Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки".
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) по теме
Рабочая программа кружка по оригами и нетрадиционному рисованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok._programma.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы
по оригами и нетрадиционному рисованию
в старшей и подготовительной к школе группе
«Волшебные ладошки».
Разработала Московская С. В. воспитатель старшей группы
МБДОУ д/с «Чайка», п. Мотыгино.
- -2017 учебный год.
Пояснительная записка.
1. Ум ребенка – на кончиках его пальцев.
В.И.Сухомлинский.
Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и необыкновенное в обыкновенном.
Дени Дидро.
Каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Так как многие дети боятся своих ошибок и часто отказываются рисовать, объясняя это просто «я не умею», я заинтересовалась возможностью применения в работе с дошкольниками нетрадиционных приемов рисования для развития их творческой активности, воображения и творческого мышления. В нетрадиционном рисовании трудно ошибиться, здесь можно рисовать чем угодно и как угодно, что раскрепощает ребенка, помещает его в «ситуацию успеха», а также стимулирует к созданию своего неповторимого образа. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Данная техника расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, проявляя самостоятельность, инициативу и выражая индивидуальность.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности, развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Тот вид искусства благотворно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере необходимости воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
2. Актуальность и новизна.
Овладение детьми техникой нетрадиционного рисования благотворно сказывается на развитии мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку и карандаш, испытывают трудности в застегивании пуговиц и шнуровании ботинок. Им бывает трудно работать с пазлами и счетными палочками. В дальнейшем это приводит к трудностям в освоении письма. Нетрадиционное рисование и оригами – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Актуальность обусловлена еще и тем, что, открывая путь к творчеству в конструировании из бумаги, через развитие творческого и логического мышления, приводящего к собственным открытиям, дети подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности. Через искусство рисования и оригами ребенок приобщается к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки, свой неповторимый образ. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. За сравнительно небольшой промежуток времени ребенок овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память и мышление приобретают произвольность и управляемость.
Новизна заключается в новом подходе к художественно-творческому развитию ребенка, в котором сочетается классика и современность, традиции и новаторство. В работе используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
2. Цели и задачи.
Цели: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения простыми приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Познакомить с приемами нетрадиционного рисования. Совершенствовать способности создания композиции посредством нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, посредством этого обогащать их словарь.
- Формировать умение следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Учить составлять несложные композиции оригами и применять их в повседневной жизни.
- Знакомить с многообразием нетрадиционных техник рисования.
- Формировать умение использовать на выбор сочетание различных материалов в рисунке, создавать свой неповторимый образ.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление.
- Развивать мелкую моторику и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Воспитывать интерес к искусству оригами и изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений к прекрасному.
- Воспитывать аккуратность, умение экономно и бережно расходовать рабочий материал, содержать в порядке рабочее место.
- Повышать уровень самооценки детей.
4. Возраст детей, на которых составлена программа: 5-7 лет.
5. Срок реализации программы: 1 учебный год.
6. Формы обучения: фронтальные занятия, выставки.
Методы: наглядные, практические, игровые, словесные (беседа, художественное слово, загадки, совет, напоминание о последовательности работы).
7. Количество занятий общее 35, в неделю-1, длительность-25 минут.
8. Ожидаемые результаты:
- Дети создают оригинальные образы и композиции изобразительно-выразительными средствами, умеют свободно выражать творческий замысел.
- Научатся различным приемам работы с бумагой.
- Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
- Познакомятся с искусством иригами.
- Умеют экспериментировать с изобразительными материалами.
- Проявляют фантазию в художественном творчестве.
- Улучшение цветовосприятия.
- Развитие мелкой моторики, мышления, пространственного воображения.
- Умеют следовать устным инструкциям.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Дети научатся различным приемам работы с бумагой.
- Развитие внимания, памяти, глазомера.
- Дети аккуратны, умеют экономно расходовать материалы, содержать в порядке рабочее место.
- Повышение уровня воображения и самооценки.
- Появление стремления развиваться дальше и достичь еще больших успехов в области оригами и рисовании.
9. Работа с родителями.
Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и оригами, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добиваюсь через:
-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графомоторных навыков;
-оформление папок-передвижек на темы «Роль оригами в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».
-оформление консультаций «Значение использования техник нетрадиционного рисования и оригами в психомоторном развитии ребенка», «Как правильно похвалить ребенка?», «Влияние оригами на развитие речи детей», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи»;
-подготовку и проведение родительского собрания на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка»;
-подготовка и проведение анкетирования;
-подбор картотеки игр на развитие творческого воображения «Как привлечь детей к рисованию».
10. Форма подведения итогов в конце реализации программы:
- организация итоговой выставки лучших работ;
-создание фотоальбома детских работ.
11. Программа составлена на основе литературы:
- Давыдова Г.Н. – Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – 2007г.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение техническим навыками умениям. // Дошкольное воспитание.,1991, №2.
- Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические.//Дошкольное воспитание.,2009, №10.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки».-М.:Карапуз-дидактика,2007г.
- Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. –М.: Айрис-пресс, 2011г.
- Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. –М.: Айрис-пресс,2009г.
- Тарабарина Т.И. Оригами в развитии ребенка./Т.И.Тарабарина. -Ярославль.: Академия развития, 1997.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития.2007г.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Владос, 2006г.
Отбор детей в кружок достигается следующими мероприятиями:
-беседы с родителями, анкетирование, с помощью которого удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность;
-беседы с ребенком: чем он увлекается и чем хотел бы заниматься;
-желание детей и родителей;
-способности детей к изобразительному искусству.
Календарно-тематическое планирование кружковой работы.
Сентябрь.
Тема, техника. | Цель. | Материалы. |
На что похожа ладошка? (Рисование ладошкой). | Закреплять умение рисовать ладошкой, учить работать в технике «старая форма-новое содержание», учить дополнять форму необходимыми деталями, развивать воображение, фантазию. | Гуашь, кисточки, листы бумаги, мелки. |
Гриб. (Оригами). | Учить изготавливать поделку на основе базовой формы «дверь», познакомить с выполнением складок «гора» и «долина», воспитывать интерес к результату своего труда. | Квадрат желтого или коричневого цвета 20*20 см. |
Вихрь осенних листьев. (Печать листьями). | Познакомить с техникой рисования на листьях, развивать цветовосприятие, учить смешивать краски прямо на листьях. | Лист черной бумаги, кисточки, гуашь, разнообразные листья. |
Парусник. (Оригами). | Учить выполнять парусник для аппликации ша основе базовой формы «блин», упражнять в выполнении складок «гора», «долина», «молния», упражнять в свободном выборе цвета, развивать конструктивное мышление, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, усидчивость. | Бумага любого цвета 20*20 см, картон голубого цвета размером А4, клей. |
Октябрь.
Осенний букет. (Рисование ладошкой +пальчиками+ ватными палочками). | Закреплять умение рисовать ладошкой, пальчиками, ватными палочками, учить совмещать в одном рисунке разные техники, развивать чувство композиции. | Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, салфетки. |
Кактус. (Оригами). | Учить выполнять поделку на основе базовой формы «блин», учить эстетически правильно оформлять готовую поделку, воспитывать аккуратность при работе с ножницами, развивать мелкую моторику рук, повышать интерес детей к процессу складывания бумаги. | Три листа бумаги зеленого цвета 15*15 см, лист оранжевого цвета размером А4, картон яркого цвета 15*15 см, ножницы, черный фломастер. |
Ёжик. (Рисование тычком жесткой кисти ). | Познакомить с техникой рисования тычком жесткой кисти, учить заполнять пространство трафарета, учить дополнять рисунок походящими деталями. | Лист белой бумаги, старая зубная щетка, гуашь, мелки, трафарет с изображением ежа, иллюстрации с изображением ежей. |
Поросенок. (Оригами). | Закреплять умение выполнять поделку на основе базовой формы «дверь», закреплять умение выполнять складку «долина», воспитывать умение эстетически оформлять свою поделку (мордочку). | Листы розовой бумаги 20*20 см, черный фломастер. |
Ноябрь.
Осеннее дерево. (Рисование тычком жесткой кисти +пальчиками). | Учить рисовать дерево, используя технику тычок жесткой кисти, совершенствовать умение рисовать пальчиками, развивать наблюдательность, художественное восприятие. | Лист бумаги, гуашь, кисть с жестким ворсом, иллюстрации с изображением осеннего дерева. |
Золотая рыбка. (Оригами). | Учить изготавливать бумажную поделку на основе базовой формы «треугольник», закреплять умение выполнять складки «гора» и «долина», воспитывать аккуратность при работе с ножницами, развивать усидчивость, внимание, умение следовать устным инструкциям педагога. | Квадрат бумаги желтого цвета 20*20, ножницы. |
Животное, которое я придумал. (Кляксография). | Познакомить с техникой кляксографии, закреплять умение работать в технике «старая форма-новое содержание», развивать воображение, желание создавать необычные и оригинальные рисунки. | Листы бумаги, трубочка для коктейля, черная гуашь, восковые мелки. |
Рамка для фотографии. (Оригами). | Учить складывать бумажную поделку в форме рамки на основе круга, воспитывать ответственность, желание доставить удовольствие близкому человеку, развивать внимание, воспитывать интерес к искусству оригами. | 8 кругов разного цвета, диаметром 10 см, мамина фотография. |
Декабрь.
Путешествие к планетам. (Рисование свечой+солью). | Закрепить умение рисовать свечой и познакомить с техникой рисования солью. Развивать творческое воображение, обогащать изобразительный опыт детей. | Листы белой бумаги, гуашь, крупная поваренная соль, свечи. |
Елочка. (Оригами). | Учить выполнять елку из бумажных кругов, воспитывать интерес к изготовлению поделок в технике оригами, воспитывать усидчивость, самостоятельность, развивать конструктивное мышление. | Три бумажных круга зеленого цвета разного диаметра, клей. |
Елочка нарядная. (Печатание губкой по трафарету +пальчиками). | Учить заполнять пространство трафарета, нанося краску губкой, добиваться выразительности, используя контрастные цвета. Украшать шарами и бусами, используя технику рисования пальчиком. Развивать цветовосприятие, художественный вкус. | Листы бумаги, губка, гуашь, трафарет елочки, картинки с изображением новогодних елок, елочные игрушки. |
Звезда. Елочное украшение.(Оригами.) | Упражнять в выполнении звезды на основе базовой формы «блин», учить соединять несколько деталей в одну поделку, развивать глазомер, внимательность, продолжать учить детей внимательно слушать и выполнять инструкции воспитателя. | 5 квадратов бумаги красного цвета 10*10 см. |
Январь.
Морозные узоры. (Раздувание капли). | Познакомить с техникой изображения морозных узоров путем раздувания капли, способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности, развивать ассоциативное мышление, воображение. | Листы бумаги, гуашь, пипетка. |
Салфетка для столовых приборов. (Оригами). | Учить складывать бумагу складками «долина», и «гора», воспитывать интерес к результатам своего труда. | Салфетки, столовые приборы. |
Снежинки. (Рисование техникой набрызг). | Познакомить с новой техникой создания образа, рисование снежинок путем набрызгивания краски и создания фона, обогащать изобразительный опыт детей, способствовать развитию интереса к изодеятельности, развитие цветовосприятия. | Листы белой бумаги, старые зубные щетки, гуашь синего и белого цвета, снежинки, выполненные из любого материала, иллюстрации с изображением падающего снега. |
Февраль.
Снегопад. (Рисование мазками +ватой +губкой). | Содействовать выразительному отражению впечатлений о зиме, закреплять знания о пейзаже, познакомить с техникой создания образа мазками жесткой кисти, закреплять умение создавать фон с помощью ваты, снег-с помощью печатания губкой, учить создавать светотень, развивать наблюдательность, художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги синего цвета, жесткие кисти, вата, завернутая в марлю, губки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей |
Собака. (Оригами). | Учить складывать поделку из треугольника, выполнять складки «долина» и «гора» на треугольнике, воспитывать умение эстетически оформлять готовую поделку (нарисовать мордочку), учить четко выполнять инструкции воспитателя, развивать усидчивость, глазомер. | Треугольный лист бумаги коричневого цвета, черный фломастер. |
Кораблик. (Рисование техникой монотипии). | Познакомить детей с симметрией, совершенствовать умение рисовать кистью, развивать художественное восприятие, способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности. | Гуашь, кисти, листы бумаги, иллюстрации с симметричными и несимметричными предметами (бабочка, бантик). |
Пингвин. (Оригами). | Учить изготавливать пингвина из бумаги на основе формы «воздушный змей», закреплять умение выполнять складку «долина», воспитывать интерес к процессу складывания бумаги, самостоятельность, аккуратность, развивать воображение. | Бумага синего или голубого цвета 20*20 см. |
Март.
Цветы для мамы. (Рисование техниками набрызг + рисование пальчиками + печатание губкой по трафарету). | Совершенствовать умение рисовать различными техниками и совмещать их в одном рисунке, воспитывать аккуратность, развивать воображение, усидчивость. | Листы бумаги, старые зубные щетки, гуашь, кисточки, трафаретное изображение вазы. |
Гвоздики. (Оригами). | Учить выполнять поделку цветок, познакомить с выполнением складки «молния», учить соединять две поделки в одну, воспитывать аккуратность, ответственность, воспитывать желание сделать приятное для мамы. | Листы бумаги зеленого цвета 20*20 см, красного цвета 20*20 см. |
Невиданные цветы с другой планеты. (Рисование мыльными пузырями). | Познакомить с техникой изображения цветов мыльными пузырями, учить дополнять рисунок необходимыми деталями, развивать ассоциативное мышление, творческие способности, воображение, развивать интерес к изодеятельности через нестандартные подходы к рисованию обычных вещей, развивать желание создавать оригинальные рисунки. | Листы белой бумаги, гуашь, шампунь, трубочки для коктейля, кисточки. |
Летящий голубь. (Оригами). | Учить выполнять поделку из бумаги на основе базовой формы «треугольник», закреплять умение выполнять складку «долина», воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к бумаге. | Бумага голубого цвета 20*20 см. |
Апрель.
Первый дождик. (Рисование расческой). | Закреплять знания о пейзаже, учить изображать дождь с помощью расчески, закреплять умение рисовать ватой (размытый пейзаж), содействовать выразительному отражению впечатлений о весне и лете, развивать наблюдательность, художественный вкус. | Листы бумаги, гуашь, кисти, расческа, вата, иллюстрации с изображением дождя. |
Колокольчики. (Оригами). | Учить изготавливать из бумаги цветки колокольчика из треугольника, формировать умение дополнять и эстетически оформлять поделку, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | 3 листа голубой бумаги треугольной формы, картон желтого цвета форматом А4, мелки зеленого цвета. |
Радуга. (Рисование по-сырому). | Закреплять знания о цветовом спектре радуги, учить рисовать кистью по сырой бумаге, развивать цветовосприятие. | Гуашь, широкая кисть, листы бумаги, вата, иллюстрации с изображением радуги. |
Летучая мышь. (Оригами). | Учить выполнять поделку из бумаги на основе базовой формы «треугольник», учить четко выполнять инструкции педагога, воспитывать аккуратность при работе с ножницами, развивать мелкую моторику рук, глазомер. | Бумага серого цвета 20*20 см, ножницы. |
Май.
Весенняя полянка. (Рисование губкой). | Закреплять умение рисовать губкой различные образы (облака, листву деревьев, одуванчики), дорисовывать кисточкой необходимые детали, обогащать изобразительный опыт детей, развивать воображение. | Листы голубой бумаги, гуашь, губки, кисти, иллюстрации с изображением весеннего пейзажа. |
Попугайчики. (Оригами). | Учить выполнять поделку из бумаги на основе базовой формы «блин», воспитывать аккуратность при работе с ножницами. Воспитывать интерес к результату своего труда, развивать воображение, самостоятельность, глазомер. | Бумага любого яркого цвета размером 20*20 см, ножницы, черный фломастер. |
Коллективный рисунок по замыслу «Мой мир». (Использование любых знакомых техник). | Совершенствовать умения и навыки, полученные на занятиях, закрепить умение использовать различные техники на усмотрение детей, развивать умение работать коллективно, договариваться, развивать творческую фантазию и воображение. | Большой лист белой бумаги, кисти, гуашь, мелки, зубные щетки, вата, губки, шампунь, коктейльные трубочки. |
Прыгающая лягушка. (Оригами). | Учить выполнять «лягушку» из бумаги, закреплять умение выполнять складки «долина» и «молния», воспитывать усидчивость, самостоятельность. | Листы бумаги зеленого цвета 20*20 см, черный фломастер. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...
Авторская программа кружка "Волшебные ладошки"
Автором представлена программа кружка для младших дошкольников по нетрадиционному рисованию....
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе....
Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы
Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы....
Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки"
Актуальность и новизна. Овладение детьми техникой нетрадиционного рисования благотворно сказывается на развитии мелкой моторики рук. Дети с плохо развит...
Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки"
Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки" для детей 3-4 лет. Образовательная область "Художественное творчество"...
Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки".
Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки"....