Индивидуальный подход к художественно одаренным детям
консультация по теме
Индивидуальный подход к художественно одаренным детям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_podhod_k_hudozhestvenno_odarennym_detyam.odt | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный подход к художественно одаренным детям.
Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.
Результаты многочисленных исследований подтверждают, что художественное развитие всех детей без исключения нуждается в руководстве и требует индивидуального подхода к ним. Для развития творческих способностей детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда.
Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи. Они всегда стремятся выделятся из толпы. Многие художественно одаренные личности немного «оторваны» от реальности, они живут в своем мире. Именно поэтому педагогу нужно с пониманием относиться к высказываниям и ответам таких детей, не сдерживать инициативу, не смеяться и не ругать за предложение отличного от собственного. Нужно помнить, что одаренный ребенок – не только чувствительный и легко ранимый, но и обладающий высоким интеллектом, оригинальностью мышления, нестандартным подходом к решению проблем, а значит стоит задуматься о том, чей же ответ верен, и существует ли он – единственно правильный?
Одаренные дети стремятся отстаивать собственную самостоятельность и значимость во взаимоотношениях. Нужно стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе:
- уметь наблюдать за детьми;
- воспринимать выражение глаз ребят, их мимику;
- обращать внимание на поведение и на настроение;
- быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в
группе;
- стремиться поставить себя на место ребенка;
- честно признавать свои ошибки;
- чаще контактировать с детьми в свободное время;
- уметь слушать детей;
- быть инициативным;
- быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;
- понимать и уважать ребенка;
- обращать внимание на взаимоотношения детей в коллективе.
Чтобы обеспечить чувство психологической и социальной защищенности, доверие ребенка к миру, формирование положительных начал личности и индивидуальности ребенка, необходимо продумать не только приемы и методы педагогического воздействия взрослого на детей, а всю систему социально-психологического взаимодействия педагога и ребенка, где в центре внимания будет дошкольник, его интересы и склонности.
Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей. Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности. Другие же выбирают простой сюжет и простые средства изображения. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.
Специфика занятий продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям:
1) Органическое сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива. Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим.
2) Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним; недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.
3) Единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Музыкально одаренные дети»
Целью создания эксперементальной программы является - выявление и поддержка творческих способностей и инициатив талантливых детей, развитие оптимальной образовательной среды, способствующей самоопреде...
Индивидуально маршрутный лист для одаренных детей.
Это материал я использовала при защите своей категории , сейчас требуют маршрутные листы на одаренных детей. Надеюсь , что кому-нибудь это понадобится....
Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Доклад для коллег на тему: "Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности"....
Индивидуальный подход к развитию речи детей дошкольного возраста
В статье освещены методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста....
Индивидуальная карта физической подготовленности одаренных детей
Формирование у ребёнка быстроты, ловкости, гибкости, выносливости...
Использование разнообразных методов, приемов и здоровьесберегающих технологий для индивидуального сопровождения физического развития одаренных детей
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество пс.ихики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах де...
Раскройте современные подходы к обучению одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении
«Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. это годы с рождения до трех лет. В детском саду в...