Консультация для педагогов "О создании коллективной композиции"
методическая разработка по теме
Автором представлен материал для педагогов по созданию коллективных композиций с детьми в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnaya_kompozitsiya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«О СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ»
(консультация для педагогов)
Как правило, во время НОД в детском саду дети выполняют изображение индивидуально, каждый — свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех воспитанников группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Интерес педагогов к таким формам работы не случаен. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают и как это лучше сделать. А по завершении изображения дети вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их. Однако в массовой практике такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в наиболее легких формах: когда каждый ребенок выполняет свою часть изображения как отдельное, законченное, которое затем присоединяется к общей работе. Что же собой представляют коллективные занятия детей?
Коллективная изобразительная деятельность — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Достоинства эти очевидны и, казалось бы, неоспоримы, однако интерес к коллективной изобразительной деятельности как со стороны теоретиков и методистов, так и со стороны практиков весьма неустойчив, в связи с чем коллективные формы художественной деятельности используются в педагогическом процессе эпизодически. Отчасти это определяется недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогической науке. Вместе с тем воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики.
Важным обстоятельством, определяющим необходимость внедрения в дошкольную практику коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного очень нравится такого рода работа:
- во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей;
- во-вторых, как правило, результат — картина, созданная всеми вместе, — получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей.
При этом коллективная форма изображения не снижает значения деятельности каждого ребенка, не нивелирует его индивидуальные усилия. Наоборот, от качества работы каждого дошкольника зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.
Коллективные занятия по рисованию, лепке, аппликации проводятся не только в нашей стране. Такие занятия занимают большое место в японских детских садах и школах. Японские педагоги считают, что коллективные формы деятельности позволяют воспитывать у детей коллективизм, а это одна из важнейших задач воспитания в современной системе образования на всех уровнях, начиная с дошкольного. Японские педагоги объединяют результаты детской изобразительной деятельности в общую композицию практически уже на первом этапе овладения детьми изображением. Хотя созданные неумелой еще детской рукой изображения каждое в отдельности не представляют интереса, все вместе в одной композиции они выглядят очень привлекательно.
Руководство коллективной изобразительной деятельностью детей требует от педагога больше усилий, чем индивидуальная изобразительная деятельность. Особенно сложна в этом плане совместно-взаимодействующая форма организации. Все это нуждается в тщательном продумывании, четком планировании всех этапов работы и согласовании, рациональном размещении материалов и оборудования.
Желательно, чтобы коллективному рисованию, аппликации (как индивидуальному) предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
Основной этап — этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель — не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате детского сада Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр. Коллективная изобразительная деятельность, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: обе эти деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира. События и ситуации передаются в них в образной форме. Созданные ребенком образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают интерес к деятельности. Использование игровых методов и приемов на коллективных занятиях повышает эффективность коллективной деятельности.
Коллективные формы создания изображения можно использовать как в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с младшей группы (как это делают в Японии), так и в подготовительной к школе группе. В создании коллективной композиции могут быть объединены дети разных возрастов. Например, к празднику осени младшие и средние дошкольники могут нарисовать траву и цветы; деревья и кусты нарисуют дети 6—7 лет. Несомненно, созданная всеми детьми картина принесет им много радости. Вызовет она и интерес и у родителей, которые обязательно захотят посмотреть на детское творчество.
Старший воспитатель: Еськова С.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия НОД «Лепка»: «Цыплята гуляют», (Коллективная композиция).
Конспект итогового занятия по образовательной области "Лепка", во второй младшей группе...
Мастер-класс по созданию коллективной композиции "Салют победы" в технике батик с детьми средней группы.
Художественно- творческая деятельность детей средней группы по созданию коллективной композиции «Салют Победы» в нетрадиционной технике росписи по ткани – узелковый батик.Мастер-класс представле...
презентация на тему: "Создание коллективных композиций. Виды коллективных работ, их значение для воспитания детей".
Что такое коллективная работа? Цели и задачи коллективной работы. классификация коллективных форм организации занятий. Этапы работы над совместными композициями....
Конспект НОД по созданию коллективной композиции в 2 этапа с применением нетрадиционного рисования в технике мятой бумаги, а также использование изготовленных в рамках домашнего задания с родителями, цветов сакуры. «Ветка сакуры» в старшей группе «Солны
Конспект НОД по созданию коллективной композиции в 2 этапа с применением нетрадиционного рисования в технике мятой бумаги, а также использование изготовленных в рамках домашнего задания с родителями, ...
Консультация "Коллективные композиции с использованием разных техник"
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества ...
Создание коллективной композиции «Цветы для мамы» Подговительная к школе группа «Колокольчик»
laquo;К празднику 8 марта воспитанники подготовительной группы «Колокольчик» проявили творчество создали чудесную композицию «Цветы для мамы»...
Консультация для педагогов на тему "Коллективные композиции по ИЗО у дошкольников"
Тематика коллективных композиций, которые можно использовать в развитии дошкольников....