Дидактические игры (в рамках проекта "Моя малая родина").
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Дидактические игры в рамках проекта "Моя малая родина-родное Приангарье".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» п. Мотыгино.

663400 Красноярский край, Мотыгинский район, п. Мотыгино, ул. Водников, д. 17.

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию.

«Моя малая родина - Приангарье».

                                                                     Воспитатель: Московская С.В.

Дидактические игры.

Дидактическое пособие "парные картинки"

1.Собери герб Мотыгинского района.

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе района.

Материалы: герб Мотыгинского района, разрезанный на несколько частей.

Задание: сложить элементы герба вместе до получения целого изображения.

2.Найди герб Мотыгинского района.

Цель: закреплять знания о гербе Мотыгинского района, закреплять умение находить его среди гербов других районов.

Материалы: картинки с изображением гербов Енисейского, Казачинского, Тасеевского и других районов Красноярского края.

Задание: на столе разложены в беспорядке различные гербы, необходимо найти нужный.

3.Найди пару.

Цель: закреплять знания о достопримечательностях нашего поселка.

Материалы: карточки с изображением важных мест п. Мотыгино: церковь, памятник погибшим солдатам, театр, музей, библиотека, аэропорт и др. в двойном экземпляре (сфотографированы с разных ракурсов).

Задание: я показываю одну карточку с изображением, ребенок называет то, что на ней изображено и находит карточку с изображением того же объекта.

4.Почта.

Цель: закреплять знания детей о своем домашнем адресе.

Материалы: конверты с адресами.

Задание: почтальон принес нам письма, но на них написаны только адреса, а кому они адресованы – неизвестно. Давайте выясним, чьи же это письма. Я

Зачитываю адрес на конверте, дети должны узнать каждый свой адрес и сказать, что письмо это его.

5.Собери картинку.

Цель: закреплять знания о достопримечательностях поселка.

Материалы: разрезные карточки с изображением важных зданий и культурно-исторических памятников.

Задание: необходимо собрать из частей целое изображение и назвать его.

6. Игра-домино: «Народные промыслы».

Цель: знакомить детей с народными промыслами (рыбалка, охота, пушной промысел, изготовление берестяных и глиняных изделий и т.д.), учить узнавать и различать различные промыслы, формировать интерес к русским традициям.

Материалы: карточки домино с изображением народных промыслов.

Задание:дети по очереди выкладывают карточки-домино таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший карточку.

7.Можно – нельзя.

Цель: закрепить правила поведения в лесу.

Материалы: у детей на столах фишки красного и зеленого цветов.

Задание: я называю действие, если так можно вести себя в лесу, дети поднимают зеленую фишку, а если нельзя – красную.

Ломать ветки, кувыркаться в траве, рвать ягоды, разорять птичьи гнезда, собирать грибы, топтать мухоморы, отдохнуть на пеньке, разжигать костры, оставлять после себя мусор, гулять по тропинкам, любоваться красотой леса, разорять муравейники, слушать пение птиц.

8.Угадай животное (птицу) по тени.

Цель: способствовать закреплению знаний о животных сибири.

Материалы: карточки с изображением животных (птиц), карточки с изображением тени каждого животного (птицы).

Задание: необходимо, изучив тень, найти картинку с подходящим изображением животного (птицы), назвать его.

Можно использовать другой вариант игры по аналогии «Угадай по силуэту».

9.Фотограф.

Цель: закреплять знания о животных и птицах сибири (можно также взять и достопримечательности), учить узнавать их по отдельному элементу.

Материалы: картонный фотоаппарат с отверстием на месте объектива диаметром 6-8 см. Карточки с изображением птиц и животных.

Задание: фотоаппарат испорчен и фотографирует только часть животного, наводится на картинку, закрывая ее, в объектив видна только случайная часть картинки, нужно угадать, что именно хотели сфотографировать.

10.Чей домик?

Цель: закреплять знания о домах животных и птиц.

Материалы: карточки с изображением домиков (берлога, нора, дупло, гнездо и др.) и карточки с изображением животных и птиц (медведь, лиса, белка, аист и др.).

Ход: перед ребенком вперемешку лежат карточки с изображением животных и жилищ, к каждому жилищу необходимо подобрать животное. Затем можно сделать наоборот: к животному подбирать домик.

11.Раскрась животных.

Цель: закреплять знания о животных сибири.

Материалы: картинки с контурным изображением животных различных стран: жираф, медведь, заяц, кенгуру, слон, волк, крокодил, белка, тигр, лиса, еж.

Ход: необходимо раскрасить только тех животных, которые водятся в наших сибирских лесах.

12.Найди ошибку.

Цель: упражнять в умении анализировать изображение, выделять характерные черты, части и особенности объекта.

Материалы: картинки с изображением птиц (животных, строений), с деталями от другой картинки.

Задание: внимательно рассмотреть картинки, найти ошибки и заменить на нужные фрагменты.

13.Третий лишний.

Цель: развивать внимательность, логическое мышление, закреплять знания о родном крае.

Задание: в цепочке слов, предложенной мной, нужно на слух определить лишнее и назвать его, объяснить, почему это слово лишнее.

Ангара – Рыбная – Енисей.

Попугай – сорока – синица.

Белка – медведь – слон.

Жара - снег – метель.

Окунь – налим – пингвин.

Озеро – речка – тропинка.

Кедр – сосна – пальма.

Лось – зебра – соболь.

Бобр – выдра – норка.

Щука – дельфин – осетр.

14.Назови правильно.

Цель: закреплять названия населенных пунктов района, учить образовывать новые формы слов.

Задание: назвать людей, проживающих в определенной местности.

Сибирь - … (сибиряк-сибиряки)

Ангара - … (ангарец-ангарцы)

Мотыгино - … (мотыгинцы)

Север - … (северянин-северяне)

Юг - … (южанин-южане)

Красноярск - … (красноярец - красноярцы)

Москва - … (москвич-москвичи)

Город - … (горожанин-горожане)

Село - … (сельчанин-сельчане)

Раздолинск – (раздолинец-раздолинцы)

Кулаково – (кулаковец - кулаковцы)

Новоенисейск – (новоенисеец - новоенисейцы).

15.От какого дерева ветка?

Цель: закреплять названия деревьев нашего леса, учить определять вид дерева по одной детали (ветке).

Материалы: веточки с различных деревьев нашего леса (кедр, сосна, осина, береза, ель, тополь, лиственница, верба, рябина) и карточки с изображением деревьев.

Задание: ребенку необходимо рассмотреть веточку, назвать дерево, которому она принадлежит, и найти изображение этого дерева.

16.Игра-путешествие по поселку Мотыгино.

Цель: обобщить знания детей о родном поселке, его важных местах и культурно-исторических памятниках.

Материалы: карта поселка с выделенными важными местами и зданиями (библиотека, аэропорт, школа, банк, детский сад, музей, библиотека, красная горка, церковь старая и новая, больница и т.д.). Флажки на ножке.

Задание: показываю фотографию, дети называют объект, ищут его на карте и ставят флажок.

17.Назови слово с противоположным значением.

Цель: упражнять детей в подборе слов с противоположным значением.

Материалы: мяч.

Задание: я произношу словосочетание, кому бросила мячик – тот называет слово с противоположным значением.

Низкий дом - …

Широкая улица - …

Высокое дерево - …

Маленький цветок - …

Длинная река - …

Холодная вода - …

Злой волк - …

Быстрая белка -…

Чистый поселок - …

Сильный ветер -…

Раннее утро - …

Тонкая соломинка - …

18.Назови – какой дом?

Цель: упражнять детей в образовании прилагательных.

Задание: называю, из чего сделан дом, дети должны назвать прилагательным.

Дом из дерева -…

Дом из кирпича - …

Дом из камня - …

Дом из соломы - …

Дом бруса - …

Дом изо льда - …

Дом из стекла - …

Дом из бумаги - …

Дом из глины - …

Дом из снега - …

Дом из бревен - …

19.Назови ласково.

Цель: упражнять детей в образовании слов с уменьшительно-ласкательных форм слов.

Задание: называю слово, дети называют его ласково:

Дом-…, дерево-…, окно-…, веранда-…, река-…, рыба-…, берег-…, дорога-…, елка-…, береза-…, дверь-…, крыльцо-…, мост-…, лес-…, тропа-…, гора-…, снег-…, ветер-…, ведро-…, дождь-…, солнце - …, лопата-…, грабли-… .

20.Так бывает или нет?

Цель: учить детей ориентироваться в реальной действительности, развивать логику и мышление.

Задание: я называю утверждение, а дети говорят, бывает так или нет.

Мы живем в большом городе.

Вокруг нас простирается пустыня.

Наши леса называются тайгой.

 В нашем лесу много ягод и грибов.

В нашей реке живут крокодилы.

Зимой у нас очень холодно.

Весной мы сажаем картошку и овощи.

Зимой мы собираем урожай.

Летом у нас летают комары.

Наша река называется Ангара.

До Мотыгино можно доехать на поезде.

21. Назови, какой лес.

Цель:расширять знания о лесах, видах лесов. Обогащать словарный запас.

Задание: я называю деревья, а дети дают название лесу, в котором произрастают эти деревья:

Береза – березняк

Осина – осинник

Кедр – кедрач (встречается очень редко)

Сосна – сосняк

Ель – ельник

Хвойные деревья – хвойный лес

Лиственные деревья – лиственный

Лиственные и хвойные деревья растут рядом – смешанный.

22. Какие мы – сибиряки?

Цель:расширять знания о сибирском народе. Работать над грамматическим строем речи. Обогащать словарный запас.

Задание:

Любят работать – трудолюбивые

Никогда не обманывают – честные

Работают и в жару и в мороз – выносливые, сильные духом, стойкие

Ничего не боятся – смелые, бесстрашные.

          23. Игра с мячом «Я знаю…»

Цель: формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Материалы: мяч.

Задание: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

 

24. «Птицы, рыбы, звери»

Цель: упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Материалы: мяч.

Задание: воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

 

25. «Угадай, что в руке»

Цель: различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Материалы: муляжи овощей, фруктов и ягод.

Задание: дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

26. «Кого чем угостим?»

Цель: закрепить знания о том, чем питаются животные и птицы.

Материалы: карточки с изображением таежных животных и птиц.

Задание: воспитатель показывает детям карточку с изображением животного или птицы. Дети называют, кто изображен и чем он (она) любит полакомиться. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; лось – соль и мухоморы; белка – шишка, ягоды и так далее.

27. «Что будет, если …?»

Цель: знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Задание: воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под газировки? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее.

        28. Угадай, чей след.

Цель: уточнять знания детей о птицах и животных, развивать умение определять животное и птицу по оставленному следу.

Материалы: лист ватмана, парафиновая свеча, кисточки, гуашь синего и зеленого цветов.

Задание: перед детьми чистые листы бумаги (или один большой лист ватмана), на нем свечой нарисованы невидимые следы различных животных и птиц. Детям нужно раскрасить лист синим цветом (снег) или зеленым (трава), чтобы на нем проявились следы. Назвать, какие животные и птицы прошли по лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей (всех возрастов) и их родителей «Покормите птиц зимой!» в рамках проекта «Малая Родина»

Данный сценарий стал итогом акции приуроченной ко Дню зимующих птиц России - 15 января, в рамках городского экологического проекта "Малая Родина"....

Дидактическая игра "Мой край-моя малая родина" (презентация)

Авторская игра по краеведению "Мой край - моя малая родина"...

Семинар: «Познавательная краеведческая игра для педагогов «Моя Малая Родина».

Цель: Создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры; Задачи:формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию познавательного сознания у подрас...

Игры к проекту "Моя малая Родина-Стрельна". Активизация творческой и поисково-исследовательской деятельности в сфере, краеведения положительно-созидательного отношения к окружающему миру у дошкольников.

В ходе работы над проектом, дети знакомятся с историей, культурой, природой родного края, одним из результатов продуктивной деятельности становится создание игр-путешествий, экскурсий по малой Р...

Сценарий квест – игры «Мой город - моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий квест – игры «Мой город - моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста  Цель: Расширение знаний дошкольников о достопримечательностях родного города, воспи...

Дидактическая игра: "Умники и умницы малой родины г. Исилькуль"

Игра направлена на систематизирование, расширение и закрепление знаний у детей о родном городе Исилькуль. На формирование умений применять в игре раннее полученные знания о людях, достопримечательност...

Квест-игра «Мой посёлок – моя малая Родина» Цель игры: Раскрытие и развитие потенциальных физических возможностей каждого ребёнка, укрепление их здоровья и потребности к активной двигательной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО, расширение знаний де

Квест-игра «Мой посёлок – моя малая Родина» Цель игры: Раскрытие и развитие потенциальных физических возможностей каждого ребёнка, укрепление их здоровья и потребности к активно...