основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики
статья на тему
основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_idei_issledovateley.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики.
Современное состояние отечественного дошкольного образования ориентируется именно на данные положения, что находит свое отражение в нормативных документах, определяющих отношение к подрастающему поколению, приоритетность прав детей в обществе и особенности социальной и образовательной политики: «Декларация прав ребёнка» (1959), «Конвенция о правах ребенка» (1989), «Концепция дошкольного воспитания» (1989), «Временное положение о дошкольном учреждении» (1991), «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»(1995), «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (1995) наметилась очевидная тенденция к возникновению новых видов воспитательно- образовательных учреждений для детей дошкольного возраста как государственного, так и негосударственного характера (эстетические и оздоровительные центры, группы дополнительного образования, комплексы детский сад – школа и др.) Их деятельность связана с предоставлением населению разнообразных образовательных услуг, отвечающих возрастающим запросам родителей и ориентирующихся способностей, раскрытие творческого потенциала каждой личности. Данный процесс обуславливает необходимость определять новых подходов в том числе и к обучению ребенка- дошкольника.
Становление отечественной дошкольной дидактики как науки и практики первоначального обучения детей было неразрывно связано с проблемой умственного воспитания и развития, которая рассматривалась как важнейшее направление, начиная ещё с 20- 30-х гг. XX в., в трудах известных педагогов и психологов, таких, как П,П Блонский, П.Ф. Каптерев , Н.К.Кркпская, Л.Н.Красногородская, А.М Леушина, С.С Моложавый, Е.И Тихеева, А,П, Усова и др. Данные иследования основывались на педагогических идеях западноевропейский мыслителей. Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцции, Ф.Фребеля, А.Дистервега, Д.Дьюи, М Монтессори и многих других, развивая и дополняя их в традициях отечественной педагогической культуры, образовательный дошкольный словестный игровой.
Впервые обоснование идеи последовательную обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я. А. Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучения великий педагог видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке в школе. Великому педагогу принадлежит честь в разработке первой истории педагогики программы знаний, предназначенной для обучения маленьких детей в семье. Эту программу, корорую сам автор назвал «Полезные науки», составляют знания, сгруппированные по темам, обозначенным научными терминами. Например, «оптика» (понимание о различение света и тьмы, цветов радуги), «география» (знание ребенком места, где родился и живет, умение узнавать и отличать разные ландшафты) и т.д. Приобщение ребенка к этим и подобным знаниям из области физики, экономики, геометрии, хронологии, астрономии и др., по мыслям Я.А. Коменского, закладывает основы общего научного образования. В книге «Материнская школа» определены пути овладения этими знаниями, причем явное предпочтение отдается организации чувственного познания.
Следующий весомы шаг в создании дидактики детского сада сделал Ф.Фребель, разработавший систему обучения в детском саду. Основу этой системы составляют:
-детально проработанная программа, сочетающая знания и способны деятельности;
-организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.
В трудах Ф. Фребеля впервые в истории педагогики представлена точно расписанная методика обучения, вплоть до словесных объяснений «садовницы» (воспитательницы), ответных реплик детей, поэтического или песенного сопровождения выполняемых действий.
Проблема дошкольного обучения получила свое развитие в трудах известных русских педагогов. В.Ф. Одеовский знаниями вопросами первоначального обучения детей (от 4 до 10 лет). Одоевскому удалось выявить основную особенность начального обучения- его содержание представляет собой «науку до науки». Главная задача дошкольного обучения- научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. В книгах «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука для науки» книга дедушки Иринея» В.Ф Одоевский предлагает методику обучения детей, упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их значение.
К.Д.Ушинский рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях. Задачи дошкольного, «до книжного обучения» он видел в развитии умственных сил и речь ребёнка, в формирование умения управлять своими психическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Ушинский решение этих задач- залог подготовки ребенка к школе. Познавательный материал, который содержится в учебных пособиях К.Д.Ушинский «Родное слово», «Детский мир», не потерял своей педагогической ценности и активно используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения несли Е.Н одовозова, Лесгафт, Е. И Тихсева, Е. А Флерина. Они тесно связывали дошкольного обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры, сказки, песни, собственная художественная деятельность детей.
В процессе широкомасштабного эксперимента были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, позволяющие наилучшим образом решать подставленные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения детей на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определённое место и время в режиме дня
Введение в практику работы отечественных дошкольников учреждений систематического обучения (1953) вызывало необходимость разработки частных методик. К началу 60-х гг. были созданы оригинальные методики музыкального воспитания (Н.Л. Метлов, Н.А. Ветлугина), обучения родному языку (О.И. Соловьева), развития основных движений (А.И.Быкова), изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина), формирования элементарных математических представлений (А.М. Леушина). За последнее время произошло обновление содержания частных методик, успешно решается вопрос о совершенствовании форм и средств обучения.
Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается прежде всего за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В Запорожец, Д.Б Эльконин, В.В Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А.Венгер Н.Н Поддьяков). Разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (С.Л Новоселова, Л.А Парамонова, С.А Козлова, А.Н Давидчук и др.) В последние годы ведутся поиски новых форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В Субботский, Н.Я Михайленко, Н.Л Короткова). Данная форма является принципиально новой.
Список литературы
1 Дошкольная педагогика / Авторы-составители О.В. Солнцева. Т.Н Баьаева, М.В Крулех. – СПб, 2005.- 125с.
2 Козлова, С.А Дошкольная педагогика: учебник / С.А Козлова, Т.А Куликова. – 6-е изд., испр.; Гриф МО. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
3 Крулех, М.В Проблема целостного развития ребенка- дошкольника как субъекта трудовой деятельности / М.В. Крулех – СПб., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Данная статья посвящена проблемам адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Рассмотрены основные факторы, способствующие и затрудняющие успешную адаптацию, а ...
Дидактическая игра как форма обучения детей 3-4 лет младшего дошкольного возраста.
Решение конкретных обучающих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей.Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность,самостоятельность, и...
Отчет по работе кружка по обучению детей английскому языку в старшем дошкольном возрасте. Воспитатель Хвойнова В.В.
Аннотация к программе кружковой работе по обучению детей старшего дошкольного возраста английскому языку.Воспитатель Хвойнова Виктория Валерьевна В разделе обучения английскому языку...
Картотека дидактических игр по обучению детей Правилам дорожного движения (старший дошкольный возраст)
Картотека дидактических игр по обучению детей Правилам дорожного движения(старший дошкольный возраст)...
Опыт дистанционного обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста, в том числе и дети с задержкой психического развития, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания ос...
Методика обучения детей ходьбе на лыжах старшего дошкольного возраста.
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса цел...
Перспективное планирование по обучению детей правил пожарной безопасности (старший дошкольный возраст).
Перспективное планирование по обучению детей правил пожарной безопасности (старший дошкольный возраст)....