Чтение х удожественн ой литератур ы » Подготовила Брух Т. В. воспитатель МК ДОУ д/с 42 г. Новосибирск, 2016 г.

Слайд 2

Психолого-педагогическая работа детского сада по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы. К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.) .

Слайд 3

интегрированные занятия, объединяющие содержание разных образовательных областей (например, «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» и др., ) К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие: театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок; обсуждение произведений известных художников на тему сказок; «перевирание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому(например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию); «салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений(например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу); проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»); занятия с использованием мультимедийных средств; занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

Слайд 4

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

Слайд 5

Отнесение области «Чтение художественной литературы » в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Художественная литература выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области — воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Слайд 6

Для развития устойчивого интереса к книге как самостоятельному наглядному объекту литературы и создания условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности, в освоении образовательной области определены задачи для детей разного возраста. Возраст 3-4 года Возраст 4-5 лет Возраст 5-6 лет Возраст 6-7 лет По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений) развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя и т.п. ( Социализация, Познание ); развивать желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами ( Коммуникация ); формировать интерес к положительным героям произведений, эпизодам и ситуациям, в которых положительные герои «побеждают» отрицательных, помогают слабым, маленьким и т.п. ( Социализация ). расширять круг детского чтения за счёт включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях); формировать способность понимать причинно-следственные связи в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия) ( Социализация, Познание ); приобщать к разговору о книге, героях, их облике, поступках, отношениях ( Социализация, Познание, Коммуникация ); развивать творческие способности: дополнять прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов ( Познание, Коммуникация, Социализация ). формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни, способность «видеть» в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения ( Познание, Социализация, Коммуникация ); развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний ( Познание, Социализация, Коммуникация ); развивать способность использовать книжные знания (о человеке, его эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений с другими людьми, об окружающем мире) в других видах детской деятельности ( Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Коммуникация, Познание, Музыка, Художественное творчество ). формировать потребность в чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в обычных и необычных обстоятельствах, окружающем мире ( Познание, Социализация, Коммуникация ); развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение, оценку, делать обобщения и выводы ( Познание, Коммуникация ); развивать способность самостоятельно устанавливать временные и причинно-следственные связи событий ( Познание ); развивать способность устанавливать в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения, соотнося с личным опытом ( Познание, Социализация, Коммуникация ); развивать стремление подражать положительным героям книг, соотносить содержание прочитанного с личным опытом ( Социализация ); формировать аналитические способности (сравнивать одинаковые темы, сюжеты в разных произведениях, делать несложные обобщения и выводы, соотносить содержание прочитанного с личным опытом) ( Познание, Социализация, Коммуникация ).

Слайд 7

Возраст 3-4 года Возраст 4-5 лет Возраст 5-6 лет Возраст 6-7 лет По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы) побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов ( Коммуникация ); развивать желание разговаривать о прочитанном ( Коммуникация ). акцентировать внимание детей на отдельных средствах художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живой и неживой природы) ( Социализация, Познание, Коммуникация ); развивать желание использовать свой читательский опыт (отдельные средства художественной выразительности) в других видах детской деятельности ( Социализация, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка ). стимулировать желание описывать состояние героя, его настроение, своё отношение к событию в монологической форме ( Социализация, Коммуникация, Познание ); развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ребенок описывает ( Коммуникация ); способствовать развитию творческого потенциала: устного иллюстрирования отрывков из текста, додумывания эпизода, сочинения небольшого стихотворения ( Познание, Коммуникация ). развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира ( Коммуникация, Музыка, Художественное творчество ); развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности ( Познание, Коммуникация ).

Слайд 8

Возраст 3-4 года Возраст 4-5 лет Возраст 5-6 лет Возраст 6-7 лет По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе) поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз ( Коммуникация ); способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой и т.п.). формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного, работе в книжном уголке; сочетать формирующиеся читательские предпочтения детей с развитием тематического и смыслового разнообразия художественной литературы и фольклор. создавать условия для того, чтобы общение с книгой приносило удовольствие; начинать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением); развивать желание активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др.; формировать контекстуальное восприятие книги путём включения сведений о писателе, истории создания произведения ( Познание ); формировать читательские предпочтения в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений ( Познание ). стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного; продолжать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением); развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.

Слайд 9

Образовательная область Задачи Физическая культура 1. Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок. 2. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей. 3. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений. 4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры. Здоровье 1. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания. 2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы. 3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения. Социализация 1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации. 2. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование. 3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений. 4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. 5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. 6. Участвовать в драматизации знакомых произведений. Безопасность 1. Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах. 2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города. 3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.). Труд 1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. 2. Воспитывать заботливое отношение к животным. 3. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту. 4. Знакомство с трудом взрослых (профессии). Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями».

Слайд 10

Познание 1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. 2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. 3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях. 4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений. 5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра. Коммуникация 1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве. 2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. 3. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. 4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво. 5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе. Художественное творчество 1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу. 2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора. 3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. 4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения. 5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. 6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность. Музыка 1. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи. 2. Развитие образности речи. 3. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа. 4. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

Слайд 11

В ходе интеграции происходит взаимосвязанное, комплексное ознакомление детей с определенной темой, привлекаются сведения из различных отраслей знаний, что способствует эмоциональному восприятию детьми художественного произведения, воспитывает эстетические, духовно-нравственные чувств дошкольников, формирует в них эстетический вкус. Эффективность реализации программы освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» во многом определяется интеграцией ее с другими областями.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)

Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....