Тренинг по проблеме поликультурного воспитания.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davayte_poznakomimsya.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Первая встреча детско-родительского клуба
«Мы такие разные»
Круглый стол: «Давайте познакомимся!»
Цель: познакомиться с участниками клуба; определить направления клуба, выявить запросы родителей по организации работы и успешного взаимодействия; создать условия для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации; знакомить родителей и детей с традициями и обычаями русского народа.
Оборудование: заготовки визитных карточек, краски, карандаши, листы бумаги, ручки, «родословное» дерево на ватмане, листочки для дерева, фотографии, ножницы.
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Садитесь поудобнее, мы начинаем нашу первую встречу в рамках детско-родительского клуба под названием «Мы такие разные». В нашем дошкольном учреждении проводится инновационная работа по приобщению детей к культуре русского народа, культуре Кубани. В рамках данной инновационной деятельности нами, педагогами детского сада, совместно с вами, родителями будет создан детско-родительский клуб «Мы такие разные». (Обсуждение примерного тематического плана клуба на учебный год)
1. Упражнение «Знакомство». ( оформление визитных карточек)
Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад – это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации. Перед вами на столах заготовки для визитных карточек, цветные карандаши, фломастеры, краски. Ваша задача – за 5 минут создать рисунок – герб вашей семьи, который расскажет нам о вашей семье. Затем вы представляете нам вашу семью, показываете результаты вашего творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.
2. Тренинг «Тайна моего имени» (слайд 1)
Педагог-психолог: Давайте, внимательно посмотрим друг на друга и скажем, чем мы похожи. (Ответы детей и родителей) (слайд 2). Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки есть у каждого и что-то, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. (слайд 3) Что это? (Имя) Именно поэтому нашу первую встречу мы назвали «Давайте познакомимся!» Ведь общаться и дружить нам предстоит на протяжении всего года. Встречаться мы с вами будем один раз в месяц. Темы встреч и ваши пожелания мы обсудим в конце нашего круглого стола. (слайд 4)
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они означают очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. (слайд 5) В Древней Руси очень серьезно относились к именам. Считалось, что имя, данное при рождении, влияет на дальнейшую судьбу человека. Кстати, некоторые восточные религии и сейчас полностью разделяют это мнение. До принятия христианства восточные славяне (предки русских, белорусов и украинцев) использовали только личные имена, а вот после Крещения Руси каждый ребенок обретал еще и крестильное имя. Но традиции язычества были крепки – в широком употреблении еще долго оставались имена-прозвища, которые нередко вытесняли имя, данное по святцам. (слайд 6)
«Сложились судьбы всех детей по-разному, но имя тоже освещало путь»
По какому же принципу наши предки выбирали имена своим наследникам? Мог сыграть свою роль любой из следующих факторов.
- По тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш. (слайд 7)
- По отличительным признакам характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати, даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый. От подобных имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких, как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы. (слайд 8)
– Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень, май – Травень, Август – Зарев и т.д. (слайд 9)
Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям). (слайд 10)
Послушайте стихотворение:
«Был в старину такой обычай…» (Слайд 11)
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То, назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним!
( М. Владимов)
(слайд 12) После введения христианства на Руси вошли в практику именования, так называемые календарные имена. Детей стали называть именами святых из церковного календаря. Христианство пришло на Русь из Византии, и поэтому имена эти в большинстве своём греческого происхождения. Появились латинские, древнееврейские, древнеперсидские и другие имена. (слайд 13)
Греческие и римские имена подчёркивали в людях моральное и физическое достоинство.
Греческие имена:
- Андрей – «мужественный»
- Александр – «защитник»
- Алексей – «оберегающий»
- Евгений – «благородный»
- Никита – «победитель»
- Тихон – «счастливый» (Слайд 14)
Римские имена:
- Виктор – «победитель»
- Валерий – «здоровый, сильный»
- Марина – «морская»
- Наталья – «родная»
- Максим – «величайший»
- Виолетта – «маленькая фиалка»
- Маргарита – «жемчужина»
- Стела – «звезда» (слайд 15)
Древнееврейские имена:
- Михаил – «равный Богу»
- Илья – «сила Божья»
- Елизавета – «клятва Богу»
- Сусанна – «белая лилия»
- Даниил – «суд Божий»
- Иван – «Божье благоволение»
- Мария – «горькая, госпожа»
- Анна - «милость» (слайд 16)
Старославянские имена:
- Владимир – «владеющий миром»
- Вячеслав – «более славный»
- Станислав – «славный своею крепостью»
- Злата – «золотая»
- Лада – «милая, совершенная»
- Людмила – «милая людям» (слайд 17)
Скандинавские имена:
- Олег – «святой, священный»
- Ольга – «святая» (слайд 18)
Среди современных русских имён встречаются также имена, созданные после Октябрьской революции. Тогда общество пыталось покончить со старой жизнью и создать всё новое, в том числе и имена. (Искра, Революция, Гений, Радий, Электрон, Грация, Воля). Эти имена не прижились. Давали имена и по названию месяцев: Октябрина, Ноябрина, Майя. Самыми популярными были имена, образованные из нескольких первых или начальных букв имён вождей: Владлен ( Владимир Ленин), Марлен (Маркс, Ленин), Донара (дочь народа). (слайд 19)
«В защиту детей»
Если только ты умён,
Не давай ребятам
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой.
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращённо Дита,
На родителей была
Девушка сердита
Для, другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой.
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям…
(С.Я. Маршак)
(слайд 20)
По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или девочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и постараемся побольше узнать о ваших именах. Послушайте, пожалуйста, отрывок из еще одного стихотворения.
«Октябрины».
Сергеями,
Андреями
Иванами,
Иринами,
Маринами,
Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время – именами странными
Одаривали их отец и мать.
(Е. Долматовский)
(слайд 21) Интересно, а почему именно так, а не иначе наши родители назвали своих малышей. (Выслушиваем рассказы родителей). (слайд 22)
Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Например, Михаил, и мне приходит на помощь Мудрость и Мужество. А могут навредить мелочность и мягкотелость. Игорь – Искренность и Ироничность, инертность и импульсивность. Пожалуйста, у вас есть время, чтобы понять смысл, скрытый в первой букве вашего имени. На это задание отводится 3 минуты, по истечении которых вы расскажете о своих находках.
Спасибо вам за искренность. Имя – это не простое сочетание букв. В нем каждый звук находится на своем особенном месте и образует нечто целое, неповторимое и ценное. (слайд 23) Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. (слайд 24)
3. Игра «Почтальон»
Педагог-психолог: Предлагаем, вам поиграть в игру, которая называется «Почтальон». Я раздам вам карточки с названиями станций. Например, ведущий произносит: «Почта едет со станции Руденко на станцию Резниковы,». (используем фамилии участников или имена) Игроки, чьи станции названы, (мама и ребенок, в паре), должны как можно быстрее поменяться местами. В это время ведущие пытаются занять свободное место. Игроки, места которых заняли, становятся ведущими. Если ведущие говорят: «Почта идет во все города», тогда местами должны поменяться все участники.
4. Игра «Эхо»
Учитель-логопед: Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка справа, а мы снова повторяем. Можно менять интонацию и тембр голоса. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
5. Игра «Объясни имя».
Учитель-логопед: Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас вам буду называть, и показывать имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут. Например: Незнайка (его так звали, потому что он ничего не знает), Белоснежка (белая, как снег), Снегурочка (она сделана из снега), Синеглазка (это девочка с синими глазами), Курочка Ряба (она пестрая, рябая), Корова Буренка (она коричневая, бурая), Бычок Смоляной Бочок (у бычка бок в смоле).
А теперь попробуйте угадать, откуда взялись названия некоторых животных. Вот, например, жук-олень – рога у этого жука знатные. Чем не олень? Или ящерица – медянка – она получила свое название из-за того, что шкура у нее красновато-зеленая, отливающая медью. А как вы думаете, откуда получила свое имя бабочка – голубянка? (у нее голубые крылья); бабочка-поденка? (она живет всего один день); змея гадюка (опасная, ядовитая); рыба-голец (у нее нет чешуи, она «голая»); снегирь (эта птица прилетает к нам, когда выпадает снег); птица кукушка (назвали так, потому что она кукует). Все эти насекомые, птицы, животные проживают на территории нашей необъятной родины, вместе с нами.
6. Игра «Ласковое имя»
Педагог-психолог: Предлагаю вам проверить, как мы с вами запомнили наши имена и поиграть в игру «Ласковое имя». Мы будем бросать друг другу мячик, и тот к кому мячик попадет, назовет одно или несколько ласковых имен того человека от кого он поймал мяч.
7. Конкурс «Кто знает больше необычных имен»
Педагог: Сейчас мы разделимся на две команды и проведем конкурс. Назвать можно не только свои имена, но и имена своих родных, знакомых, друзей. Победит та команда, которая вспомнит и назовет больше имен.
8. «Родословное дерево»
Педагог: Сегодня, уважаемые родители, мы приготовили для вас сюрприз. Предлагаем вам и вашим малышам вместе с нами украсить наше родословное дерево вашими фотографиями, которые вы принесли. Перед вами листики разных цветов. Каждая веточка нашего дерева – это одна семья. Выбирайте цветовую гамму, близкую вам, наклеивайте фотографии на листочки и украшайте каждый свою веточку.
9. «Почтовый ящик»
Педагог-психолог: Наша первая встреча подходит к концу. Огромное спасибо, вам, что пришли, подарили много позитивных эмоций нам, и надеюсь, и себе и своим детям. На мой взгляд, наше знакомство прошло успешно. В конце мне хотелось бы с вами обсудить темы наших последующих встреч, спросить о ваших пожеланиях и предложениях. Запишите их, пожалуйста, на своих листочках и положите в «почтовый ящик». Всего, вам доброго. Берегите себя и своих близких. До новой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».
Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности». Формирование основ толерантной культуры – одна...
Родительское собрание с элементами тренинга: Тема: «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, как найти способ решения данного конфликта, рассмотрим на приме...
Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»
Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работ...
Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)
Цель поликультурного воспитания - формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...
Консультация для родителей "Проблема поликультурного образования дошкольников"
Консультация для родителей "Проблема поликультурного образования дошкольников" в формате буклета...