«Логосказка как эффективная форма проведения логопедических упражнений"
консультация по логопедии на тему
Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми, имеющими речевые нарушения.
Цель:
знакомство педагогов с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoskazka_konsultatsiya_2015.docx | 591.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логосказка как эффективная форма проведения логопедических упражнений"
знакомство педагогов с «логопедическими сказками»,побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Ссобщение:
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – логосказку.
Основная идея логосказки – всесторонне, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
• Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям) .
• Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении) .
• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию) .
• Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки) .
• Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре) .
• Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету) .
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б. Беттельхейм, Э. Фромм, Э. Берн, Р. Гарднер,
А. Менегетти, К. Юнг, В. Пропп, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова,
Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, был открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.
Логосказка может использоваться в разных видах деятельности:
• Продуктивная деятельность.
• Театральная деятельность.
• Коммуникативная
• Музыкальная деятельность
• Познавательная деятельность
Виды логосказок:
• Артикуляционные
• Пальчиковые
• Фонетические
• Лексико-грамматические
• Сказки, способствующие формированию связной речи
• Сказки по обучению грамоте
Таким образом, можно использовать в работе имитационную игру:
«Теремок букв»
Стоит в поле теремок – теремок,
Он не низок, не высок.
Буква А к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Буква А поет: Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Никто не ответил букве А.
Зашла она в теремок и стала в нем жить.
Стоит в поле теремок – теремок,
Он не низок, не высок.
Буква У к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Буква У поет: Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
В окошке теремка появляется буква А:
«Это я, буква А, а ты кто? »
Буква У: «Я буква У, пусти меня к себе жить! »
Аналогично к теремку подбегают остальные гласные буквы.
«Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, пыхтели, шипели, рычали… »
Согласные: «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные песни петь» Пробуют петь, но ничего не получается
Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте рядом. Согласны? »
Согласные (кивают головой) : «Согласны, согласны! »
Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными».
Танец-приглашение (согласная приглашает гласную). В конце танца дети парами поворачиваются в круг лицом и пропевают получившиеся слоги, затем меняются местами и вновь пропевают слоги (ма – ам, ту – ут и т. д.)
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.
Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье... клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили.
А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, чем ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зубам .
Дети любят играть, и если обьединить отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и то они сами становятся активными участниками этой сказки- то как в сказке происходят чудеса, и звуки преображаются. И уже Ласково уЛыбается соЛнышко и гРозно Рычит афРиканский тигР.
Для начала можно предложить детям базовую сказку о Веселом Язычке. Лучше разделить ее по частям: Подъем, Завтрак, Прогулка, а на третье занятие сказка проигрывается целиком.
Если работа ведется с детьми -дислаликами, у которых хорошие память и внимание, сказку нужно трансформировать на 5-6 занятие : вводить новых персонажей, отправлять Язычка в другие необычные путешествия.
С детьми, у которых речевые и психические задержки, вводить новые элементы следует осторожно, пусть дети сначала усвоят сказку полностью, а потом уже поддерживать их интерес чем-то новым.
В артикуляционные сказки желательно вводить элементы мелкой и общей моторики. Вот на заборе (упр. "Заборчик") сидит кошка и сердится: пшшш, выпускает коготки (полукруглые ладони в напряжении) - и на солнышке успокаивается: мяу (ладошки расслабляются). Так в процессе коррекционной работы преображается сказка - преображаются и дети.
Артикуляционные сказки можно разнообразить, вводить новые сюжеты и элементы, чтобы у детей не пропадал интерес.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
А чтобы интересней проводить артикуляционную гимнастику, можно использовать сказочные сюжеты. Так на примере сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха» можно проводить артикуляционную гимнастику с детьми.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла.
Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).
Муха денежку нашла.
Упражнение «Грибок»
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд
Пошла Муха на базар.
Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).
И купила самовар.
Надувают щеки
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу».
Произносят звук: [с]-[с]-[с]
Упражнение «Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
Произносят: ша-ша-ша, шо-шо-що, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
Приходила к Мухе бабушка-пчела.
Упражнение «Лошадка»
Мухе-цокотухе меду принесла.
Упражнение «Чашечка»
Бабочка-красавица, кушайте варенье,
Или вам не нравится наше угощенье?Упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Вдруг какой-то старичок-паучок.
Нашу Муху в уголок поволок.
Упражнение «Часики»
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Хочет бедную убить.
Покусывают кончик языка.
Цокотуху погубить.
Упражнение «Грибок»
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик.
Произносят звук: [з]-[з]-[з]
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Произносят звук: [ц]-[ц]-[ц]
Подлетает к пауку,
Шпагу вынимает
И ему на всем скаку голову срубает.
Произносят звук: [з]-[з]-[з]
Муху за руку берет
И к окошечку ведет.
Прижимают широкий язык к верхним зубам
«Я злодея погубил,
Я тебя освободил.
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться».
Весенняя сказка о Язычке
Одним весенним утром проснулся Язычок, потянулся ("руки"), посмотрел в окно (" окошко"), улыбнулся ("заборчик").
"Масленница!",- вспомнил Язычок.
Вышел на улицу, а там гулянье. Индюк ( "индюк") играет на гармошке ( "гармошка"). Ежик ("руки") играет на дудочке ("дудочка"). Зайчик ("руки") играет на барабане ("барабанщик").
Стал Язычок прыгать под музыку гармошки, дудочки и барабана (соответствующие упражнения). Прыгал- прыгал и стало ему жарко ("окошко"), расстегнул Язычок пальто ("пуговки - орешки").
Увидел Язычок высокие качели ("качели"), начал раскачиваться - раз, два, три и т.д. ( загибать пальцы ). Накатался Язычок, замерз ("д-д-д- кончик языка стучит за верхними зубами"), застегнул Язычок пальто ("пуговки - орешки").
Решил Язычок попробовать горячих блинов. Первый ( загибаем пальцы) блин ("блинчик") он съел с маслом. Второй блин (" блинчик") он съел со сметаной. Третий блин со сгущенкой. Испачкался Язычок и стал облизываться ( "круговое движение языком по внешней стороне губ"). Наелся Язычок блинов и запил их вкусным молоком из большой ( "руки" ) чашечки ( "чашечка").
Захотелось Язычку покататься на лошадке ("иго-го"). Быстро бежит лошадка ("лошадка"). Накатался Язычок и в благодарность погладил лошадке гриву ( "маляр").
Устал Язычок, решил вернуться домой на машинке. Автомобиль долго не заводился. Нужно помочь ему (" заведи мотор"").
Вернулся Язычок вечером домой, почистил зубки (" почистим зубки") и лег спать (" руки").
P. S. "Руки"- Соответствующие тексту движения руками.
Загадочная бабочка
К начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии
(Т.В. Рожкова)
Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.
«Птенчик».
А бабочка ему говорит:
Явился в желтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки!
Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое:
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.
«Улыбочка».
— А еще знаешь, про что-нибудь большое? — спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя — хвост большой.
Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это...
— Слон! —закричал весело птенчик.
«Хоботок».
— Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? — спросила бабочка.
— Я остался один, потому и плакал.
Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
— Это про мою лопатку.
«Лопатка».
Я отгадал. А еще знаешь? — спросил птенчик.
Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, по он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные... (шары).
И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.
«Надуй игрушку».
Они даже пошлепали свои язычки,
«Непослушный язычок».
но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
«Расческа».
Затем друзья покачались на качелях.
«Качели»
И не заметили, как время прошло.
— А что всегда идет, а с места не сходит? — спросила бабочка.
И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.
Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к ее в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.
Трудолюбивая божья коровка
К комплексу упражнений для отработки звуков
[ш] - [ж] - [щ] - [ч]
(Т.В. Рожкова)
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.
— Да ты просто красный жук, — вторили другие.
Даже солнышко скрылось затучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка».
— Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушный язычок».
И он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
«Бублик»,
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
«Лошадка».
веселого маляра,
«Маляр».
грибок
«Грибок».
и даже гармошку.
«Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
— Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к нейсолнышко.
— Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
«Вкусное варенье».
И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.
«Грибок».
А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
«Парашютик».
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
Невоспитанный мышонок
(Т.В. Рожкова)
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться почистил зубки,
«Почистим зубки», причесался.
«Расческа».
Видит, зайчик на качелях качается.
«Качели».
Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.
«Язык-силач».
И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
«Бублик».
Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.
А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.
«Горка».
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.
«Заборчик».
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть — еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.
«Паровозик свистит».
И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логосказки как форма проведения логопедических упражнений
Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. Как показывает практический опыт, постепенно у детей появляетс...
Эффективные формы коррекционно-логопедической работы по развитию речи и обучению грамоте детей старшего возраста
В материале представлена структура группового сюжетно-тематического комплексного занятия и использование ИКТ в работе логопеда....
«Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ»
В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую является невысоким, дошкольные образовательные организации выступают инстанцией развития не только ребенка, включенного в образова...
Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации
Одна из форм проведения эффективного занятия в инклюзивной образовательной организации – бинарный урок. В нетрадиционной современной практике бинарный или интегрированный урок – это урок, ...
Консультация для педагогов: "Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации"
Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации...
Семинар - практикум для родителей на тему: "Логосказки, как эффективная форма коррекции речи дошкольников"
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Логосказка как эффективная форма коррекции речевых нарушений у детей.
Логосказка– это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.Основная цель логосказки &mdash...