Консультация для воспитателей "Области применения ИКТ для развития дошкольников"
консультация на тему

Еськина Елена Геннадиевна

Консультация предназначена для педагогов ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов137.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Светлячок»

Консультация для воспитателей

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ

1 КВ. КАТЕГОРИИ ЕСЬКИНА Е.Г.

http://duimovochka-27.ucoz.ru/_pu/1/66736981.jpg

с. Дивеево

 2016

В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

Сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Использование компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют не только насытить ребенка большим количеством  готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве —- умение самостоятельно приобретав новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью  обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые  принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

Информационные технологии обеспечивают личностно ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, для дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно; большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых в интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики..

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра — одна из форм практического мышления. В ней ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

В ходе игровой деятельности, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

—        представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

—        несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

—        движения, звук, мультипликация  надолго привлекают внимание ребенка;

—        проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером служат стимулом к познавательной активности детей;

—        предоставляет возможность индивидуализации обучения;

—        ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

—        в процессе деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

—        позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

—        компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ на занятиях:

—        помогает детям ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

—        овладеть практическими способами работы с информацией;

—        развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

усиливать положительную мотивацию) обучения; развивать  познавательную деятельность детей;

—        разнообразить  занятия , на эмоциональном  уровне (анимация, музыка), обеспечивать наглядность;

—        привлекает большое  количество дидактического материала;

—        повышает объем  выполняемой работы на занятии в 1,5— 2 раза;

—        обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ребенку с применением разно уровневых заданий);

—        расширяет возможность само стоятельной деятельности;

—        формирует навык исследовательской деятельности;

—        обеспечивает доступ к различным справочным системам электронным библиотекам другим информационным ресурсам;

—        способствует повышению качества образования.

ИКТ на занятии сможет сделать его эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сократит время для проверки знаний детей, которые научатся навыкам контроля ] самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ  разнообразный по содержанию и форме. Самые часто применяемые: понятийный аппарат и фото графии (репродукции), видеоролики, клипы песен, мелодии  презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.

Основная цель ИКТ: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности. Кроме того, используя компьютерные технологии, можно создавать как педагогу, так и детям различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры.

Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение детей к занятию, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения. Для этого используются различные методы и приемы: анализа, сравнения, обобщения, классификации, формулировки понятий, внутреннего плана действий.

В условиях коррекционного детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Занятия в коррекционном детском саду имеют свою специфику, ОНИ должны быть эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, использованием аудио- и видеозаписей, специальных коррекционных приемов обучения.

Все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен

только дополнять воспитателя, а не заменять его.

С использованием ИКТ можно проводить часть познавательно-речевых занятий с детьми. Основная их идея заключается в соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка.

Применение компьютерной техники позволяет  сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников с нарушением зрения компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям дошкольников: представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая их наглядно-образное мышление. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация. Наглядный материал, применяемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка и способствуют повышению интереса к изучаемому материалу.

Использование анимации, демонстрация разного рода слайд- шоу и видеофрагментов дает возможность показать динамические процессы, моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают к поисковой и познавательной деятельности.

Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества особенно детей с ослабленным зрением.

Признавая, что компьютер — мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить: использование его в учебно-воспитательных целях в ДОО требует тщательной организации как самих занятий, так и неси) режима в целом в соответствии с возрастом детей.

 

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия.

Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом применении ИКТ дети теряют особый интерес к таким занятиям.

Для детей с ослабленным зрением используются специальные разработанные специалистами упражнения, игры за компьютерами на развитие зрительных восприятия и слежения за предметами.

ИКТ прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей:« Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»...

Области применения ИКТ для развития дошкольников

Презентация, состоит из 17 слайдов, где подробно описаны все области применения ИКТ....

Консультация для родителей "Применение мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников"

Применение мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Федькушова Н.В.       Одним из главных и осново...

Консультация для родителей применение мнетехники для развития речи дошкольников!

Консультация для родителей! как применять мнетаблицы. Для чего применяем мнетаблицы....

Консультация для педагогов "Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой"

Консультация для педагогов "Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой"...