Тренинг по проблеме поликультурного воспитания.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Чаун Наталья Витальевна
 Базовое учреждение поликультурного образования - детский сад, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной, русской речью, становление основ мировоззрения, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей, традиций. Встречи нашего клуба "Мы такие разные" напралены на решение задач поликультурного воспитания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davayte_poznakomimsya.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Первая встреча детско-родительского клуба

«Мы такие разные»

Круглый стол: «Давайте познакомимся!»

Цель: познакомиться с участниками клуба; определить направления клуба, выявить запросы родителей по организации работы и успешного взаимодействия; создать условия для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации; знакомить родителей и детей с традициями и обычаями русского народа.

Оборудование: заготовки визитных карточек, краски, карандаши, листы бумаги, ручки,  «родословное» дерево на ватмане, листочки для дерева, фотографии, ножницы.

 

   Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Садитесь поудобнее, мы начинаем нашу первую встречу в рамках детско-родительского клуба под названием «Мы такие разные». В нашем дошкольном учреждении проводится инновационная работа по приобщению детей к культуре русского народа, культуре Кубани. В рамках данной инновационной деятельности  нами, педагогами детского сада, совместно с вами, родителями будет создан детско-родительский клуб «Мы такие разные». (Обсуждение примерного тематического плана клуба на учебный год)

1. Упражнение «Знакомство». ( оформление визитных карточек)

   Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад – это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации. Перед вами на столах заготовки для визитных карточек, цветные карандаши, фломастеры, краски. Ваша задача – за 5 минут создать рисунок – герб вашей семьи, который расскажет нам о вашей семье. Затем вы представляете нам вашу семью, показываете результаты вашего творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.

2. Тренинг «Тайна моего имени» (слайд 1)

  Педагог-психолог: Давайте, внимательно посмотрим друг на друга и скажем, чем мы похожи. (Ответы детей и родителей) (слайд 2). Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки  есть у каждого и что-то, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.  (слайд 3) Что это? (Имя) Именно поэтому нашу первую встречу мы назвали «Давайте познакомимся!» Ведь общаться и дружить нам предстоит на протяжении всего года. Встречаться мы с вами будем один раз в месяц. Темы встреч и ваши пожелания мы обсудим в конце нашего круглого стола. (слайд 4)

   Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они означают очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. (слайд 5) В Древней Руси очень серьезно относились к именам. Считалось, что имя, данное при рождении, влияет на дальнейшую судьбу человека. Кстати, некоторые восточные религии и сейчас полностью разделяют это мнение. До принятия христианства восточные славяне (предки русских, белорусов и украинцев) использовали только личные имена, а вот после Крещения Руси каждый ребенок обретал еще и крестильное имя. Но традиции язычества были крепки – в широком употреблении еще долго оставались имена-прозвища, которые нередко вытесняли имя, данное по святцам. (слайд 6)

«Сложились судьбы всех детей по-разному, но имя тоже освещало путь»

   По какому же принципу наши предки выбирали имена своим наследникам? Мог сыграть свою роль любой из следующих факторов.

- По тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш. (слайд 7)

- По отличительным признакам характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати, даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый. От подобных имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких, как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы. (слайд 8)

 – Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень, май – Травень, Август – Зарев и т.д.   (слайд 9)

   Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям). (слайд 10)

 Послушайте стихотворение:

«Был в старину такой обычай…» (Слайд 11)

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То, назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То – хошь не хошь – Иероним!

                           ( М. Владимов)

(слайд 12)  После введения христианства на Руси вошли в практику именования,  так называемые календарные имена.  Детей стали называть именами святых из церковного календаря. Христианство пришло на Русь из Византии, и поэтому имена эти в большинстве своём греческого происхождения. Появились латинские, древнееврейские, древнеперсидские и другие  имена. (слайд 13)

 Греческие и римские имена подчёркивали в людях моральное и физическое достоинство. 

Греческие имена:

  • Андрей – «мужественный»
  • Александр – «защитник»
  • Алексей – «оберегающий»
  • Евгений – «благородный»
  • Никита – «победитель»
  • Тихон – «счастливый» (Слайд 14)

Римские имена:

  • Виктор – «победитель»
  • Валерий – «здоровый, сильный»
  • Марина – «морская»
  • Наталья – «родная»
  • Максим – «величайший»
  • Виолетта – «маленькая фиалка»
  • Маргарита – «жемчужина»
  • Стела – «звезда» (слайд 15)

Древнееврейские имена:

  • Михаил – «равный Богу»
  • Илья – «сила Божья»
  • Елизавета – «клятва Богу»
  • Сусанна – «белая лилия»
  • Даниил – «суд Божий»
  • Иван – «Божье благоволение»
  • Мария – «горькая, госпожа»
  • Анна - «милость» (слайд 16)

Старославянские имена:

  • Владимир – «владеющий миром»
  • Вячеслав – «более славный»
  • Станислав – «славный своею крепостью»
  • Злата – «золотая»
  • Лада – «милая, совершенная»
  • Людмила – «милая людям» (слайд 17)

Скандинавские имена:

  • Олег – «святой, священный»
  • Ольга – «святая» (слайд 18)

Среди современных русских имён встречаются также имена, созданные после Октябрьской революции. Тогда  общество пыталось покончить со старой жизнью и создать всё новое, в том числе и имена. (Искра, Революция, Гений, Радий,  Электрон, Грация, Воля). Эти имена не прижились. Давали имена и по названию месяцев: Октябрина, Ноябрина, Майя. Самыми популярными были имена, образованные из нескольких первых или начальных букв имён вождей: Владлен ( Владимир Ленин), Марлен (Маркс, Ленин), Донара (дочь народа). (слайд 19)

«В защиту детей»

Если только ты умён,

Не давай ребятам

Столь затейливых имён,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой.

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращённо Дита,

На родителей была

Девушка сердита

Для,  другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой.

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Злополучным детям…

                                     (С.Я. Маршак)

(слайд 20)

   По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или девочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и постараемся побольше узнать о ваших именах. Послушайте, пожалуйста, отрывок из еще одного стихотворения.

«Октябрины».

Сергеями,

Андреями

Иванами,

Иринами,

Маринами,

Татьянами

Теперь детей стараются назвать.

А было время – именами странными

Одаривали их отец и мать.

                                                (Е. Долматовский)

(слайд 21) Интересно, а почему именно так, а не иначе наши родители назвали своих малышей. (Выслушиваем рассказы родителей). (слайд 22)

   Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Например, Михаил, и мне приходит на помощь Мудрость и Мужество. А могут навредить мелочность и мягкотелость. Игорь – Искренность и Ироничность, инертность и импульсивность. Пожалуйста, у вас есть время, чтобы понять смысл, скрытый в первой букве вашего имени. На это задание отводится 3 минуты, по истечении которых вы расскажете о своих находках.

 Спасибо вам за искренность. Имя – это не простое сочетание букв. В нем каждый звук находится на своем особенном месте  и образует нечто целое, неповторимое и ценное.  (слайд 23) Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. (слайд 24)

3. Игра «Почтальон»

Педагог-психолог: Предлагаем, вам поиграть в игру, которая называется «Почтальон». Я раздам вам карточки с названиями станций. Например, ведущий произносит: «Почта едет со станции Руденко на станцию Резниковы,». (используем фамилии участников или имена)  Игроки, чьи станции названы, (мама и ребенок, в паре), должны как можно быстрее поменяться местами. В это время ведущие пытаются занять свободное место. Игроки, места которых заняли, становятся ведущими. Если ведущие говорят: «Почта идет во все города», тогда местами должны поменяться все участники.

4. Игра «Эхо»

   Учитель-логопед: Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка справа, а мы снова повторяем. Можно менять интонацию и тембр голоса. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.

5. Игра «Объясни имя».

   Учитель-логопед: Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас вам буду называть,  и показывать имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут. Например: Незнайка (его так звали, потому что он ничего не знает), Белоснежка (белая, как снег), Снегурочка (она сделана из снега), Синеглазка (это девочка с синими глазами), Курочка Ряба (она пестрая, рябая), Корова Буренка (она коричневая, бурая), Бычок Смоляной Бочок (у бычка бок в смоле).

   А теперь попробуйте угадать, откуда взялись названия некоторых животных. Вот, например, жук-олень – рога у этого жука знатные. Чем не олень? Или ящерица – медянка – она получила свое название из-за того, что шкура у нее красновато-зеленая, отливающая медью. А как вы думаете, откуда получила свое имя бабочка – голубянка? (у нее голубые крылья); бабочка-поденка? (она живет всего один день); змея гадюка (опасная, ядовитая); рыба-голец (у нее нет чешуи, она «голая»); снегирь (эта птица прилетает к нам, когда выпадает снег); птица кукушка (назвали так, потому что она кукует). Все эти насекомые, птицы, животные проживают на территории нашей необъятной родины, вместе с нами.

6. Игра «Ласковое имя»

   Педагог-психолог: Предлагаю вам проверить, как мы с вами запомнили наши имена и поиграть в игру «Ласковое имя». Мы будем бросать друг другу мячик, и тот к кому мячик попадет, назовет одно или несколько ласковых имен того человека от кого он поймал мяч.

7. Конкурс «Кто знает больше необычных имен»

   Педагог: Сейчас мы разделимся на две команды и проведем конкурс. Назвать можно не только свои имена, но и имена своих родных, знакомых, друзей. Победит та команда, которая вспомнит и назовет больше имен.

8. «Родословное дерево»

    Педагог: Сегодня, уважаемые родители, мы приготовили для вас сюрприз. Предлагаем вам и вашим малышам вместе с нами украсить наше родословное дерево вашими фотографиями, которые вы принесли. Перед вами листики разных цветов. Каждая веточка нашего дерева – это одна семья. Выбирайте цветовую гамму, близкую вам, наклеивайте фотографии на листочки и украшайте каждый свою веточку.

9. «Почтовый ящик»

   Педагог-психолог: Наша первая встреча подходит к концу. Огромное спасибо, вам, что пришли, подарили много позитивных эмоций нам, и надеюсь, и себе и своим детям. На мой взгляд, наше знакомство прошло успешно. В конце мне хотелось бы с вами обсудить темы наших последующих встреч, спросить о ваших пожеланиях и предложениях. Запишите их, пожалуйста, на своих листочках и положите в «почтовый ящик». Всего, вам доброго. Берегите себя и своих близких. До новой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».       Формирование основ толерантной культуры – одна...

Родительское собрание с элементами тренинга: Тема: «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, как найти способ решения данного конфликта, рассмотрим на приме...

Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»

Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работ...

Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)

Цель поликультурного воспитания -  формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...

Консультация для родителей "Проблема поликультурного образования дошкольников"

Консультация для родителей "Проблема поликультурного образования дошкольников" в формате буклета...