Консультация для воспитателей «Области применения ИКТ для развития дошкольников»
консультация

Инна Юрьевна Ищенко

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vosp.ikt16g.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 6 «КРИСТАЛЛИК»

141613, Россия. Московская область, г.Клин, ул.Клинская, д.42  т.9-93-07

 Консультация для воспитателей

«Области применения ИКТ

для развития дошкольников»

Воспитатель: Ищенко И.Ю.

Клин – 2016г.

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Так что же такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно- воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой работы с дошкольниками с использованием информационных технологий. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной работы с детьми на качественно новом уровне.

Педагог должен быть способен сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

В чем заключается необходимость информационных технологий в системе дошкольного образования?

• Значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

• Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

• Обеспечивают личностно-ориентированный подход.

• Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

• Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

• Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

• Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук.

• Важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Использование ИКТ помогает детям
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, 
- овладеть практическими способами работы с информацией, 
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ усиливает:
- положительную мотивацию обучения 
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: 
- Принцип равенства позиций 
- Принцип доверительности 
- Принцип обратной связи 
- Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ. 
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность: 
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность 
- привлекает большое количество дидактического материала 
- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза 
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ: 
- расширяет возможность самостоятельной деятельности; 
- формирует навык исследовательской деятельности; 
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Области применения ИКТ в ДОУ:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, принтер, Интернет презентации).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям и самостоятельной деятельности детей.

3. Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

4. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья.

5. Оформление документации, отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и, в дальнейшем, только вносить необходимые изменения.

6. Создание и использование презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

7. Использование презентаций, созданных в программе Power Point, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе родительских собраний.

8. Использование цифровой аппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

9. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса) .

10. Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности.

11. Использование электронной почты.

12. Создание сайта ДОУ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:

- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"

Консультация  "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...

Консультация для воспитателей «Речевые игры в развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Речевые игры в развитии дошкольников»Одна из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно из...

Консультация для воспитателей старших групп «Речевое развитие дошкольников»

Методы и приемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей: "Как способствовать социальному развитию дошкольника?"

Консультация для воспитателей: "Как способствовать социальному развитию дошкольника?"...

Консультация для воспитателей «Речевые игры в развитии дошкольников»

Одна из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие р...