Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения с родителями, как ресурс реализации первого уровня образования.
статья по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Дельмухаметова Л. А
город Миасс
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения с родителями, как ресурс реализации первого уровня образования.
Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях. И результат - утрата так необходимых детям этого возраста теплых, защищающих их контактов с самыми близкими людьми, эмоциональная отчужденность детей от родителей, избегание контроля своего поведения со стороны отца и матери.
Каждый специалист знает, что целью всего коррекционно – воспитательного процесса является создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, а также формирование его личностных качеств.
При анализе социальных условий развития ребенка рассматривается уровень требований родителей, уровень их ожиданий, с одной стороны, и уровень возможностей, которыми располагает ребёнок, - с другой.
Важным направлением коррекционно – воспитательной работы является психолого – педагогическая помощь специалиста в формировании у родителей навыков сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием является установление полного взаимопонимания между взрослыми, призванными воспитывать ребенка. На основе данных комплексного диагностического обследования ребенку предъявляются единые требования в семье и в дошкольном учреждении.
Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями можно, используя эффективные формы работы с родителями воспитанников детского сада компенсирующего вида.
Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы условно можно разделить на три группы:
1. Коллективная – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале, в середине и конце года), групповые консультации, конференции;
2.Индивидуальная – индивидуальные консультации, беседы;
3.Наглядная – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:
1.Информационно-аналитические;
2.Досуговые;
3.Познавательные;
4.Наглядно-информационные формы.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
1.Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Сюда относятся:
-Анкетирование.
- Письменные формы взаимодействия с родителями ( брошюры, бюллетень, пособия, еженедельные записки, доска объявлений, ящик для предложений и др).
2.Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
- Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
-Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм:
Уголок для родителей.
- материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
-материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
2. Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла» и т.д.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
информацию о дополнительных занятиях с детьми объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий .
Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
К данным формам работы с родителями можно отнести и
-оформление фотомонтажей;
-совместное создание предметно – развивающей среды;
-семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
-фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
-эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.
3.Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», музыкально – спортивные развлечения такие как «Наша армия сильна, охраняет мир она» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды.
Также проводятся игры, конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».
Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Творческие мастерские», выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Совместные походы и экскурсии. Благотворительные акции, например «Музей семейной игрушки», такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы. и др.
4.Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Круглый стол», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии, педагогический совет с участием родителей, презентация дошкольного учреждения, попечительский совет, тренинги, клубы для родителей, «Дни открытых дверей», «Дни добрых дел» и др.
Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.
Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.
Обучение оказывается развивающим только тогда, когда учитывается зона ближайшего развития ребенка. Учить можно и нужно тому, что ребенок пока не воспринимает самостоятельно, но усваивает под руководством взрослых.
Список используемой литературы:
Интернет.
Научно – методический журнал «Дефектология» 2 март – апрель/.г671997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО".
Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений....
«Социальное партнерство дошкольных образовательных учреждений с семьей».
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменитьдруг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным об...
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в решении задач воспитательной системы ДОУ в условиях ФГОС ДО
Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Опыт работы нашего учреждения ...
Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"
Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...
Городское методическое объединение воспитателей общеразвивающих групп по теме «Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в вопросах нравственно-патриотического воспитания».
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременность...
«Социальное партнерство дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в современных условиях развития системы дошкольного образования »
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...
Презентация для родителей " Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи"
Актуальность темы социального партнерства семьи и ДОУ заключается в том, что на совпременном этапе ДОУ должно стать открытой социальной системой........