"Карусель" как эффективная форма организации совместной деятельности педагогов и детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

Статья опубликована в Методическом сборнике педагогов Ленинского района (из опыта работы по реализации ФГОС ДО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_karusel.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Карусель» как эффективная форма организации совместной деятельности педагогов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Н.А. Рейнсон

учитель – логопед МБДОУ №84

С сентября 2014 года в МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида»  работает группа кратковременного пребывания «Солнечные дети» для  детей  со сложными нарушениями в развитии  (синдром Дауна).

Данная категория детей остро нуждается в систематической коррекционной психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители – в консультировании по вопросам воспитания и развития  «особого ребенка» в семье.

В соответствии с  требованиями федерального государственного образовательного стандарта деятельность группы  направлена на создание благоприятных условий развития и социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом  их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

  В связи с этим,  перед педагогами  ДОУ встал вопрос о необходимости разработки адаптированной основной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития детей  с синдромом Дауна и стал осуществляться поиск  эффективных форм ее реализации,  направленных на построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Одной из форм   взаимодействия взрослых и детей с особыми образовательными потребностями является  «Карусель»  - организация совместной деятельности  с переходом  детей от одного педагога к другому.

Дети с нарушениями интеллекта испытывают трудности при взаимодействии  с окружающими людьми, поэтому на начальных этапах ключевым моментом становится организация  детско–взрослого сотрудничества на основе сначала эмоционально – личностного, а затем эмоционально – делового контакта.

Учитывая данную специфику, «Карусель» в группе кратковременного пребывания  «Солнечные дети»   проходит  следующим образом:  каждый ребенок  индивидуально  взаимодействует  с  разными специалистами через игру.

В процессе данного сотрудничества решается ряд задач: развитие личности ребенка с ОВЗ  через общение со взрослым и совместную с ним деятельность, оказание систематической коррекционно-педагогической помощи  через использование игровых приёмов, создание условий для накопления  детьми  положительного социально-эмоционального опыта.

Организуется «Карусель» 1 раз в неделю  в первой половине дня и состоит из нескольких взаимосвязанных частей:

  1. Ритуал приветствия, который помогает детям организоваться и

включиться в общую деятельность («Песенка - приветствие»).

  1. Коммуникативная игра, направленная на объединение педагогов и детей, умение соблюдать правила, использовать вербальные и невербальные средства общения («Передай игрушку», «Вместе делаем вот так…»).
  2. Социо–игровой прием, который способствует объединению пары «ребенок - взрослый» с помощью игрушек,  установлению доверительных отношений («Волшебный мешочек», «Парочки»).
  3. Игры и игровые упражнения с разными  специалистами, с помощью которых каждый специалист, интегрируя  образовательные области, реализует часть адаптированной основной образовательной программы.

Воспитатель  проводит игры, направленные на развитие функциональных возможностей кистей рук, обогащение тактильно – сенсорного опыта: массаж с использованием природного материала (шишки, желуди, березовые чурочки), пальчиковая гимнастика «Пальчиковые шаги», игры на развитие соотносящих действий по типу  «Доски   Сегена», «Почтовый ящик».

Учитель – дефектолог выполняет с детьми  игровые упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребёнка  со взрослыми и овладение способами усвоения общественного опыта,  восприятие сенсорных эталонов, развитие мышления. Примером этому могут служить игры с использованием игрового набора «Дары Фребеля» и системы М.Монтессори:  «Прокати шар», «Возьми, положи, дай», «Цилиндры - вкладыши», «Розовая башня», «Найди свой домик».

 Для стабилизации тонуса лицевой мускулатуры  детей с синдромом Дауна   учитель – логопед проводит   игры и игровые упражнения, направленные на активизацию артикуляционного аппарата через использование элементов игрового  логопедического массажа и  пассивной артикуляционной гимнастики, развитие длительного  и целенаправленного ротового выдоха,  умения подражать мимике и артикуляции взрослого.  Организуются такие игры, как  «Поиграй на дудочке», «Пузыри», «Сдуй снежинку», «Обезьянки», «Сделай как я ».

Педагог – психолог   проводит  игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями: усвоение социальных ролей, знакомство детей с  разными эмоциями и умение их выражать, обучение принятию игрового образа.

Этому способствуют игры  «Зайчики на полянке», «Дочки-матери»,

«В гостях у куклы».

Задача взрослого – быть внимательным к  индивидуальности каждого ребенка, построить         взаимодействие  таким образом, чтобы ребенку  хотелось общаться, чтобы ему было интересно,  и этот интерес побуждал бы его к социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Игры и игровые упражнения организованы на ковре, за столом, в  детском «кресле – груше». Разнообразие местоположения  игр,  а также их  эмоциональная насыщенность  позволяет  не перегружать ребенка,  удерживать интерес и внимание в течение всего времени  проведения «Карусели».

  1. При переходе от одного специалиста к другому планируются  музыкально – двигательные паузы с использованием элементов релаксационных упражнений (обнимание, поглаживание), что способствует психологической разгрузке и  снятию  эмоционального напряжения.
  2. В конце мероприятия проводится ритуал окончания, который помогает детям понять о завершенности данной деятельности (песенка в кругу, сюрпризный момент).

 Как показывает практика, организация  совместной  деятельности педагогов  и детей с особыми образовательными потребностями посредством «Карусели» позволяет достичь положительных образовательных эффектов:

- сформировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта с педагогами группы (педагоги группы отмечают, что дети демонстрируют эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение  взрослого, допускают телесный контакт, принимают помощь взрослого);

- сформировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым (дети демонстрируют готовность к совместным действиям,  проявляют интерес к игрушкам и предметам, желание с ними взаимодействовать; принимают и стараются соблюдать  правила совместной деятельности).

- развить у детей  умение концентрировать внимание на объекте взаимодействия, не отвлекаясь на внешние факторы (дети могут фиксировать взгляд на лице педагога; выполнить элементарную речевую инструкцию, регламентирующую какое-либо действие ребенка в определенной ситуации).

         Также данная практика позволяет создавать условия для накопления детьми разнообразных эмоциональных впечатлений, чему способствуют сюрпризные моменты, новые игрушки, мелодичная и   ритмичная    музыка.

Возможность присутствия родителей на «Карусели» способствует    освоению   методов и приемов  игрового взаимодействия с  детьми, что помогает им организовать  общение с ребенком в  домашних условиях или других ситуациях.

Исходя из этого, можно говорить об эффективности данной формы  организации совместной деятельности педагогов и детей с особыми образовательными потребностями в условиях группы кратковременного пребывания.

Библиографический список:

  1.  Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
  2. Екжанова, Е.А. . Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2011. - 270 с.
  3. Организация групп кратковременного пребывания  для детей со сложной структурой дефекта «Особый ребенок» [Электрон. ресурс] // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/29/organizatsiya-grupp-kratkovremennogo-prebyvaniya-dlya-detey-so, свободный.- Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.03.2017).
  4. Потапова, Е.Н., Первые шаги развития инклюзивного образования в Восточном округе города Москвы [Электрон. ресурс] // Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272с. – Режим доступа: http://narfu.ru/upload/iblock/0f1/inklyuzivnoe-obrazovanie-vypusk-1.pdf, свободный.- Загл. с экрана.- (Дата обращения: 27.03.2017).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей с детьми

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые подходы к организации взаимодействия с родителями по решению образова...

"Путешествие как форма организации совместной деятельности педагога с детьми (мастер - класс) ".

Цель: формирование элементарных представлений о тесной взаимосвязи в природе: солнцу рады все и люди, и звери....

Творческие проекты как форма организации совместной деятельности взрослых и детей

Проект, предлагаемый вашему вниманию,- это комплекс разных по содержанию и форме организации совместных дел педагога и детей. Работа проводилась на протяжении двух недель. Участвовали в ней и родители...

"Организация совместной деятельности педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей"

СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ, О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В  СТАТЬЕ ПОДРОБНО ОПИСАНЫ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТ...