Консультация для педагогов на тему "Коллективные композиции по ИЗО у дошкольников"
консультация

Волобуева Татьяна В.

Тематика коллективных композиций, которые можно использовать в развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektivnye_kompozitsii_po_izo.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Коллективные композиции по изобразительной

                             деятельности у дошкольников»

Воспитатель: Волобуева Т.В.

 Цель: расширение знаний педагогов о коллективной композиции рисования в развитии детей дошкольного возраста

Задачи:

  • познакомить педагогов с коллективной композицией рисования для детей дошкольного возраста;
  • формировать представления, как правильно использовать коллективные композиции рисования;
  • дать примерную тематику коллективных композиций для дошкольников.

Ход консультации:

1.Знакомство с понятием «коллективная композиция».  

Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех воспитанников группы. Такие картины называются коллективными композициями. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

   Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. В процессе коллективной деятельности создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом по поводу того, что они создают и как это лучше сделать.

  Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.

  2.  Организация коллективных композиций.

Коллективные формы создания изображения можно использовать, начиная с младшей группы. Если композиция многопредметная, многоплановая работе над ней можно посвятить 2-3 занятия. Дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции.

   Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе. Созданию изображения должна предшествовать большая работа по накоплению и обогащению накопленного опыта, по уточнению представлений детей. Этому будет способствовать знакомство с изобразительным искусством, целевые прогулки, наблюдения, чтение произведений художественной литературы.

  Интересны для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые. Выполняют ту часть коллективной работы, которая не по силам детям.  

Руководство коллективной изобразительной деятельностью детей требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная изобразительная деятельность.  Тщательно продумывается, четко планируются все этапы работы, рационально размещаются материалы и оборудование.

3.  Этапы проведения коллективной творческой композиций.  

 Желательно, чтобы коллективному рисованию, предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.

   Основной этап – этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы.

Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

   Заключительный этап - это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате детского сада. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.   

Примерная тематика коллективных композиций по изобразительной деятельности во второй младшей группе.

  • Разноцветные шары (аппликация рисование);
  • Зимний лес (рисование);
  • На деревья на лужок тихо падает снежок (рисование);
  • Неваляшки гуляют (лепка, аппликация);
  • На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация).

 Изображение дерева при детях создает воспитатель, а дети наклеивают

 готовые цветы, листья.

  • Расцвели красивые цветы (аппликация, рисование);

 Украсим нашу группу к празднику Весны (шарами, цветами, флажками) (рисование, аппликация).

Подобная деятельность может быть проведено к новогоднему празднику. Воспитатель при детях вырезает и наклеивает большую елку или Деда Мороза, Снегурочку. Дети пассивные участники этой деятельности. Затем дети наклеивают готовые украшения на елку, костюм Деда Мороза или Снегурочки, а также шары, гирлянды огоньков, бус, флажков и т.д. Некоторые из тем, предложенных для малышей, могут быть использованы в работе с детьми средней группы, например, украшение групповой комнаты к празднику, но при этом дети 4-5 лет некоторые украшения могут вырезать сами.

Примерная тематика коллективных композиций по изобразительной деятельности в средней группе.

  • Осенний лес (рисование);
  • Осенний ковер или весенний ковер (рисование, аппликация);
  • Птицы на кормушке (лепка);
  • Птицы на ветке (дереве);
  • Веселая карусель (по мотивам дымковских игрушек).  

Воспитатель готовит силуэты дымковских игрушек из белой бумаги, а дети их расписывают. Затем конструируется карусель.

  • Сказочное дерево (рисование, аппликация);
  • Наш аквариум (рисование, аппликация);
  • Сказочная страна (аппликация) дети украшают вырезанные ими

домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, тонированном в соответствии с колоритом сказочной страны: небо, землю, траву и т.д.).

  • По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы

 (аппликация);

  • На клумбе расцвели красивые цветы. Хорошо подобрать бумагу

зеленого цвета в форме круга. Цветы дети могут нарисовать или вырезать и наклеить.

Чтобы детям облегчить решение темы и способствовать разнообразию изображения цветов, целесообразно в группе поставить большой букет цветов. Можно использовать иллюстрации, репродукции картин художников. Подобная деятельность может быть проведено и в старшей группе.

    Мотивом коллективной композиции может послужить литературное произведение. Например, стихотворные строчки: «На пруду камыши, расплескались там ерши, круг постарше, круг помладше, круг – совсем малыши» - могут стать темой общей композиции, в которой будет передан образ пляшущих рыб, объединенные в хороводы.

Примерная тематика коллективных композиций по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе.

  • Витрина магазина игрушек (рисование, аппликация);
  • Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация);
  • Наш уголок природы (аппликация);

Композиции могут быть сюжетными.

  • Осенний парк (волшебный сад);
  • На катке (рисование, аппликация);
  • В зоопарке (аппликация);
  • Веселый поезд (рисование или аппликация) сначала дети вырезают и

наклеивают вагоны, а затем рисуют пассажиров, которыми могут быть куклы, животные и т.п.);

  • Зимние забавы (аппликация);
  • Наш город;
  • Сказочное царство (рисование, лепка, аппликация);

         Все предлагаемые темы являются примерными.  Педагоги могут менять как тематику коллективных композиций, так и материалы, в которых они будут воплощаться.

4.  Рефлексия.

Я считаю, что все начинается с детства, и надеюсь, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром Искусства.
Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Методика для проведения оздоровительного бега для дошкольников" (из опыта работы)

Еще   мыслители  Древней  Греции  говорили: « Хочешь  быть   здоровым-  бегай!  Хочешь  быть  красивым-  бегай!Хочешь  ...

Консультация для педагогов ДОУ. "Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников"

Пословицы и потешки для работы с дошкольниками в трудовой деятельности....

Консультация для педагогов "Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников...

Консультация для педагогов "Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"

В консультации описаны  три основных вида дидактических игр, используемых в трудовом воспитании дошкольников. ...

Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"

В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....