Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Бестужева Юлия Сергеевна

Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, т. к. она развивает у детей любознательность, пытливость ума и формирует познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Но можно ли организовать исследовательскую деятельность с детьми раннего возраста? Да, можно и нужно. Ведь для детей этого возраста характерен повышенный интерес к тому, что происходить вокруг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста

       В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования содержания образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становления сознания. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальной проблем педагогики, которая призвана воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, личность, которая в дальнейшем будет лидировать и будет способна принимать решение.
      Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, т. к. она развивает у детей любознательность, пытливость ума и формирует познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Но можно ли организовать исследовательскую деятельность с детьми раннего возраста? Да, можно и нужно. Ведь для детей этого возраста характерен повышенный интерес к тому, что происходить вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы. Стремятся узнать не только их названия, но и что с ними можно делать, устанавливать черты и сходства с чем-то другим, задумываются над простейшими явлениями, за которыми они наблюдают. Необходимо поддерживать детский интерес, и не только знакомить детей с окружающим миром, но и учить понимать его.
      Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, когда начинается предметно-манипулятивная деятельность. Сначала это простая деятельность с предметами. Ребенок в этом возрасте стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать руками, языком, понюхать его, и т. д. В ходе таких простых действий с предметами ребенок постепенно начинает различать их по цвету, форме, назначению, осваиваются простые действия с предметами. Очень хорошо в этот период предложить малышу игры с кубиками. Сначала это будут несложные действия. Ребенок может рассматривать его, перекладывать кубик из руки в руку, стучать о стол, покачивать из стороны в сторону. Со временем он сможет ставить кубик на играть или вертеть на одном уголке. Можно также подвесить кубик на веревочку и раскачивать – малыш будет наблюдать как нова игрушка то удаляется, то приближается.
      Постепенно к действиям с простыми предметами присоединяются слова. Это позволяет ребенку начинать рассуждать о возможных связях и отношению вещей. В этот период развития педагоги и родители также могут использовать кубики. Мы превращаем кубик в паровозик, поставив два кубика рядом и толкая их вперед, а сами держим за последний кубик. Предлагаем и малышу сделать подобный паровозик. Со временем поезд можно сделать длиннее, а сверху поставить небольшую игрушку.
      При помощи кубиков устраиваем небольшой «загон» для животных, поселив внутрь несколько зверюшек разного размера. Хорошо предложить малышу построить дорожки разной длины по которым будут прогуливаться животные или дорогу для маленьких гоночных машинок в этой игре дети познакомятся с понятиями «длинный-короткий».
      Разноцветные кубики – это прекрасный способ различить цвета. Попросим малыша сложить красные кубики в коробку, затем – желтые, синие и зеленые. А чтобы игра была интереснее, выберем зверюшек этих четырех цветов и будем давать им кубики.
      Кубики одинакового цвета, но разного размера помогут познакомить малыша с понятиями «большой-маленький». Мы можем взять зверюшек разного размера и предложить малышу маленькую птичку посадить на маленький кубик, а большую -  на большой. Необходимо сопровождать все игры словами, звукоподражаниями животных, одним словом, импровизировать. Кубики доставляют малышам не только неподдельное удовольствие, но они также знакомятся с формой кубика и невольно сравнивая его с окружающими предметами познают саму жизнь. Играя с кубиками, дети со временем начинают придумывать что-то свое. Так у них развивается фантазия и творчество.
      В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости вовлечения детей, в том числе и детей раннего возраста, в познавательную деятельность, в процессе которой они сами бы смогли обнаруживать новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия. Необходимо предоставлять возможность приобретать знания самостоятельно. Иногда дети не могут справиться с предлагаемыми им учебными заданиями. Но стоит это задание перевести в практическую плоскость или игру, дети быстро и с интересом выполняют его. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. В группах раннего возраста возможны эксперименты, но здесь необходимо продумывать их организационный момент. Эксперимент должен увлекать, заинтересовывать детей, он должен быть игровым. Ведь игра – это одна из ведущих направлений деятельности период раннего развития детей.
      Термин «экспериментирование» понимается нами, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко отражают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В дошкольных учреждениях метод экспериментирования позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установленных закономерностях. Именно при помощи экспериментов можно организовать исследовательскую деятельность раннего возраста детей.
      Одна из забав детей этого возраста – игра в песочнице. Малышам нравится пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку, насыпать в ведро. А мы, педагоги, можем совместить игру и эксперимент. Сначала мы предлагаем малышу насыпать сухой песочек в ведерко и высыпать его обратно. Можно помочь Зайке или Мышке очистить песок от мелких камешков, используя сито. Так мы учимся отсеивать песок. Во время игры мы обращаем внимание малышей на главное свойство сухого песка – сыпучесть. Закрепляя знания об этом, показываем детям, как при помощи воронок насыпать песок в бутылочку. Для того, чтобы игра была интереснее, можно также привлечь различных животных.
      Рисование – увлекательное задание для детей, а рисование песком – еще и необычное, особенно в таком возрасте. Предварительно насыпав сухой песок в небольшие пластиковые бутылочки, мы раздаем их малышам, но при этом не закручиваем крышки. Затем переворачиваем бутылочку и «рисуем» дорожки: от домика к паровозику, от паровозика к качелям. Такую игру мы проводим на прогулке. В дальнейшем, когда дети лучше освоят технику выполнения, они сами могут придумывать что-то свое и «рисовать».
      Далее, мы знакомим детей с сырым песком. Сухой песок смачиваем водой и вместе с детьми мы замечаем, что он уже не рассыпается, он стал липкий и из него можно делать куличики. И тут открывается широкий простор для фантазии. С сырым песком можно проводить различные игры. Кроме куличиков можно делать домики для зверей. Можно также слепить пироги, используя формочки. А можно пойти на день рождения к Мишке, приготовив торт из песка и украсив его камешками. Во время этих игр стоит проговаривать все действия, названия предметов, которые вы используете. А так как подобные игры – коллективная работа, то в результате малыши приобретают и важные социальные навыки: учатся действовать сообща, дожидаться каждый своей очереди, радоваться общему результату.
      Таким образом, в процессе игр с песком дети узнают, что сухой песок состоит из мелких зернышек – песчинок, он сыпучий, но из него нельзя строить куличики, а сырой песок – липкий и из него получаются замечательные куличики. Кроме приобретения новых знаний малыши во время таких игр пополняют свой словарный запас, развивают мелкую моторику и у них появляется интерес к творчеству. Вода буквально притягивает к себе малышей. Стоит только наполнить тазик или ведерко, как его руки сами тянутся туда. А разве могут малыши равнодушно пройти мимо лужи или фонтана? Игры с водой также способствуют развитию исследовательской деятельности у детей раннего возраста. Сначала мы рассказываем малышам, что бода жидкая, ее можно наливать в чашечку, и предлагаем малышам игру «Напои зверюшек». Расставим небольшие стаканчики около зверюшек, и предлагаем ребенку налить в каждый стаканчик воды из кувшина. В процессе игры дети убеждаются, что вода жидкая, к тому же они учатся переливать воду из одного сосуда в другой, стараясь не разлить ее. У детей формируется заботливое отношение к животным.
      Далее, выливая воду из кувшина в надувной шарик, стакан, бутылочку, формочку мы наглядно показываем малышу, что вода может принимать различную форму. Можно поиграть с детьми в игру «Волшебники», используя воду и разноцветную гуашь. Дети с интересом будут наблюдать, как прозрачная вода по мановению волшебной палочки-кисточки вдруг станет зеленой, красной, синей или желтой. В ходе этой игры дети узнают, что вода может быть прозрачной и цветной, закрепляются также названия цветов. Такие игры-эксперименты вызывают у детей большую радость, удивление от своих небольших открытий, чувства удовлетворения от проделанной работы появляется интерес к познанию нового.
      Зимой, возвращаясь с прогулки, можно прихватить с собой немного снега, льда или сосулек. В помещении снег или лед растопим и понаблюдаем вместе с детьми, как он превращается в воду. Таким образом малыши познают, что вода может быть жидкой, а может находиться в твердом состоянии, может замерзать и таять.
      Подобные эксперименты и опыты очень эффективны. Ведь знания, полученные в результате собственного исследования, значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены им в готовом виде.
      Развивать познавательно-исследовательскую деятельность можно так же при помощи использования различных предметов, игрушек, книг. Так как действия будут зависеть от окружающих их вещей, то материалы для развития исследовательской деятельности должны быть представлены яркими привлекательными объектами, которые бы вызвали интерес у малышей. Это могут быть предметы, различающиеся по форме, величине или цвету. Например, объемные шнуровки и т.п. К числу объектов для исследования можно отнести и музыкальные игрушки и книжки с записями голосов различных животных, птиц, а также звуками музыкальных инструментов.
      Дети по природе своей исследователи. Они постоянно стремятся экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире. Помощниками в их исследовательской деятельности должны быть не только мы, педагоги, но и родители. Родители должны знать, как вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира, какими методами воспользоваться при организации той или иной деятельности.
      Мы приглашаем молодых родителей к нам на занятия и праздники и играя, учим родителей приемам, которые используем в общении с детьми для получения желаемого результата. Нам кажется, что надо устанавливать с семьей каждого ребенка партнерские отношения, необходимо объединять усилия для развития и воспитания ребенка. Важно обратить внимание родителей на необходимость развития у детей исследовательской деятельности и порекомендовать для этого соответствующие способы. Мы рассказываем мамам, что развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста помогают не только эксперименты, опыты, игрушки-забавы, но и развивающие журналы для самых маленьких. В них приводятся игры, в ходе которых малыши познают мир – «Для самых – самых маленьких», «Воробушек», «Карапуз» и т. п. Эти забавные книжки учитывают психологические особенности детей раннего возраста – активность, подвижность, любознательность. Благодаря подобным журналам ребенок получает и закрепляет знания, сам принимает участие в живой истории, используя вырезной материал, наклейки. При этом происходит развитие воображения и творчества, а также обогащение речи малыша.
      У детей в возрасте 2 – 3 лет очень важно развивать интерес к познанию окружающего мира. Интерес побуждает к поиску новых знаний. Хочется еще раз отметить, что в последнее время психологи обращают внимание родителей и педагогов на то, что указанный возраст отличается особенной чувствительностью к речевому, сенсорному, умственному, физическому и другим направлениям развития личности. Мы, педагоги и родители должны учитывать это и направлять свой опыт, знание и умение на то, чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, неизведанным в окружающем мире, любили экспериментировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие качества образовательной деятельности воспитателя детей раннего возраста»

Методические правила проведения прогулки с детьми раннего возраста2. Анализ педагогической ситуациипо предложенным вопросамАннотация к методической статье, посвященной проблеме развития изобразительно...

"Создание условий для развития специфических видов деятельности у детей раннего возраста». Презентация

Ранее детство- это годы когда закладывается фундамент физического и психологического здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребёнка...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Конспект занятия по познавательному развитию через исследовательскую деятельность для детей раннего возраста на тему: «Слепим куличики из песка».

Конспект занятия по познавательному развитию через исследовательскую деятельность для детей раннего возраста на тему: «Слепим куличики из песка»....