Методическая разработка по направлению художественно-эстетическая образовательная область "Цвета детства"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Величко Марина Алексеевна

Парциальная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsii.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «ЦВЕТА ДЕТСТВА»

(ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТАТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ)

АВТОР: ВЕЛИЧКО М.А., Г.СТАВРОПОЛЬ

Проблема цвета издавна волновала человечество и на сегодняшний день она остается актуальной. М. Дерибе писал: «Если цвет в воздействии на взрослых играет важную роль, оказывая на них психическое, а иногда и физиологическое влияние, то позволительно думать, что его роль более важна в воздействии на детей, чей ум более восприимчив, а воображение импульсивнее». Дети в любом возрасте любят рисовать цветными карандашами, фломастерами, акварельными красками, гуашью, часто совершенно не задумываясь, что цвета могут взаимодействовать друг с другом и противостоять друг другу. Для того, чтобы подвести детей к разумному обращению с цветом, требуется система упражнений и заданий, основанных на законах цветоведения.

Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения – Леонардо да Винчи. Он установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он писал: «Простых цветов 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный». Полтора века спустя 23-х- летний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла преломил солнечный свет и получил радугу (спектр он считал основными цветами: синий, желтый и красный, из которых получаются промежуточные цвета).        

В 1810 году был напечатан огромный, занимающий 1400 страниц, «Труд о природе цвета». Его автором был Иоган Вольфган Гете. Гете рассматривал феномен цветов комплексно, учитывая его физиологические и психологические аспекты (влияние на зрение и разум). Он открыл феномен контраста. Эффект сочетания цветов между собой, когда один из них усиливает другой или приглушает.

В наше время книга Гете во многом устарела, но ее часть посвящена трактовке цветов, их символическому, психологическому содержанию не потеряла своей значимости.

Исследование цвета и его влияние на живые организмы ведутся не одно столетие. Сейчас многие утверждают, что на цвет реагируют все животные – от простейших до таких сложноорганизованных, как человек.

Прежде чем говорить о частных закономерностях и принципах использования цвета в практической работе с дошкольниками, имеет смысл обратиться к основным положениям концепции цветового сопровождения, главная идея которой состоит в том, что посредством определенных цветовых режимов можно содействовать более эффективному развития ребенка, становлению его психических функций, формированию его базиса личностно культурному.

Механизм психического воздействия цветового сопровождения на детей может быть реализован по следующим условным направлениям:

  1. Организационные возможности цвета;
  2. Педагогические (оздоровление, воспитание, развитие, обучение детей);
  3. Реабилитационные (коррекционные)

Эти направления можно выделить условно, поскольку в реальной жизни чаще они оказываются комплексными.

Основываясь на теории И. Ньютона, мы знаем, что цвета и свет связаны между собой. Педагогам необходимо научиться пользоваться световыми и цветовыми возможностями цвета для организации занятий. Установлено, что от степени освещенности помещения зависит психологическая активность детей. Ж. Вьено утверждал: «Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение и возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение, от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу». В реальной каждодневной педагогике мы еще слабо используем огромный потенциал цветовых режимов.

Цвет имеет огромные возможности при создании соответствующего психологического фона для конкретного сюжетно-игрового действия, его укрепления, усиления, достижения максимальных реакций и занимающихся. Педагог обязан работать не только над техникой или навыками рисования воспитанников, но и обогащать их ум необходимой информацией, воспитывает духовность, закладывает основы морали, этики и эстетики. И тут цвет может оказать неоценимую услугу. Что же можно выразить цветом? Это: синий, розовый – робость, застенчивость; пастельный, зеленый, розовый – слабость, нежность; розовый, белый – слабость, бледность; красный – ультрамариновый – резкая сила и т.д.

Еще одним очень важным направлением педагогического использования цвета является его сигнальность в общей системе безопасности дошкольника. В подавляющем большинстве стран сигнально-предупреждающими служат три основных цвета: красный, желто-оранжевый и зеленый. Рассматривая реабилитационные возможности цвета, необходимо отметить его неоценимое влияние на состояние здоровья человека (ребенка). «Цвет играет значительную роль в жизни здорового или больного организма и имеет первостепенное значение для ума человека. Это постоянно обновляющийся источник радости» (Леон Доде). Поэтому педагогу следует учитывать, что в результате цветового воздействия должно происходить непрерывное «подравнивание» функций мозга ребенка, возвращение их к оптимальному режиму.

Активные и пассивные свойства разных участников спектра влияет и на физиологическое развитие человека по-разному. При освещении тела человека цветным светом были выявлены различные физиологические и биологические эффекты. Цветной свет, например, влияет на воспалительные процессы. Рана на руке быстрее заживает под действием красного цвета. В «горячем» красном цвете лейкоциты более активны, быстрее передвигаются к пораженному месту.

 Многовековой опыт использования цвета, подтвержденный научными экспериментами, стал основой цветотерапии. Немалый вклад в цветолечение внес знаменитый русский нейрофизиолог и нейропсихолог В.М. Бехтерев. Он доказал, что цвет по-своему многозначен; он влияет на наши мысли, поведение, здоровье, взаимоотношения с людьми, что изучение «языка цвета» поможет людям разрешить многие проблемы. С помощью этих знаний человеческое общество станет мудрее и здоровее.

Попытка изучения «языка цвета» делалась многими воспитателями изодеятельности, но акцент делали на изучение цвета, как главного выразительного средства живописи, правдивого отражения реальных предметов.

Главной идеей программы «Цвета детства» является попытка создания новой технологии сотворчества в познании «Языка цвета» и его влияния на психофизическое здоровье ребенка.

Система занятий реализуется по следующим принципам:

  • системности;
  • интеграции;
  • модальности;
  • адекватности требований и нагрузок;
  • постепенности;
  • периодизации;
  • принцип 2-х начал.

Содержание программы «Цвета детство» представлено 3 блоками:

Блок I : «Познакомимся? – Я цвет». (Цвет как упражнение.)

Блок II: «Язык цвета». (Цвет как изобразительное искусство.)

Блок III: «С цветом на ты». (Цвет как чувство.)

К программе разработан примерный тематический план.

Блок I «Познакомимся? – Я цвет»

(цвет как украшение)

Цель блока:

Подвести детей к пониманию того, что красота – это то, отчего человек получает удовольствие, стимулировать детей на определение красоты в самом себе и красоты вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях и т. д.)

  1. Азбука цветов.
  2. Красная страница.
  3. Оранжевая страница.
  4. Зеленая страница.
  5. Синяя страница.
  6. Белая и черная страницы.
  7. Голубая страница.
  8. Фиолетовая страница.
  9. Разноцветная страница.
  10.  В гостях у солнышка и Снежной королевы.
  11.  Цветная дискотека.
  12.  Цветные витражи.

  

Блок II  «Язык цвета»

(цвет как изобразительное искусство)

Цель блока:

Создать условия для формирования у ребенка готовности к восприятию произведений искусства и их пониманию.

1-2. Что мы умеем и любим рисовать.

  1. Знакомство с материалами и мастерской художника.
  2. В гостях у кисточки.
  3. Бусы для солнышка.
  4. Угощение для Снежной королевы.
  5. Проводы деда Мороза.
  6. Волшебные палочки.
  7. Узор на варежке.
  8. Снежинки.
  9. Гномик.
  10. Собачка клякса.

Блок III  «С цветом на ты»

(цвет как чувство)

 Цель блока:

Создать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Реализация творческого потенциала.

  1. Рождество (маски).
  2. Я любимой мамочке…
  3. День смеха и шуток.
  4. Федорино горе.
  5. Федорино счастье.
  6. Чашки и блюдца.
  7. Ура, мы едем в цирк!
  8. Грустный и веселый клоун.

9-10. Розовая композиция.

10-12. Голубая композиция.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Сентябрь

1. Что мы умеем и любим рисовать

2. Знакомство с материалом и мастерской художником

3. В гостях у кисточки

Октябрь

1. Азбука цветов

2. Красная страница (рисование свечой)

3. Оранжевая страница

4. Бусы для солнышка

Ноябрь

1. Зеленая страница

2. Синяя страница

3. Белая и черная страницы

4. Голубая страница

Декабрь

1. Фиолетовая страница

2. Разноцветная страница

3. В гостях у солнышка и Снежной королевы

4. Угощение для Снежной королевы

Январь

1. Цветная дискотека

2. Рождество Христово (маски)

3. Проводы деда Мороза

4. Волшебные палочки

Февраль

1. Цветные витражи

2. Узоры на варежке

3. Снежинки (печать от руки)

4. Гномик (лепка)

Март

1. Я любимой мамочке…

2. Ура, мы едем в цирк!

3. Грустный и веселый клоун

4. Собачка Клякса

Апрель

1. День смеха

2. Федорено горе (каждому по Федоре)

3. Федорено счастье

4. Чашки и блюдца

Май

1. Розовая композиция

2. Голубая композиция



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".

Данное мероприятие  разработано мною  по направлению "Художественно -эстетическое  развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием  художественного ...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"

Для методической разработки программы мною выбран раздел"Художественно - эстетическое развитие". Художественно - эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами...

Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию,область"Художественное творчество" с использованием здоровьесберегающих технологий.Тема "Разноцветные пузырики"

Учить детей рисовать предметы круглой формы с помощью штампа.Систематизировать у детей понятия "один-много" , "большой-маленький".Упражнять в названии основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ», УЧЕБНЫЙ КУРС «РУЧНОЙ ТРУД» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ТЕМА «РОЗА»

В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, каждому дошкольнику необходим определѐнный уровень знаний, умений и навыков, т.е. творческое саморазвитие. Именно в этой области дошкольник...

Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.

Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...