"Карусель" как эффективная форма организации совместной деятельности педагогов и детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему
Статья опубликована в Методическом сборнике педагогов Ленинского района (из опыта работы по реализации ФГОС ДО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_karusel.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Карусель» как эффективная форма организации совместной деятельности педагогов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Н.А. Рейнсон
учитель – логопед МБДОУ №84
С сентября 2014 года в МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида» работает группа кратковременного пребывания «Солнечные дети» для детей со сложными нарушениями в развитии (синдром Дауна).
Данная категория детей остро нуждается в систематической коррекционной психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители – в консультировании по вопросам воспитания и развития «особого ребенка» в семье.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта деятельность группы направлена на создание благоприятных условий развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.
В связи с этим, перед педагогами ДОУ встал вопрос о необходимости разработки адаптированной основной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития детей с синдромом Дауна и стал осуществляться поиск эффективных форм ее реализации, направленных на построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Одной из форм взаимодействия взрослых и детей с особыми образовательными потребностями является «Карусель» - организация совместной деятельности с переходом детей от одного педагога к другому.
Дети с нарушениями интеллекта испытывают трудности при взаимодействии с окружающими людьми, поэтому на начальных этапах ключевым моментом становится организация детско–взрослого сотрудничества на основе сначала эмоционально – личностного, а затем эмоционально – делового контакта.
Учитывая данную специфику, «Карусель» в группе кратковременного пребывания «Солнечные дети» проходит следующим образом: каждый ребенок индивидуально взаимодействует с разными специалистами через игру.
В процессе данного сотрудничества решается ряд задач: развитие личности ребенка с ОВЗ через общение со взрослым и совместную с ним деятельность, оказание систематической коррекционно-педагогической помощи через использование игровых приёмов, создание условий для накопления детьми положительного социально-эмоционального опыта.
Организуется «Карусель» 1 раз в неделю в первой половине дня и состоит из нескольких взаимосвязанных частей:
- Ритуал приветствия, который помогает детям организоваться и
включиться в общую деятельность («Песенка - приветствие»).
- Коммуникативная игра, направленная на объединение педагогов и детей, умение соблюдать правила, использовать вербальные и невербальные средства общения («Передай игрушку», «Вместе делаем вот так…»).
- Социо–игровой прием, который способствует объединению пары «ребенок - взрослый» с помощью игрушек, установлению доверительных отношений («Волшебный мешочек», «Парочки»).
- Игры и игровые упражнения с разными специалистами, с помощью которых каждый специалист, интегрируя образовательные области, реализует часть адаптированной основной образовательной программы.
Воспитатель проводит игры, направленные на развитие функциональных возможностей кистей рук, обогащение тактильно – сенсорного опыта: массаж с использованием природного материала (шишки, желуди, березовые чурочки), пальчиковая гимнастика «Пальчиковые шаги», игры на развитие соотносящих действий по типу «Доски Сегена», «Почтовый ящик».
Учитель – дефектолог выполняет с детьми игровые упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребёнка со взрослыми и овладение способами усвоения общественного опыта, восприятие сенсорных эталонов, развитие мышления. Примером этому могут служить игры с использованием игрового набора «Дары Фребеля» и системы М.Монтессори: «Прокати шар», «Возьми, положи, дай», «Цилиндры - вкладыши», «Розовая башня», «Найди свой домик».
Для стабилизации тонуса лицевой мускулатуры детей с синдромом Дауна учитель – логопед проводит игры и игровые упражнения, направленные на активизацию артикуляционного аппарата через использование элементов игрового логопедического массажа и пассивной артикуляционной гимнастики, развитие длительного и целенаправленного ротового выдоха, умения подражать мимике и артикуляции взрослого. Организуются такие игры, как «Поиграй на дудочке», «Пузыри», «Сдуй снежинку», «Обезьянки», «Сделай как я ».
Педагог – психолог проводит игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями: усвоение социальных ролей, знакомство детей с разными эмоциями и умение их выражать, обучение принятию игрового образа.
Этому способствуют игры «Зайчики на полянке», «Дочки-матери»,
«В гостях у куклы».
Задача взрослого – быть внимательным к индивидуальности каждого ребенка, построить взаимодействие таким образом, чтобы ребенку хотелось общаться, чтобы ему было интересно, и этот интерес побуждал бы его к социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Игры и игровые упражнения организованы на ковре, за столом, в детском «кресле – груше». Разнообразие местоположения игр, а также их эмоциональная насыщенность позволяет не перегружать ребенка, удерживать интерес и внимание в течение всего времени проведения «Карусели».
- При переходе от одного специалиста к другому планируются музыкально – двигательные паузы с использованием элементов релаксационных упражнений (обнимание, поглаживание), что способствует психологической разгрузке и снятию эмоционального напряжения.
- В конце мероприятия проводится ритуал окончания, который помогает детям понять о завершенности данной деятельности (песенка в кругу, сюрпризный момент).
Как показывает практика, организация совместной деятельности педагогов и детей с особыми образовательными потребностями посредством «Карусели» позволяет достичь положительных образовательных эффектов:
- сформировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта с педагогами группы (педагоги группы отмечают, что дети демонстрируют эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение взрослого, допускают телесный контакт, принимают помощь взрослого);
- сформировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым (дети демонстрируют готовность к совместным действиям, проявляют интерес к игрушкам и предметам, желание с ними взаимодействовать; принимают и стараются соблюдать правила совместной деятельности).
- развить у детей умение концентрировать внимание на объекте взаимодействия, не отвлекаясь на внешние факторы (дети могут фиксировать взгляд на лице педагога; выполнить элементарную речевую инструкцию, регламентирующую какое-либо действие ребенка в определенной ситуации).
Также данная практика позволяет создавать условия для накопления детьми разнообразных эмоциональных впечатлений, чему способствуют сюрпризные моменты, новые игрушки, мелодичная и ритмичная музыка.
Возможность присутствия родителей на «Карусели» способствует освоению методов и приемов игрового взаимодействия с детьми, что помогает им организовать общение с ребенком в домашних условиях или других ситуациях.
Исходя из этого, можно говорить об эффективности данной формы организации совместной деятельности педагогов и детей с особыми образовательными потребностями в условиях группы кратковременного пребывания.
Библиографический список:
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
- Екжанова, Е.А. . Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2011. - 270 с.
- Организация групп кратковременного пребывания для детей со сложной структурой дефекта «Особый ребенок» [Электрон. ресурс] // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/29/organizatsiya-grupp-kratkovremennogo-prebyvaniya-dlya-detey-so, свободный.- Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.03.2017).
- Потапова, Е.Н., Первые шаги развития инклюзивного образования в Восточном округе города Москвы [Электрон. ресурс] // Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272с. – Режим доступа: http://narfu.ru/upload/iblock/0f1/inklyuzivnoe-obrazovanie-vypusk-1.pdf, свободный.- Загл. с экрана.- (Дата обращения: 27.03.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей с детьми
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые подходы к организации взаимодействия с родителями по решению образова...
"Формы организации совместной деятельности родителей и детей в ДОУ"
Консультация для педагогов....
"Путешествие как форма организации совместной деятельности педагога с детьми (мастер - класс) ".
Цель: формирование элементарных представлений о тесной взаимосвязи в природе: солнцу рады все и люди, и звери....
Творческие проекты как форма организации совместной деятельности взрослых и детей
Проект, предлагаемый вашему вниманию,- это комплекс разных по содержанию и форме организации совместных дел педагога и детей. Работа проводилась на протяжении двух недель. Участвовали в ней и родители...
Консультация для педагогов «Эффективные формы организации совместной деятельности детей и педагогов».
Консультация для педагогов...
"Организация совместной деятельности педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей"
СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ, О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В СТАТЬЕ ПОДРОБНО ОПИСАНЫ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТ...