Использование разнообразных методов, приемов и здоровьесберегающих технологий для индивидуального сопровождения физического развития одаренных детей
методическая разработка (подготовительная группа)
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество пс.ихики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности:
- Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
Двигательную одаренность можно определить, как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
Массовые спортивные мероприятия позволяют выявить одаренных детей, привить им интерес к занятиям физической культурой и спортом, совершенствовать физические свойства и качества, двигательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam_tekst.docx | 484.39 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество пс.ихики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.
Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности:
- Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
Склонность «все делать по-своему».
Например, для одаренного ребенка типично — наряду со способностью очень быстро находить пути решения задач — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения).
На сегодня определены виды одаренности:
- умственная;
- социальная;
- моторная;
- практическая.
Ведущим в познании спортивной одаренности является определение моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить, как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В работе можно использовать следующие признаки одаренности:
- быстрое освоение деятельности и ее выполнения;
- использование новых типов деятельности;
- проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
- устойчивость интересов, упорство в достижении цели;
- широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях, конкурсах.
К группе физически одаренных детей мы относим тех детей, которые:
- имеют более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников;
- имеют высокую познавательную потребность в двигательной активности;
- испытывают радость от занятий физической культурой и спортом;
- проявляют любопытство ко всем видам двигательной активности;
- свободно высказывают своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
- уверенно выполняют сложные двигательные действия, обладают богатой фантазией и воображением;
- имеют высокую скорость мышления и освоения двигательного навыка.
- стремятся к самовыражению, через участие в различных соревнованиях и спортивных конкурсах.
Основными принципами работы с физически одаренными детьми можно считать:
- реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития ребенка;
- использование системы развивающего образования и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности;
- целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей;
- увеличение роли внеурочной деятельности.
Массовые спортивные мероприятия позволяют выявить одаренных детей, привить им интерес к занятиям физической культурой и спортом, совершенствовать физические свойства и качества, двигательную активность.
В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
2. Использование методов, приемов и здоровьесберегающих технологий для индивидуального сопровождения физического развития одаренных детей.
Здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья
- стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
- технологии обучения здоровому образу жизни
- физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
- коррекционные технологии
- арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Физическое развитие» с учетом ФГОС»
Краткая аннотацияМастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работ...
Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.
В представленном материале автор рассказывает о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...
Индивидуальная карта физической подготовленности одаренных детей
Формирование у ребёнка быстроты, ловкости, гибкости, выносливости...
Использование здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР
Упражнения и занятия для Коррекции особенностей моторного развития детей с тяжелым недоразвитием речи (ТНР), с условием его здоровьесбережения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринят...
Здоровьесберегающие технологии их влияние на физическое развитие дошкольников
Обобщение позитивного педагогического опыта...
Презентация "Индивидуальное сопровождение физического развития одарённых детей"
Использование разнообразных методов, приёмов и здоровьесберегающих технологий в работе с одаренными детьми...
Мастер-класс для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Физическое развитие» с учетом ФГОС»
ldquo;Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды....