«Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ»
методическая разработка на тему
В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую является невысоким, дошкольные образовательные организации выступают инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя. Для решения соответствующих задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка в ДОО. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса, как в плане принятия управленческих решений, так и в смысле участия в педагогических мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fasilitatsiya.docx | 97.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»
Утверждаю
Заведующий МБОУ № 8
«Зоряночка»
_________ С.Ю. Месикова
«28» октября 2016 г.
Городское методическое объединение
заместителей заведующих по УВР и старших воспитателей
«Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ».
Место проведения: МБДОУ детский сад № 8 «Зоряночка»
Подготовила: Заместитель заведующего
по воспитательно – образовательной работе
МБДОУ детского сада № 8 «Зоряночка»
Жданова Т.П.
Октябрь, 2016 г.
В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую является невысоким, дошкольные образовательные организации выступают инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя. Для решения соответствующих задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка в ДОО. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса, как в плане принятия управленческих решений, так и в смысле участия в педагогических мероприятиях.
Работа с семьёй в ДОУ является традиционным направлением воспитания ребёнка, в основе которого лежит педагогическое просвещение родителей. Методы, которые направлены на традиционное воздействие, на сегодняшний просвещённый век, могут быть несостоятельны, потому что могут не совпадать с приоритетами воспитания в одних семьях и стать причиной делегирования своих прав самому ДОУ в другом случае.
Современные педагоги изменили целевые основы содружества с семьёй дошкольника, начали осваивать новые методы и формы работы, помогающие поддерживать дружеские и партнёрские отношения.
Технология фасилитации (от английского «помогать») – это новая философия работы с семьёй, суть её можно представить так:
- равное взаимодействие, но независимое;
- инициируется родителями и педагогами на стимулирование других субъектов, заинтересованных в потребностях семьи и возможностях педагогов;
- знания для родителей не являются целью, они служат средством для решения задач и возникших проблем;
- продуктивное и творческое взаимодействие с детьми и детским садом;
- необходимость обучения при возможности его применения для улучшения своей жизни;
- активные методы обучения (АМО) создают новый статус участника образовательного процесса как активного и заинтересованного субъекта.
Педагог в роли фасилитатора меняет свою позицию, демонстрирует способность инициировать продуктивную деятельность группы, поддерживая необходимый настрой, создавая комфортный микроклимат в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечивых решений. Глубинный смысл деятельности фасилитатора – раскрытие лучших человеческих качеств и способностей (в данном случае родителей), помощь отдельным участникам в поиске гармонии в отношениях с другими людьми, образовательной организацией, а также с самим собой.
Не каждый педагог, даже самый опытный, может стать хорошим фасилитатором.
Феномен фасилитации возникает только в том случае, если педагог владеет достаточными теоретическими знаниями, осмыслением собственной роли в данном процессе, он референтен и авторитетен, имеет опыт взаимодействия и складывающийся тип отношений с родителями.
В соответствии с концепцией фасилитации в ДОУ выстраивается определенный фундамент для системы повышения квалификации педагогов. И одним из направлений является проведение методической недели «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия педагогов с родителями». Суть работы заключается в приобретении педагогами новых знаний, в самоактуализации педагога посредством свободы выбора в воспроизводстве новых знаний, личностном и профессиональном росте.
День первый
Семинар – практикум «Новая философия взаимодействия с семьёй в дошкольном образовании»
1.Тест «Готов ли педагог к фасилитации?»
2. Просмотрена презентация «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО».
3. Методика «Родитель глазами педагога» (позволит определить установки коллектива на работу с родителями).
4. Упражнения на развитие личностных качеств «Комплименты», «Кто я?».
День второй
Семинар – практикум «Использование технологии фасилитации
для построения эффективного взаимодействия с родителями»
1.Результаты теста «Готов ли педагог к фасилитации?»
2. Представлена Презентацией «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия с родителями»
3. Упражнения «Походки», «Шарики в воздухе», «Брачное объявление».
День третий
- Самостоятельная работа.
Вопросы:
1. Как соотносятся основные понятия, характеризующие работу детского сада с семьей: сотрудничество, партнерство, взаимодействие?
2. Определите основные проблемы взаимодействия ДОО и семьи.
3. В чем основные ошибки в выстраивании взаимодействия с семьей со стороны ДОО?
4. Каковы преимущества семьи (родителей) перед детским садом по поводу воспитания детей?
5. В чем основная роль воспитателя в организации взаимодействия с семьей?
6. Каковы основные этапы в работе с семьей?
7. В чем состоит назначение и смысл фасилитации в работе с семьей?
8. Определите изменение ролей и позиций педагога и семьи в процессе взаимодействия.
9. Предложите собственные идеи по работе с семьей в логике фасилитации.
10. Какие трудности вы испытываете в использовании фасилитации в работе с семьей?
День четвертый
Семинар - практикум
«Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ»
- Методика «Почему необходимо задавать вопросы».
- Презентации «Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ»
- Упражнения «Купе поезда», «Влияние подтверждения».
День пятый
«Тренинг ассертивного поведения»
Цель тренинга: развитие ассертивности у педагогов.
Задачи тренинга:
- знакомство с общими закономерностями общения;
- выработать умения осознавать и выражать свои чувства;
- отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
Формы работы: групповая.
Количество участников: 10–15 человек
Общее время, необходимое для реализации всей тренинговой программы: 1, 10 час.
Методики и техники тренинговой работы: беседа (разбор сложных случаев), игровая терапия, тренинговые упражнения.
Структура тренинга:
- Вводная часть. Приветствие.
- Основная часть
- Заключительная часть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Фасилитация как эффективная форма работы по взаимодействию педагогов с родителями"
Название семинара «Фасилитация как эффективная форма работы по взаимодействию педагогов с родителями»Цель: Систематизировать знания и умения педагогов по взаимодействию с родителями через знакомство с...
«Логосказка как эффективная форма проведения логопедических упражнений"
Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми, имеющими речевые нарушения.Цель:знакомство педагогов с «логопедическими сказками», побуждение к использованию...
"Карусель" как эффективная форма организации совместной деятельности педагогов и детей с ОВЗ
Статья опубликована в Методическом сборнике педагогов Ленинского района (из опыта работы по реализации ФГОС ДО)...
Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации
Одна из форм проведения эффективного занятия в инклюзивной образовательной организации – бинарный урок. В нетрадиционной современной практике бинарный или интегрированный урок – это урок, ...
Конспект нетрадиционного мероприятия с родителями детей старшей группы с привлечением родителей к проведению совместного мероприятия.
повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов: "Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации"
Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации...
Консультация для педагогов «Эффективные формы организации совместной деятельности детей и педагогов».
Консультация для педагогов...