Консультация для педагогов: "Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации"
консультация по коррекционной педагогике
Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok.docx | 14.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог: Афанасьева Ю.В.
Методическая разработка на тему:
Бинарный урок, как эффективная форма проведения
занятий в инклюзивной образовательной организации
Одна из форм проведения эффективного занятия в инклюзивной образовательной организации – бинарный урок. В нетрадиционной современной практике бинарный или интегрированный урок – это урок, который сочетает содержание двух предметов, например, литература и искусствоведение, и два учителя интегрируют содержание своего материала и проводят такой интересный урок.
Этот нетрадиционный формат очень эффективно адаптируется для задач инклюзивной педагогической практики. В зарубежном образовании аналог такого взаимодействия учителей на уроке называется соучительство или двойное преподавание.
В российском образовании модель проведения бинарного урока была отработана на базе нескольких столичных школ. Задачей было создать эффективную форму бинарного урока, потому что в инклюзии, ресурсное взаимодействие может происходить не только на уровне учреждений, но и во внутреннем взаимодействии. Эти профессиональные связи должны давать новое качество урока. Поэтому недостаточно, если в образовательной организации есть психолог и дефектолог, к которым можно привести ученика потому, что он мешает вести урок или не усваивает математику. Теперь кабинетная модель должна быть разрушена и все эти специалисты, если они работают в инклюзии, должны прийти в класс.
Итак, бинарный урок – это занятие нетрадиционного формата, который действительно ведут два педагога. Это интеграция мастерства, методов, подходов и технологических решений. Такой урок обязательно интерактивный, ориентирован не на трансляцию, а на коммуникацию, на двойное учебное взаимодействие, смешение форм, где в одном уроке применяются и индивидуальные и групповые модели взаимодействия, их сочетание и долевое перераспределение фронтальной нагрузки. В процессе такого урока происходит смена профессиональных ролей у педагогов. Благодаря всем этим качествам, форма бинарного урока очень эффективна в инклюзивном обучении.
Однако в инклюзивной практике форма бинарного урока несколько отличается от уже сложившейся практики. Бинарный урок в инклюзии предполагает партнерство между учителем общей практики и специалистом сопровождения, которые разделяют ответственность и обязанности по планированию и объяснению материала, а также проведению оценочных процедур на уроке для всех учеников в классе. Технологическое содержание этого урока дают пять определений: ответственность, обязанности, планирование, объяснение, проведение оценочных процедур.
Изменения, которые необходимы для проведения бинарного урока. Во-первых, должно быть желание специалистов попробовать такую форму проведения занятий, во-вторых, должно быть междисциплинарное профессиональное сотворчество.
Для обеспечения качественного сотрудничества необходима ориентировка на обсуждение. Обсуждается и урок, и функции каждого соведущего, и учащиеся. Доверие друг к другу. Четкое разделение ответственности. При этом оба соведущих владеют общими ресурсами. В данной ситуации ресурсами являются и знания, и дидактические материалы, которыми они делятся друг с другом, какая-то диагностическая информация (если она есть у специалиста, то она становится доступна учителю). Также и, наоборот, у учителя есть определенные знания обо всех остальных детях в классе, то он рассказывает про это второму педагогу. Потому что педагог-дефектолог должен знать, например, не только того особенного ребенка, ради которого он пришел в класс, но и всех остальных детей. Таким образом, общие ресурсы – это очень важный показатель качественного взаимодействия.
Совместное принятие решений также эффективное средство проведения бинарного урока в инклюзивном обучении. Совместное принятие решений невозможно без доверия друг к другу – это взаимосвязанные элемента. И, конечно же, равноправие, потому что педагог в массовой практике привык доминировать на уроке, и если кто-то к нему на урок приходит, это всегда вызывает внутренний дискомфорт и рождает некоторое отторжение или нежелание взять второго человека на занятие. В этом случае важно избежать позиции наблюдателя. В этом процессе не должно быть наблюдающего. Должны быть равноправные и равноответственные партнеры.
Для эффективной работы преподавателей и вспомогательных сотрудников следует соблюдать несколько необходимых правил: делиться своими сильными сторонами и потребностями, осуществлять совместное планирование, поддерживать друг друга, соблюдать равноправие, брать на себя часть общей работы. Поддержка в проведении бинарного урока возможна только во взаимодействии педагог–педагог.
Преподаватель предметник, дефектолог, логопед и т.д. – это все педагоги, только с разной спецификой знаний о ребенке, с разными методами, подходами и стратегиями, с отличающимся профессиональным мышлением. Сочетание всех этих ресурсов дает эффект высокого качества урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная викторина как эффективная форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.
Данная статья посвящена, как вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Предварительная консультация для родителей , чтобы выполнить домашнее задание.Совместные конкурсы взрослых и воспитанников...
Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации
Одна из форм проведения эффективного занятия в инклюзивной образовательной организации – бинарный урок. В нетрадиционной современной практике бинарный или интегрированный урок – это урок, ...
Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"
Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"...
Использование эффективных форм взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.
В настоящее время при занятости родителей, постоянной спешки многим педагогам дошкольных образовательных учреждений бывает трудно организовать эффективное взаимодействие с родителями, установить сотру...
Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...
«Обсуждение эффективных форм привлечения родителей к образовательной деятельности в ДОО» Доклад из личного опыта
Цель моей работы: вовлечение родителей в единое образовательное пространство, педагогический процесс ДОУ.Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:- обеспечение ...
Конфликты в инклюзивной образовательной организации и способы их разрешения.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта по...