Методические рекомендации для педагогов по освоению образовательной области "Чтение художественной литературы младший и средний дошкольный возраст"
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
От года до трех лет. Знакомство ребенка с детской литературой обычно происходит возрасте между годом и двумя, в целом первое трехлетие можно назвать периодом вживания малыша в развивающую среду детского сада.
Тип мышления ребенка в этом возрасте наглядно-действенный. Если ему дать в руки книгу, он будет действовать: тяжелую - бросит, легкую, ухватив, засунет в рот, не будет давать - потянет к себе и порвет.
Все, что ребенок может сам в общении с книгой, - манипулировать ею. Потребность в книге он не испытывает, поэтому книги находятся от детей вдали, там, где ребенок их не может достать, но так , чтобы их все же было видно. Берет книгу в руки воспитатель.
Установка первая: книга - особый предмет окружающего мира, с которым работает взрослый. С книгой нельзя, как с куклой, пошагать рядом, ее нельзя, как мяч, бросить или стукнуть, нельзя, как конфету, положить в рот. Книга стоит высоко на полке, в верхней светлой части комнаты, пока ее не снимет воспитатель.
Установка вторая: книга может стать источником радости и игры, приятных тактильных ощущений, звуковых и зрительных впечатлений.
Установка третья: книга - источник речи. Она озвучивается воспитателем (или механически). Недолгую и выразительную речь слушать интересно.
Круг чтения: Элементарные по содержанию, но разнообразные и изобретательные по форме (цвету, форме, материалу, размерам) книги: картинки, ширмочки, игрушки, вызывающие приятные тактильные ощущения, зрительные и слуховые впечатления.
Читательская деятельность детей. Выделение книги из предметов окружающей среды (трогают, гладят, смотрят из рук взрослых, действуют вместе с воспитателем., слушание 1-3 минуты, Эмоциональное озвучивание книги, повторение отдельных звукосочетаний, слов, фраз.
От трех до пяти лет. Тип мышления детей в этом возрасте - наглядно -образны,. конкретно-действенный, по-прежнему средним дошкольникам нравятся книжки-картинки, книжки-игрушки. Сюжетные картинки в книгах дети воспринимают весьма своеобразно, больше спрашивают о содержании (возраст почемучек!).
Понимание произведения зависит от накопленного жизненного опыта ребенка, появляется попытка осознавать действия и поступки персонажей, оценка их эмоциональна.
После четырех лет начинается разграничение реального и фантастического, действительного и вымышленного, однако наивное неразделение жизненного и литературного - художественного пространства и времени остается у большинства детей.
Типовой репертуар для детей данного возраста включает фольклор, поэзию и прозу:
русские народные и других народов песенки «Сорока», «Гуси, вы, гуси», «Кошкин дом»... народные сказки «Теремок», «Колобок», «Про бычка», «Жихарка», украинская «Рукавичка»...
Стихи Барто («Игрушки», «Помощница», «Девочка-ревушка»), Чуковского («Стихи и сказки»), стихотворные сказки и переводы Маршака («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка») стихи Благининой («Вот какая мама», «Считалочка», «Котенок»), Са- конской («Про четыре цвета»), Александровой («Мой Мишка», «Елочка»), Токмаковой, («Деревья», «Где спит рыбка?»), Серовой («Наши цветы»), Высотской («Маки», «Снежный кролик»), отдельные стихи Мошковской, Капутикян, Воронько, Ладонщикова, Михалкова, Берестова, Заходера. Бо- родицкой, Белозерова...
Поэзия XIX века в круг детского чтения входит позже, однако отдельные включения возможны: Жуковский («Птичка», Котик»), Пушкин («Только что на проталинках весенних»), Плещеев («Травка зеленеет»)...
Большой любовью детей пользуются авторы, создающие «картинные» и сюжетные стихи и сказки (Чуковский, Маршак), а также сказки и рассказы, в которых повествование опирается на изобразительную часть книги, на иллюстрации (Чарушин, Сутеев).
Важнейший принцип работы по детской литературе в этот период - тщательный отбор круга чтения по качеству текста. Объясняется эта тем. что если в ясельный период дети в основном запоминают книгу как особый наглядный предмет окружающего мира, то в среднем дошкольном возрасте они начинают проявлять повышенный интерес к словесному произведению.
Обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации и тексты избранных для работы книг имели прямое соответствие друг другу. Дети впервые в этом возрасте начинают проявлять критическое отношение к рисункам и даже могут заявить о том, что некоторые им не нравятся. В частности, они плохо признают импрессионизм, расплывчатость форм, неполноту рисунка. не всегда любят акварели. Критического отношения к тексту дети этого возраста не высказывают.
Читательская деятельность детей: слушание 3-7 минут, выполнение живых картин (движения, позы, мимика героев), озвучивание ролей, исполнение песенок героев, рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги, раскрашивание картинок в книгах- альбомах; запоминание малых текстов, отдельных строк, словосочетаний и слов; «чтение» книг- самоделок, изготовленных взрослыми.
Итак, выводы о формировании библиотеки для средних дошкольников:
- к книгам игрового и картинного типа следует добавить 10-20 детских книг деятельностного типа (раскраски, театр, рассказки, самоделки);
- книга для ребенка от 2до 5 –поставщик наглядно-образных впечатлений, организатор игр, досуга, занятий изодеятельностью, театральной деятельностью, разными видами трудовой деятельности;
-ведущей в работе с книгой является речевая деятельность, так как книга – источник словаря и речи ребенка, средство освоения фонетических, морфологических и синтаксических ее образцов;
- в круге чтения обязательны книги разного формата и дизайнерского исполнения – театр, альбом, комиксы, книги - фильм, раскраска, самоделка, игрушка; большеформатные, среднеформатные и малышки;
- основной круг чтения составляет классический репертуар произведений, созданных специально для детей;
- тематика детских книг направлена на формирование интереса к книге как предмету деятельности и общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста ...
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...
Педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности восприятия художественной литературы у детей среднего дошкольного возраста
Выявить умение определять жанр произведения....
Картотека детской художественной литературы для детей среднего дошкольного возраста.
Картотека рассчитана на детей среднего дошкольного возраста по лексическим темам....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) для детей среднего дошкольного возраста Тема «День Победы» Чтение рассказа Б. Рябинина «Джульбарс».
Знакомство детей с животными, помогавшими солдатам в годы Великой Отечественной Войны завоевывать победу....
Консультация для педагогов "Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста"
Методические рекомендации для педагогов...