Выступление из опыта работы по теме: "Каждый по-своему прав" На семинаре практикуме. В рамках методического объединения.
презентация на тему
Цель: закрепить знания педагогов по проблеме "Защита прав и правовое воспитание ребенка"
Задачи: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.
План:
1.Введение в тему.
2.История создания Конвенции. Основные принципы и содержание.
3.Роль воспитателя в осуществлении защиты прав ребенка. Формы и методы ознакомления детей с их правами.
4.Игра «Вопрос-ответ».
5.Игра-путешествие по сказкам: «Назови, какое право нарушено».
6.Презентация «Коррекционные игры для детей, способствующие социальной адаптации».
7.Выставка нормативно-правовых документов, литературы, методических рекомендаций по вопросу.
Методические рекомендации:
· памятки для воспитателей «Как распознать насилие в семье», «Формы жестокого обращения с детьми»;
· «Правила для воспитателей»,
· «Коррекционные игры для детей для социальной адаптации ребенка в коллективе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdyy_po-svoemu_prav.docx | 58.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: закрепить знания педагогов по проблеме "Защита прав и правовое воспитание ребенка"
Задачи: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.
План:
1.Введение в тему.
2.История создания Конвенции. Основные принципы и содержание.
3.Роль воспитателя в осуществлении защиты прав ребенка. Формы и методы ознакомления детей с их правами.
4.Игра «Вопрос-ответ».
5.Игра-путешествие по сказкам: «Назови, какое право нарушено».
6.Презентация «Коррекционные игры для детей, способствующие социальной адаптации».
7.Выставка нормативно-правовых документов, литературы, методических рекомендаций по вопросу.
Методические рекомендации:
- памятки для воспитателей «Как распознать насилие в семье», «Формы жестокого обращения с детьми»;
- «Правила для воспитателей»,
- «Коррекционные игры для детей для социальной адаптации ребенка в коллективе»
I часть: Теоретическая.
1. «Случай в аквапарке «Ривьера»»
Родители – мама и папа громко ругали пятилетнего сына на глазах у толпы. Мальчик, видимо провинившийся тем, что боится скатиться с горки, весь сжался и плакал. «Скатывайся быстрее, над тобой все смеются», - презрительно ругала мать. «Ну и трус», - добавил отец.
Два взрослых красивых человека «избивали» ни в чем не повинного маленького человека. «Избивали» морально.
Почему взрослые так часто жестоки по отношению к детям? Почему калечат своих детей подзатыльниками, тумаками? Почему «убивают» их такими страшными словами «дурак», «идиот», «дебил» и др? Почему взрослые люди не понимают простой истины, что все это им вернется сторицей?
Потом у таких родителей месяцами будет молчать телефон. Они никогда не узнают радости общения с внуками, нежной заботы детей, потому что в свое время они выбрали этот сценарий жизни.
на экране:
Не травите детство спором.
Не судите разговором.
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите!
Иногда сами родители ставят препятствия на пути развития своего ребенка. Это происходит по разным причинам: желание направить детей по проторенному пути своего личного опыта, презрительное отношение к неподобающей по их мнению профессии, собственная ограниченность. Всегда за этим стоит невнимательное, недальновидное отношение к тому, что ребенок считает важным для себя. За этим стоит неуважение к маленькому человеку как к отдельной самостоятельной личности.
Из биографии гениальных людей:
/На экране портреты П.И.Чайковского, Ч. Дарвина, И.С.Баха /
- Композитора П.И.Чайковского родители в 10 лет отдали учиться в училище правоведения. Композитор вспоминал эти годы с горечью, так как по прихоти своих родителей в течение долгих девяти лет был оторван от музыки.
- Отец Дарвина очень беспокоился: «Мой сын – бездарь. Кроме собаки его ничто в жизни не интересует».
- Старший брат и опекун Баха И.С. мнил себя единственным стоящим учителем. Девятилетний Иоган был вынужден тайком брать из запертого шкафа ноты и при лунном свете переписывать произведения. Это серьезно повредило зрение композитора.
Несмотря на все, эти люди смогли выдержать напор критики и неверия в них со стороны близких. Но насколько выше они смогли бы подняться, если бы родные отнеслись к ним с вниманием и заботой, поддерживали бы их продвижение вперед.
2. Если мы обратимся к истории, то увидим, что бесправное, рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительное отношение к ребенку были свойственны всем странам.
В Швеции дети подвергались всем наказаниям, включая смертную казнь и каторжные работы.
Английские тюрьмы были полны подростками 10-12 лет.
В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть.
В Париже детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами.
В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев.
К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце 19 - начале 20 века. В 1924 году в Женеве Лига Наций приняла первую в истории Декларацию прав ребенка. В дальнейшем, с образованием ООН в 1945 году, проблема защиты детей вышла на международный уровень и приняла реальные формы.
/на экране: обложка Декларации прав ребенка/
Они приняли Декларацию прав ребенка, которая включала в себя 10 статей, провозглашающих социальные и правовые принципы.
/на экране: обложка Конвенции прав ребенка; 4 общих принципа/
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно, за 2 минуты, приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту детей. Конвенция содержит 54 статьи, которые охватывают практически все области жизнедеятельности ребенка. Она имеет равное значение для всех стран мира. Историческая роль Конвенции состоит в том, что она, соединив все накопленное человечеством в области прав детей, стала важнейшим международно-правовым документом, обеспечивающим их защиту.
3. Положение детей в Росси в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра.
Сейчас выпускается множество книг, затрагивающих тему о правах ребенка, но это мало способствует изменению правовой культуры общества. Необходимы реальные действия.
Защита прав детей сегодня оказалась настолько актуальной и важной проблемой, что появились и методические разработки занятий для дошкольных образовательных учреждений.
Вашему вниманию представлены следующие метод. разработки, которые имеются в нашем саду.
Для того, чтобы проводить занятия по правам ребенка, педагогу необходимо повысить уровень профессиональной грамотности по данной проблеме. Потому что главное действующее лицо, при проведении этой работы, мы – воспитатели. И от нашей с вами квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в ДОУ и семье.
/на экране: презентация «Формы работы с детьми и родителями»/
Работа с детьми. Правовое образование дошкольников.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Рекомендуется проводить:
• ролевые, театрализованные и дидактические игры;
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Организовывать:
• проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.);
• продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).
Информация для воспитателя.
• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.
Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
• Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия по гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.
• Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.
Какие задачи ставят педагоги?
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с широким использованием разнообразных средств и методов: этические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности и игр-драматизаций, проблемное обучение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п.
Проведение специальных занятий на тему: "Первое знакомство с Декларацией прав человека" и "Каждый человек имеет право на имя и что означают наши имена", "Мой дом", "Моя семья", "Я и мое мнение", "Защити меня".
Работа с родителями
Воспитатель детского сада ориентирует, просвещает и даже контролирует родителей.
Проводит систематическую работу по изучению семьи:
• осуществляет наблюдение за детьми и их общением с родителями (как дети встречают своих родителей, с какими просьбами обращаются к родителям и др.), какие вопросы родители чаще всего задают педагогам, какова реакция родителей на детские шалости, капризы и отметки;
• проводит с детьми рисование на темы: "Мой дом", "Моя семья", "Во что я люблю играть дома", "Выходной день в моей семье", "В гостях у бабушки" и вместе с психологом анализирует полученные результаты;
• посещает семьи, в процессе чего педагог может оценить характер взаимодействия взрослых членов семьи с ребенком; проводит анкетирование родителей, которое позволит получить информацию о возрасте родителей, их образовании, интересах, отношении к ребенку; выявить трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего своего ребенка, пожелания и предложения. Результатом всей этой работы должен стать социальный паспорт семьи, в котором должны найти отражение результаты проведенного изучения;
• вместе с психологом обрабатывает и анализирует полученные данные: структура семьи и психологический климат, стиль и фон семейной жизни, семейные традиции, социальный статус, степень участия в воспитательном процессе, отношение к ДОУ.
Проводит работу по повышению правовой и психолого-педагогической
культуры родителей
• информирует родителей о нормативных основах прав детей;
• вовлекает членов семьи в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка, игротеках и других мероприятиях детского сада - школы;
• консультирует родителей, используя очно-заочную форму (при индивидуальном общении и в письменном виде);
• осуществляет интеграцию всех специалистов образовательного учреждения (организует для родителей консультации медперсонала, психолога, специалистов по физической культуре и изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию и т.п.);
• проводит встречи родителей с представителями организаций, осуществляющих контроль за соблюдением прав детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы здравоохранения, социальной защиты населения, органы внутренних дел, инспекции по делам несовершеннолетних и т.п.);
• индивидуально консультирует и посещает на дому детей, родители которых относятся к "группе риска";
• совместно с родителями разрабатывает общегрупповые традиции - календарные праздники, связанные с семьей (День матери, Защиты детей и т.п.);
• организует выставки, на которых будут представлены результаты художественно-эстетической деятельности детей и родителей (фотоматериалы, поделки, музыкальные номера, инсценировки и т.п.);
• проводит спортивные мероприятия, походы, организует обмен опытом по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях;
• разрабатывает игры и игровые упражнения, которые родители могут использовать с целью познавательно-речевого развития детей в домашних условиях.
"Жестокое обращение с детьми: что это такое?"
"Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
• нежеланный ребенок;
• умственные или физические недостатки ребенка;
• "трудный" ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
• Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
• Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
• Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
• Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
• Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
• Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
• Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
• Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
• Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
• Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
• Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
• В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
• На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно, либо очень бурно и эмоционально.
• Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:
1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?
2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
З. Дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
5. У тебя болит зуб, и ты должен (должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?
После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями: становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми - трансляции родителям положительного образа ребенка.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
• ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
• решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
II часть: Информационно-практическая
4. Игра «Вопрос-ответ».
Педагоги разбиваются на две команды, предлагают название команды. За правильный ответ каждая команда получает 1 балл.
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?
Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
1) Органы управления Российской Федерации;
2) органы местного самоуправления;
3) образовательное учреждение;
4) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Правильный ответ - четвертый.
"Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.
Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
1) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
2) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
З) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
4) родители и органы местного управления образованием.
Правuльный ответ - второй.
"Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ "Об образовании"?
Задание 3. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?
1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;
2) органы местного самоуправления;
З) местные органы управления образованием;
4) образовательное учреждение.
Правильный ответ - четвертый.
3акон РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.
Задание 4. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?
1) Учредитель;
2) органы управления образовательным учреждением;
З) должностные лица образовательного учреждения;
4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
Правильный ответ - третий.
"Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).
Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.
Задание 5. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы воспитанников и дело дойдет до судебного разбирательства?
1) Заведующая как представитель образовательного учреждения;
2) заведующая как должностное лицо этого учреждения;
3) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
4) учредитель образовательного учреждения.
Правильный ответ - первый.
В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.
Задание 6. Дает ли право закон РФ "Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) обучающихся?
1) Да, только через родительские комитеты;
2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;
3) да, только через Совет образовательного учреждения;
4) нет.
Правильный ответ - второй.
"Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право... защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением" (закон РФ "Об образовании", ст 52, п. 1).
Закон не указывает на какие-либо ограничения в выборе органов управления образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) могли бы участвовать. Они имеют право избирать и быть избранными в представительные или иные органы самоуправления образовательного учреждения в соответствии с установленным в уставе порядком.
Задание 7. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;
3) направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Правильный ответ - четвертый. "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Учебная нагрузка, режим занятий, организация питания определяется УСТ1ВОМ образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения" (закон РФ "Об образовании", СТ. 51, п. 1).
Задание 8. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить?
1) Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;
2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;
3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.
Правильный ответ - третий. "Должностные лица организаций и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка" (Семейный кодекс, СТ.56, п. 3).
5. Игра-путешествие по сказкам: «Назови, какое право нарушено».
Условия таковы: каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:
• Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть. Заодно мы увидим, как наши воспитатели знают детскую художественную литературу.
• Назвать, какое право нарушено. Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие- либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции. Каждый правильный ответ - 1 балл. Если команда ошибается, за нее может ответить другая команда и заработать себе дополнительный балл.
1. "И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! - Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду."
(Г.Х. Андерсен"Новое платье короля")
Статья 13 (право на собственное мнение).
- Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. И не надо ему говорить, как любят некоторые взрослые: "Мал еще, помалкивай!" Ну и что, что мал, ведь, бывает,- и взрослые ошибаются! Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, которые любят дразнить, обзывать других людей. Вот видите, не любят страны - участницы, когда дети грубят.
2. "Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод".
(А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане")
Статья 16 (право на тайную переписку).
- Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей - это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.
3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?
- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?"
(Ш. Перро "Золушка")
Статья 31. (право на отдых и игры)
- Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры - это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры - это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию... И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.
4. - Ничего! Ничего! - сказала фрекен Бок. - У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми".
(А. Лингрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше")
Статья 19. (право на уважение личности)
- Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.
5. "Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.
(Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок")
Статья 8. (право на сохранение индивидуальности)
- Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребе нок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопоухие, "шустрики" и "копуши", веселые и плаксы... И если этим они отличаются от других - не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть! Я хочу рассказать вам одну историю. Жил когда-то в стране Дании странный мальчик: длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком. Теперь его знает весь мир, и все дети мира любят его сказки. Его имя Ганс Христиан Андерсен. И сказку про гадкого утенка он написал, вспоминая свое детство. А он ведь был вовсе не плохой, этот гадкий утенок, просто он был не такой, как все.
6. "Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: "Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!" (р.н. сказка "Царевна-лягушка")
Статья 16. (право на жизнь и личную неприкосновенность)
- Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: "С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!"
7. "Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. - Иди; - говорит, - и без подснежников не возвращайся".
(С. Маршак "Двенадцать месяцев")
Статья 20. (право на защиту и помощь , представляемые государством)
- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.
8. - Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все равно съем!
- Выходи лучше сама! - сказала Лиса".
(Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка")
Статья 23. (право на материальную, социальную и медицинскую помощь неполноценным детям)
- Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства - члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещали выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых - говорить и т.д.
9. - Рубите ей голову! - Крикнула Королева. - Пусть выносят приговор, а виновата она или нет - потом разберемся!"
(Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес")
Статья 40. (право на защиту обвинения)
- Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.
10. "На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу".
(А.Толстой "Золотой ключик, или приключение Буратино").
Статья 28. (право на бесплатное образование)
- Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!
Пока экспертная группа оценивает и подсчитывает общее количество баллов, мы подведем итоги тестирования. Слово экспертам.
Подводятся общие результаты игры.
- Независимо от того, чья команда набрала большее количество баллов, я думаю, все вы будете теперь лучше знать права ребенка, уважать, и защищать их, внедрять свои знания в практику работы с детьми и родителями.
Последний вопрос, Команда, которая назовет большее количество названий сказок, в которых нарушаются те или иные права героев, получит дополнительное очко.
"Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Право на жизнь, похищение детей)
"Заюшкина избушка" (Право на неприкосновенность жилища)
"Иван Царевич и Серый Волк» (Право на владение личным имуществом, Право на жизнь и личную неприкосновенность)
"Лягушка-путешественница» (Право на свободное передвижение)
"Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию, право на личную жизнь)
"Золотой Ключик"? (Право на бесплатное образование для Буратино, Право на личную Неприкосновенность – Буратино схватил за хвост Шушеру, грубое обращение Карабаса-Барабаса с куклами, физическое насилие, экономическая эксплуа
Игры для детей, способствующие социальной адаптации. Работа воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада. Для этого есть специальные коррекционные игры и занятия. Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками. "Добрые волшебники". Цель: учить детей видеть только хорошее в каждом ребенке, говорить и делать друг другу приятное. Дети садятся в круг, воспитатель рассказывает сказку. "В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать". Воспитатель просит помочь ему: "Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами". Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. "Волшебные очки". Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера. Воспитатель объявляет: "Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. "А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали". "Комплименты". Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за что-нибудь, желают что-нибудь хорошее. "Подарки". Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник. "Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет", - предлагает воспитатель. Дети подходят к тем, кому хотят сделать подарок. Звучат слова благодарности. "Конкурс хвастунов". Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: "Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств". Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты. «Угадай, кто это» Цель: учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности. Воспитатель выбирает одного ребенка-рассказчика, который описывает кого-то из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям, поступкам. «Колобок» Цель: развивать навыки общения. Дети сидят или стоят в кругу и катают друг другу мяч – колобок. Тот, к кому попадет «колобок», должен сказать ему комплимент или пригласить куда-нибудь и т.п. «Стиральная машина» Цель: воспитывать доброжелательные отношения к окружающим людям. Поставить детей в два ряда лицом к друг к другу на небольшом расстоянии. Один ребенок проходит между ними (через мойку). Каждый дружески похлопывает его по спине, пожимает руку, говорит при этом приветливые слова. В результате из такой «мойки» появляется счастливый, сияющий человек. «Загадывание желаний» Цель: развивать воображение, посредством ассоциаций воспитывать у детей доброжелательное отношение к людям, чувство доверия к окружающему миру в целом. Дети садятся в круг: «Если бы я мог быть животным (птицей, цветком, деревом, креслом, музыкальным инструментом, автомобилем, городом, игрой, конфетой и т.д.), то я бы.., потому что...» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...
Фотоотчёто проведении семинара-практикума "Педагогика общения и сотрудничества" в рамках методического объединения педагогов города
В нашем ДОУ прошёл семинар-практикум для педагогов города "Педагогика общения и сотрудничества. Вашему вниманию предлагается фотоотчёт об этом мероприятии...
Выступление на городском методическом объединении с презентацией опыта работы «Интеллект-карта, как инструмент планирования и рефлексии деятельности в рамках детского проекта».
laquo;Интеллект-карта, как инструмент планирования и рефлексии деятельности в рамках детского проекта»...
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Организация методической работы с педагогами образовательных учреждений и родителями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Интегрированный подход по изготовлению светоотражающих элементов»...
Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 14.02.2020 г на тему: «Путешествие в страну знаний». Методические рекомендации по составлению картотеки игр для речевого развития детей подготов
Методические рекомендации по сотавлению картотеки игр для речевого развития детей подготовительного возраста....
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...